Судья: извечный конфликт поколений

10 октября 2014, 09:14

Семейные драмы — любимая тематика голливудских продюсеров, оно и понятно. Подобная проблематика обеспечивает огромный простор для творчества: от слезливых мелодрам до подростковых комедий. И все это делается ради того, чтобы ответить на извечный вопрос: откуда берется та огромная пропасть, которая разделяет два поколения. 

Фильм «Судья», который выходит на российские экраны 16 октября, расскажет историю успешного и чертовски самоуверенного адвоката Хэнка Палмера в исполнении Роберта Дауни мл. Он живет в особняке в Чикаго с красавицей женой и очаровательной дочкой. На адвокатском поприще у него все идеально: нет ни одного поражения. Ну и пусть его клиенты в большинстве своем виновны, по словам Хэнка просто «невиновным он не по карману». Но это лишь изнанка, на деле его брак разваливается, а любящая мать умирает. Ему приходится ехать домой на ее похороны, где его неизбежно ждет встреча с отцом. А ведь много лет назад Хэнк, не оглядываясь, бежал из дома из-за неразрешимого конфликта. Похороны матери оказываются тем единственным маяком, из-за которого спустя 20 лет Хэнк возвращается в Карлинвилль. Да, теплого радушного приема ждать не приходится, но все оказывается намного хуже, чем предполагал Хэнк. Его отец, почтенный городской судья, занимающий эту должность в течение 42-х лет, обвиняется в тяжком преступлении. Сможет ли главный герой переступить через все свои обиды и спасти отца от сурового вердикта? Не поздно ли исправить старые ошибки и пробивать брешь в стене, которая выросла за эти годы между отцом и сыном?

Это фильм о сложных отношениях между отцом и сыном на фоне одного судебного процесса, где на чашах правосудия оказываются человеческие судьбы. 
Роберт Дауни мл. отошел от образа гения, миллиардера, плейбоя, филантропа и примерил на себя драматическое амплуа. Не часто мы видим Дауни в таком образе на большом экране, поэтому нельзя пропускать такое зрелище.  Особенность данного фильма состоит в том, что здесь ты не ждешь с замиранием сердца окончание картины, чтобы узнать, чем же все закончится, как то мы могли наблюдать на  примере недавней «Исчезнувшей» Финчера, просмотр которой напоминает поездку на Американских горках. «Судья» больше похож на неспешную прогулку в парке, где ты вместо завораживающих пейзажей наслаждаешься сложными психологическими образами, сильной актерской работой, нетривиальным сюжетом и невероятной атмосферой.

Работа, которую проделала команда под эгидой постановщика Дейвида Добкина, заслуживает громких аплодисментов на финальных титрах. Особо хочется выделить два аспекта: это актерская игра и атмосфера фильма.  На постерах грозно возвышается Роберт Дауни мл, оно и понятно, главный герой, но у «Судьи» главным козырем  является оскароносный актер Роберт Дювалл («Нежное милосердие»). Ему досталась роль городского судьи старой закалки, отца персонажа Дауни-младшего. Из-за сложного характера и уверенности в силе закона детство его сына превратилось в кошмар. Сможет ли человек в конце своей жизни изменить свое отношение и стать для родного сына отцом, а не судьей? 

1412096306_1559573481_kadry

У этого фильма есть свой стиль и свое настроение. Ну вы знаете: маленький уютный городок, где все знают друг друга в лицо, а по вечером встречаются в местном баре. Музыкальное сопровождение, написанное известным композитором Томасом Ньюманом, добавляет завершающие штрихи для общего восприятия картины. ​«Музыка Томаса Ньюмана с самого начала была частью этого фильма» – утверждает режиссер, и это на самом деле так.

Стоит отметить ряд сцен, которые насквозь пронизывают душу кинозрителя и могут растрогать даже самого закоренелого циника. Финальное слушание, сцена купания отца сыном, разговоры братьев. При своей внешней простоте они обладают невероятный глубиной, и оказывается, что рядовые бытовые моменты раскрывают образы героев лучше, чем стандартный конфликт интересов. 

Но при всех своих достоинствах создатели «Судьи» совершили одну большую ошибку. Они не определились с жанровой принадлежностью и попытались угодить каждому зрителю. Здесь будет фирменный сарказм Дауни из «Железного человека», типовые клише из дешевых мелодрам, драматические моменты и общий настрой на серьезную, взрослую и местами трагическую киноленту. Это и мешает «Судье» преодолеть границу фильмов на один раз и перейти в разряд шедевров кинематографа. Нам не дают забыть, что как бы то ни было, этот фильм в первую очередь — коммерческий проект, который должен приносить деньги, а уже потом это произведение искусства. Именно поэтому далеко уйти от образа харизматичного и уверенного Железного человека Дауни не позволяют, а сценарист нарочно разбрасывает по мере повествования „сюжетные подсказки”, чтобы в конце поиграть с ними по всем законам жанра мелодрам. При этом фильм очень многое теряет из-за огромного хронометража: все сильные драматические моменты сливаются с потоком ненужных, лишних сцен, а от этого их эффект теряется на общем плане.

k
В итоге мы имеем выделяющую своим настроением, атмосферой и глубиной картину, которая не смогла рискнуть и поставить на карту все, чтобы выйти за пределы коммерческого проекта. От простой и проходной ленты ее отличает достойный актерский состав, который сработал, как швейцарские часы, и прекрасно прописанные образы героев, а от высоко-художественной картины —сюжетные клише и попытка попасть под жанр семейного кино. Но все же, как вердикт, эту ленту стоит посмотреть каждому, ибо ценность семейных отношений — извечная проблема общества.

Текст: Полина Михайлова

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ