«Терминатор: Генезис», или киноаттракцион продолжается

1 июля 2015, 16:55

После совершенно провальной и неудачной 4-ой части культовой франшизы про небезызвестного киборга «Да придет спаситель» новый фильм о «Терминаторе» должен был либо разочаровать зрителей до конца, поставив тем самым крест на этой киновселенной, либо вызвать неописуемый восторг, заставив зрителей отринуть сомнения насчет запаса пороха в пороховницах. Для того, чтобы вернуть франшизе доброе имя, были привлечены все силы: тут и Шварценеггер вернулся на главную роль, и продюсеры собрали 180 миллионов в бюджет, и даже Джеймс Кэмерон, режиссер первых двух частей, согласился помочь со сценарием. В общем, для хорошего старта проекта было сделано все возможное. Но…

Кадр из фильма "Терминатор: Генезис"

Кадр из фильма «Терминатор: Генезис»

Начинается фильм с нескольких кадров-клише «счастливой жизни»: дети бегут по песку, мужчина берет за руку девушку, вокруг них — город, живущий своей повседневной мирной жизнью. Сопровождаются эти воспоминания о хороших временах голосом рассказчика, который повествует, как однажды машины, жившие до определенного момента бок о бок с человеком, начали войну против своих создателей и погубили больше половины населения планеты. Рассказчиком оказывается человек по имени Кайл Риз, один из бойцов «Сопротивления» — отряда, который сражается с восставшими машинами. Руководит этим отрядом всем известный Джон Коннор. «Сопротивление» наносит сокрушительный удар армии роботов, и «Скайнет», главный мозговой центр киборгов, посылает в прошлое одного из своих солдат, чтобы убить Сару Коннор, мать Джона, и тем самым предотвратить рождение лидера армии людей. То есть первые минуты фильма рассказывают нам предысторию событий, которые мы видим в оригинальном «Терминаторе». Однако в «Генезисе» знакомая история начинает развиваться совершенно по другому сценарию.

В целом, сюжет во многом перекликается с первыми двумя частями, некоторые сцены даже скопированы один в один — создатели говорили, что хотели тем самым порадовать поклонников оригинального «Терминатора». Но, все же, большинство событий в фильме придуманы специально для «Генезиса», зрители еще не видели их и могут только догадываться об их составляющей. Сценарий, несомненно, является одним из плюсов картины, сюжет хорошо закручен, а из-за игр со временем, коим в фильме уделено особое место, зрителю постоянно приходится сопоставлять и высчитывать в уме отношение происходящих действий в прошлом, настоящем и будущем. Однако не все так гладко, как хотелось бы.

Кадр из фильма "Терминатор: Генезис"

Кадр из фильма «Терминатор: Генезис»

К последней трети фильма устаешь от постоянных перестрелок и драк, которые происходят каждые две-три минуты и которые под конец становятся все более однообразными. Безусловно, жанр боевика подразумевает под собой сборник экшен-событий, но в погоне за очередным «выстрелом» или «взрывом» теряются образы героев, и это откладывает свой негативный отпечаток на общее впечатление. Чем дальше продвигается сюжет фильма, тем персонажи становятся все более обезличенными, а экшен-действия все более неуместными. В этом непрерывном потоке герои даже не успевают обменяться репликами. Зритель не видит характеров, не может никак обозначить для себя персонажей, кроме примитивного «хороший герой — плохой герой». Поэтому возникающие в фильме любовь между мужчиной и женщиной, чувства матери и отца к сыну, дружба человека и робота – все это становится только действиями героев, но зритель не чувствует и не верит этому. Это особенно огорчает, ведь, по словам продюсеров картины, они хотели, подобно Кэмерону, сделать людские чувства и переживания главными в этой истории, а уж «эффекты», «стрельбу» и «фантастику» поставить на второе место. Увы, не удалось.

Если говорить об актерском составе, то стоит отметить, что он получился пестрым и разношерстным. Безусловно, главной звездой является «Железный Арни», которому отлично подходит образ машины-убийцы, обретшей человеческую душу. Шварценеггер прекрасно справился со своей задачей, с невозмутимым лицом кромсая врагов. Он в очередной раз доказывает, что еще в форме и полон сил, а уж его брутальность и так оставалась вне всяких сомнений. Особенно порадует фанатов вселенной «Терминатора» такие фирменные знаки франшизы, как поднятый вверх большой палец и фраза «I’ll be back». А к ним прибавится еще и «дружеская улыбка», которую Терминатор несколько раз показывает в «Генезисе», и которая, несомненно, станет еще одной фишкой фильма.

Кадр из фильма "Терминатор: Генезис"

Кадр из фильма «Терминатор: Генезис»

Что же касается остальных актеров, то следует отметить Джейсона Кларка, которому досталась роль Джона Коннора, самого сложного и неоднозначного героя картины. Кларк идеально вжился в образ своего персонажа, он смотрится живо и интересно. Если своими предыдущими ролями он так и не смог выбить себе широкого признания, то работа в этом проекте должна дать новый толчок его карьере. Из Эмилии Кларк же получилась отличная Сара Коннор, во многом благодаря тому, что внешность актрисы замечательно подходит образу хрупкой молодой женщины, которая, несмотря на всю свою женственность, бесстрашный воин и борец за будущее мира. Смотрится такой набор качеств у персонажа впечатляюще, и от Эмилии Кларк, стопроцентно «попавшей» в свою героиню, не хочется отводить глаз. Чего нельзя сказать об исполнителе роли Кайла Риза – Джайа Кортни. Актер играет неубедительно, ему не хочется сопереживать. Тем более, находясь половину фильма в компании персонажей Шварценеггера и Кларк, Кортни совсем блекнет, а история любви Кайла и Сары из «козыря» фильма превращается в его балласт. Да и как может быть по-другому, когда один из героев не раскрывается совершенно, а значит, и его реплики зритель пропускает мимо ушей, попросту не веря им.

Кадр из фильма "Терминатор: Генезис"

Кадр из фильма «Терминатор: Генезис»

Не повезло с ролью и блистательному актеру Джонатану К. Симмонсу. Его персонаж будто бы насильно втянут в сюжет, он не играет там практически никакой важной роли, да и появляется, в сумме минут на 10 экранного времени. Получается, что мы, зная о невероятном таланте Симмонса, видим его безликого героя, который совершенно ничем не запоминается. Вероятно, актера позвали на эту роль ради громкого имени, но такой проект не раскрыл даже малой части его способностей.

Новый «Терминатор» в каких-то моментах, все-таки, отдает атмосферой оригинальных лент, но в большинстве своем – это абсолютно новый проект, для которого уже запланированы две части продолжения и один ТВ-сериал. Такой ход события приняли, во многом, из-за режиссера, работавшего над этим фильмом. Алан Тейлор снял большое количество прекрасных сериалов, но на просторах полнометражного кино не отметился ничем, кроме невнятного фильма «Тор-2». Скорее всего, Тейлор новым «Терминатором» окупит бюджет и «заработает» премии для всех, кто принимал в нем участие. Но повторить успех оригинала у него не получится – да и, впрочем, ставилась ли такая задача? В оригинальной киновселенной все погони и перестрелки служили украшением для истории об очеловеченном киборге-убийце и сражающейся за мир женщины, которая невольно стала единственной надеждой всего человечества и с доблестью вынесла все тягости такой судьбы. В «Генезисе» же история любви и преданности человека и робота носит «разбавочный» характер для непрерывного экшена, который зашкаливает по уровню концентрации событий. «Золотой середины» в фильме нет, благодаря чему его решили растянуть еще на несколько частей и серий. Да, лента, по большей части захватывающая и динамичная, да, спецэффекты и трюки на высшем уровне… Но что за ними? Остается очарование Шварценеггера, красота Эмилии Кларк и пара неплохих сюжетных перипетий. Ошибкой ли было повернуть франшизу в такую сторону? С коммерческой точки зрения – нет, киноаттракцион удался, но по отношению к зрителю, который любит историю «Терминатора» ответ будет найти непросто.

Кадр из фильма "Терминатор: Генезис"

Кадр из фильма «Терминатор: Генезис»

«Терминатор: Генезис» — средний, не впечатляющий фильм, который хоть и выглядит лучше двух своих предшественников, все же и рядом не стоит с первыми частями Кэмерона. Навороченные спецэффекты, неплохая операторская и монтажная работа, замиксованный саунд-трек оригинала, играющий рефреном на протяжении всего фильма, высокий накал экшена – все эти плюсы фильма, несомненно, его украшают, но ничем не выделяют на фоне других фантастических боевиков. Решение сделать из истории «Терминатора» картину, больше похожую на 5-6 сжатых эпизодов сериала, не смогло оправдать надежд, которые возлагали не «Генезис». Не спасают ни обаяние Арни, ни замудренность сюжета, ни пафос всего происходящего. Обычный фантастический боевик с неплохим актерским составом, делающий ставку, в первую очередь, на свою визуальную составляющую, а не на атмосферу и сопереживание героям, которыми так славились оригинальные фильмы.

Любителям боевиков и большим поклонникам киновселенной «Терминатора» такой проект может прийтись по вкусу, все-таки «взрывы» и «стрельба» тут на уровне, да и отсылок к первым частям предостаточно (на них все и держится). В остальном фильм практически ничем не цепляет: это проходной продукт с замашкой на успешный коммерческий проект в нескольких частях. Не впечатляет, не трогает. А жаль.

Текст: Александр Макаров

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ