Стивен Спилберг: от любительских короткометражек к многомиллионным шедеврам

18 декабря 2014, 12:28

Стивен Спилберг – выдающийся режиссер, сценарист, продюсер в одном лице. Все мы знакомы с ним, как с фантастическим режиссером, создавшим целую науку в кино, применившим особую технику съемки, разработавшим свой индивидуальный подход, подчас смелый, порой нереальный, выходящий за все возможные рамки. Этот человек вложил душу в кинематограф и, бесспорно, не прогадал.

На его многочисленных фильмах выросло и воспиталось не одно поколение. Список его работ богат и разнообразен. Сегодня мы вновь обратим наш взгляд на его искусство, которым он нас радует на протяжении уже 67 лет,  поменяв угол зрения на его творчество, его жизнь и работу. Стивен Спилберг – личность всеми узнаваемая, но мы хотим увидеть известного режиссёра на пороге его карьеры, с интересом пройтись по истории его детства, когда он делал уже первые свои кадры, впоследствии ставшие основой для мировых бестселлеров. Вдохновение, помноженное на упорство, вера в свои идеи, мечтательность – вот качества, которые положили новый виток в кинематографии и создали из Спилберга состоявшегося режиссера с именем, знакомым любому, кто знает, что такое кино.   Прежде чем начать обзор знаковых кинокартин в фильмографии режиссера, мы познакомимся со Стивеном Спилбергом, перечеркнув все титулы и отделив его имя от массовой культуры, обойдемся без громких слов, ведь его прошлое скажет нам больше. Осветим лишь небольшую часть его биографии, поэтапно касаясь разных сторон жизни режиссёра. Стивен Аллан Спилберг родился 18 декабря 1946 года в Цинциннати (штат Огайо, США) в еврейской  семье инженера Арнольда Спилберга и профессиональной пианистки Леи Адлер. Матери пришлось расстаться с мыслью о карьере ради воспитания четверых детей – Стивена, Энн, Сью и Нэнси. Вскоре семья переезжает в Финикс (штат Аризона). В это время у Стивена появилось прозвище «человек-кинокамера».

История детства: первые кадры

Ему было 11 лет, когда он впервые взял в руки 8-мм кинокамеру с пружинным приводом, марки «Белл» и начал снимать любительские фильмы о «летающих тарелках» и о боях Второй мировой войны. Вскоре гостиная их дома превратилась в кинотеатр для соседей и знакомых; члены семьи продавали билеты и лимонад. «Съемка одного фильма обходилась мне в 50 долларов; из этого расчета и назначалась цена билетов, так что к концу лета у меня набралось как раз 55 долларов», – вспоминал Спилберг. – «В наши дни этим методом «мелких контрактов» работает весь Голливуд».

Осенью Стивен поступил в Университет штата Калифорния, в городе Лонг-Бич. Конечно, он хотел изучать кинопроизводство, но его школьный аттестат оказался не настолько хорош, чтобы перед ним распахнулись двери престижных киноинститутов, таких, как «USC» или «UCLA», и ему пришлось довольствоваться изучением английского языка и литературы, тем более что он чувствовал слабость своих знаний в этих областях. Вышло, однако, так, что Стивен стал больше просиживать в кинозалах, чем в библиотеках, а потом увлекся съемками любительских фильмов на 16-мм пленке. В свободное время он пропадал на студии Universal, стараясь увидеть, как работают настоящие мастера кино. Стивен не жалел сил и времени на свои внеклассные работы и отчаянно искал способы показать свои фильмы кому-либо из администрации студии, а тем временем его успехи в университете оставляли желать лучшего.

Смелые идеи Стивена Спилберга

Z6sYB3Uw5KA

Спилберг с детства научился рассказывать «жуткие» истории. Сначала он пугал ими своих маленьких сестренок, а потом с их помощью находил себе друзей среди подростков. Уже в детстве он пытается делать фильмы ужасов, в которых вместо крови использует вишнёвый сок. В 12 лет он впервые принял участие в юношеском конкурсе любительских фильмов. В первом в его жизни конкурсе мальчишка побеждает, представив на суд жюри свою 40-минутную картину о войне «Побег в никуда» (1960), в которой снимались его родители и сёстры.

24 марта 1963 года в местном кинотеатре состоялась необычная премьера – двухчасовой фильм «Небесные огни», снятый местными школьниками во главе со Стивеном Спилбергом, рассказывающий историю похищения людей инопланетянами для использования их в космическом зоопарке. Профинансировали картину родители Стивена: в проект было вложено около 600 долларов, бесплатное питание съёмочной группы обеспечивала мать Спилберга, помощь в строительстве макетов оказывал отец.

Трамплин

В короткометражном фильме «Эмблин», продолжительностью в 22 минуты, рассказывалось о парне и девушке, путешествовавших на попутных машинах к Тихому океану. Фильм был снят за 10 дней и обошелся в 10 000 долларов. Деньги на производство картины дал Деннис Хоффман, учившийся в колледже вместе со Стивеном и собиравшийся стать кинопродюсером. Оператором был Аллен Давю, который потом работал у Спилберга на съемках фильма «Инопланетянин». После фильма «Эмблин» на Стивена обратили внимание. «Эмблин» был вполне сознательной попыткой прорваться в кинобизнес – он вышел удачным и подтвердил, что Спилберг может свободно обращаться с кинокамерой, правильно строить кадр, ставить освещение и работать с исполнителями.

На следующий день после показа фильма Спилберга вызвал к себе сам глава Universal Pictures, Сидни Шейнберг, и предложил ему подписать семилетний контракт. Стивену был в то время 21 год. Спилберг бросил университет и так и не получил диплом. Он побаивался, что отец не простит ему этого, но фактически Стивен именно теперь вступал в свой настоящий университет – «Университет телевидения и кино», где и получил опыт и знания, сослужившие ему бесценную службу на избранном пути. Вскоре правильность его решения подтвердилась: фильм «Эмблин» выиграл приз на кинофестивале в Атланте, а потом – награду на кинофестивале в Венеции в 1969 году.

Восхождение

Стивен Спилберг ворвался в массовое сознание зрителей в 1975 году фильмом «Челюсти» и с тех пор практически ежегодно будоражит мир кино новыми работами, каждая из которых открывает всё новые и новые грани его блестящего таланта. Нельзя сказать, что критика сразу и безоговорочно приняла его творчество. Годами его подвергали жестоким упрекам за то, что в его фильмах нет тематической остроты, социальной и психологической проблематики, за то, что он уходит в мир технического совершенства, забывая о человечности кино.

Мировая известность

K2m1VUmIVrA

Став взрослым, Спилберг сохранил живые воспоминания о детстве, послужившие источником его самых выдающихся произведений. Так, в фильме «Инопланетянин» он отразил чувства, навеянные неспокойной семейной жизнью. «Это фильм о подростке, пытающемся найти какую-то опору в жизни», – говорил он.  С выходом фильма «Инопланетянин» в 1982 году Стивена Спилберга начали воспринимать не только как режиссера коммерческих картин, но и как талантливого творца. История о маленьком инопланетянине, воспитанном детьми, полюбилась не только зрителям, но и получила высокие оценки критиков. Картину неоднократно признавали одной из лучших фантастических лент в кино.

После «Инопланетянина» Стивен Спилберг отошел от фантастических, развлекательных фильмов. Покончив с кассовыми рекордами, Спилберг принялся за другие. Например, картина «Цвет пурпура» (1985) была занесена в Книгу Рекордов Гиннесса как лента, которая имела наибольшее число номинаций, но не получила ни одного «Оскара». А «Список Шиндлера» (1993) стал самым дорогим черно-белым фильмом в истории кино и принёс режиссёру долгожданную статуэтку от Американской киноакадемии.

Интересные факты о Стивене Спилберге:

—        он утверждает, что актер Ричард Дрейфусс – его альтер-эго;

—        режиссёр хранит дома знаменитые санки из реквизита ленты Орсона Уэллса «Гражданин Кейн»;

—        Спилберг – крестный отец Дрю Бэрримор, а Гвинет Пэлтроу почему-то называет его «дядя Морти»;

—        именно Спилберг начал традицию выпускать в прокат блокбастеры летом: так в Голливуде заведено с 1975-го, с тех пор как «Челюсти» стали первым 100-миллионным хитом;

—        по словам жены Спилберга, актрисы Кейт Кейпшоу, Стивен боится самолетов, лифтов и тесных закрытых пространств;

—        Стивен Спилберг – один из двух самых богатых людей Голливуда. Второй – разумеется, Джордж Лукас. По оценкам экспертов, состояние каждого из них превышает 2 миллиарда долларов;

—        у Стивена украинские корни, его бабушка жила в Одессе;

—        21 мая 2008 года Стивен Спилберг был награждён орденом Почётного легиона за его творчество в целом, а также за вклад в освещение геноцида евреев и конфликта в Дарфуре;

—        в 2001-м году королева Елизавета произвела режиссёра в рыцари «за неоценимый вклад в развитие британской кинопромышленности»;

—        изначально Спилберг хотел, чтобы Фрэнка Эбегнейла мл. в фильме «Поймай меня, если сможешь» сыграл Джонни Депп;

—        в фильме «Поймай меня, если сможешь» используется Aston Martin DB5. Это личный автомобиль Спилберга.

FnPHXqJx8QY

Когда мы говорим о кино, то одним из первых имен, которые приходят на ум, является, конечно, имя Стивена Спилберга. Его фильмы вот уже два десятилетия гремят по всему миру. Кассовые доходы от них ни с чем несравнимы. Если о каком-то фильме или режиссере говорят как о чем-то из ряда вон выходящем, то всегда рядом появляется фигура Спилберга, потому что величина любого настоящего успеха оценивается в сравнении с его успехами.

Талант, безупречную технику, труд, который вложил этот режиссер в киноискусство, трудно переоценить.  Каждый из нас может сесть на диван, включить телевизор и на пару часов отвлечься от всех дел, посмотрев отменные фильмы этого режиссера. В них можно увидеть богатое воображение, живой ум, мечты человека, в далёком детстве вдохновенно державшего 8-миллиметровую камеру и по сей день с ребячеством переносящего образы и истории на большой экран, истории с легкостью вписавшиеся в мировое кино. Список работ Спилберга – внушительный, мы многое можем из них почерпнуть, не имеет значения, любим мы кино, или нет – это позволит нам стать участниками удивительного путешествия в другие миры. Окунитесь в мир Стивена Спилберга, и вы непременно найдете что-то для себя. Мы благодарим режиссёра за его безграничную фантазию и прекрасные работы, ожидая от него новых свершений!

Текст: Александр Алиферов

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ