Стокгольмские истории

6 июня 2015, 13:31

6 июня Швеция празднует свой Национальный день, в честь этого события мы собрали 5 лучших шведских фильмов, которые должен увидеть каждый.

О том, что сегодня, 6 июня, Швеция празднует свой Национальный день, в России знают далеко не все. Что нам вообще известно об этой стране, кроме Астрид Линдгрен, выигравшего Евровидение Монса Сельмерлёва, национальной хоккейной сборной или булочек с корицей? Что насчет кинематографа? Ведь будучи по-своему оригинальным, этот жанр искусства до сих пор остается неизвестным огромному количеству зрителей. Дабы исправить это упущение, предлагаем вам подборку пяти шведских фильмов разных жанров и эпох. Когда, как не в Национальный день Швеции, стоит начинать (а, возможно, уже продолжать) знакомство с ними?

«En kärlekshistoria» / «Шведская история любви»

Для тех, кто еще не знает, с 13 по 18 июня в Москве состоится ретроспектива Роя Андерсона. Его фильмы будут показаны в оригинале, что уже само по себе интригующе, но все-таки в первую очередь звездой будет сам режиссер, который посетит это мероприятие. На родине он считается самым уважаемым кинематографистом (после Ингмара Бергмана, разумеется), и его стиль, равно как и своеобразный юмор, узнается моментально. А прославился Рой 45 лет назад, сняв в 1970 году «Шведскую историю любви».

Вообще, кажется, что ничего особенного в фильме нет. Главных героев, Пера и Аннику, так и тянет назвать Ромео и Джульеттой — истории довольно похожи, даже возраст более-менее совпадает. Они из разных социальных кругов (парень подрабатывает в автомастерской, которой владеет его отец, а девушка — дочь довольно состоятельного продавца холодильников), так что, разумеется, влюбляться друг в друга им нельзя. И, естественно, именно это и происходит. По сути дела, это еще одна история о первой любви, в которой, несмотря на все препятствия и запреты, все будет хорошо просто потому, что так должно быть. Тут даже жанр сразу и не определишь: вроде комедия, а вроде и драма. Но ведь картина  о любви? Значит, такое разнообразие эмоций абсолютно нормально.

«Fanny och Alexander» / «Фанни и Александр»

Основная тема творчества Ингмара Бергмана — семья. Он рассматривает ее как модель общества, как начало судьбы человека, как источник всех сильных эмоций. И все эти мотивы сошлись в киноромане «Фанни и Александр». Возвращаясь в прошлое почти на 80 лет (события относятся к 1907 году), фильм является не воспоминанием, а материализацией памяти. Эта «эпическая сага о семье», как окрестили картину критики всего мира, стала абсолютной классикой мирового кино.

Жизнь семейства Экдаль показана глазами детей — брата и сестры, наблюдающих за всеми событиями «изнутри». Они счастливы, пока семья едина. Как только дело доходит до реальной трагедии, они невольно оказываются втянутыми во все происходящее, но не способными что-то изменить: они же еще дети, их мнение мало кого интересует. И это очень сильно влияет на них самих. К картине невозможно остаться равнодушным; другой вопрос в том, что эмоции у каждого конкретного зрителя могут быть абсолютно разными от восхищения до ненависти.

«Låt den rätte komma in» / «Впусти меня»

Вообще триллеры — не такое уж частое явление для шведского кино. Но вот один из них, где главными героями являются вампиры. Со времен выхода «Сумерек» сравнение с сагой прямо-таки само напрашивается, но у «Впусти меня» и смысл глубже, и актерская игра на порядок выше, и сами по себе сцены красивее. При этом картина довольно длинная, детализированная и по-шведски неторопливо тянущаяся, так что неусидчивым любителям хоррора она вряд ли придется по душе.

А если же вы все-таки однажды решите его посмотреть, то увидите двенадцатилетнего мальчика Оскара, живущего в пригороде Стокгольма и обижаемого одноклассниками. Каждый день он подвергается насмешкам, сносит вечные нападки, а вечером строит планы мести, описывая их в своем личном дневнике. И однажды (ночью, конечно) он знакомится со своей новой соседкой, девочкой по имени Эли — единомышленницей и таким же изгоем. «Впусти меня» — не просто ужастик, но еще и драма: одиночество и осознание того, как трудно найти в мире кого-то, кто смог бы понять и принять тебя в любом виде, не покидают все 110 минут просмотра.

«I rymden finns inga känslor» / «В космосе чувств не бывает»

Он не любит коричневые предметы, а круглые — любит. И как тогда относиться к круглой коричневой крышке люка? Вот и он не знает.

Он — это восемнадцатилетний Симон, и у него синдром Аспергера. Его самым любимым местом является космический корабль (на деле — огромная цистерна), в котором он прячется от внешнего мира, от непонимающих и даже боящихся его родителей и остальных подверженных ненужными эмоциями людей. Космос же идеален, и существует только один человек, ради которого Симон способен вернуться на Землю — это его брат, Сэм. При этом земная жизнь у него четко распланирована, и поначалу все вроде бы идет неплохо. Даже девушка Сэма, Фрида, смирилась с четко отведенным количеством времени на утренний душ и строго определенной едой в каждый из дней недели. Но в один из дней ей надоедает быть «частью идеального уравнения», и она просто уходит, оставив своего молодого человека с разбитым сердцем, а Симона — с провалами в распорядке дня. Чтобы мир снова стал идеальным, нужен кто-то третий, и Симон сразу же приступает к поискам той, кто сможет удовлетворить всем его требованиям. Им ведь нужна не абы кто, а «новая дура, способная терпеть выходки больного на голову»! Но реальность то ли по правилам, то ли вопреки им, дает свой ответ. Где бы ты ни был — в космосе или на земле — чувства спланировать нельзя (даже если ты уверен, что можно).

«Hundraåringen som klev ut genom fönstret och försvann» / «Столетний старик, который вылез в окно и исчез»

В названии уже отражена вся суть фильма: Аллан Карлсон, не придав особого значения своему сотому дню рождения, просто открыл окно своей комнаты в доме престарелых, перелез через раму и ушел. У него нет никаких конкретных планов или маршрутов, он просто едет туда, куда получится. По пути старик случайно прихватывает чужой чемодан, встречает более молодого попутчика, затем еще одного… и становится целью банды мотоциклистов, которым и принадлежит чемодан, и в нем не одежда и документы, а 50 миллионов шведских крон.

Параллельно Аллан рассказывает все, что произошло с ним за эти 100 лет. Он участвовал в гражданской войне против диктатуры Франко, помогал американцам создать бомбу на основе плутония, пил водку со Сталиным и провел несколько лет в ГУЛАГе, где познакомился с братом Альберта Эйнштейна. Несмотря на кажущуюся абсурдность, в итоге получается, пожалуй, одна из самых забавных картин о том, как добро побеждает зло, с нескучным сюжетом, удачным музыкальным сопровождением и действительно смешным черным юмором.

Текст: Наталья Ивкина

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ