Станислав Говорухин о белом нуаре и экранизации Сергея Довлатова

20 сентября 2014, 16:43

В преддверии широкого релиза журналистам устроили специальный показ киноленты отечественного режиссера Станислава Говорухина «Weekend»(«Уик-энд»). Это уже третья попытка донести фильм до зрителя. В ноябре 2012 г. он  был впервые продемонстрирован в малом зале российского парламентского киноклуба, а в июне 2013-го открыл сочинский фестиваль «Кинотавр». Здесь уместно вспомнить скандальную историю, подпортившую картине прокатную репутацию. Мало того, что присутствовавшие на «Кинотавре» критики остались в недоумении от любительских экспериментов Говорухина в области жанра «нуар», так еще и сам создатель «Уик-энда» выразил негодование по поводу смеха в зале при отсутствии на экране комических сцен. Заслуженный кинодраматург тогда объявил, что больше не собирается становиться по ту сторону камеры , потому что у его фильмов нет подходящей, «читающей», аудитории.
К сожалению для Говорухина, нынешний пресс-показ тоже не обошелся без смешливых зрителей. А ведь и правда, данную работу нельзя рассматривать как триллер, детектив и уж тем более, драму. «Weekend» работает только в зеркальном отражении, как пародия на самое себя, а если копать глубже, то на все «кафкианское» кино. Сразу вспоминаются вполне серьезные ленты: «Процесс» Орсона Уэллса, по одноименному роману Франца Кафки, или «Посторонний» Лукино Висконти по книге Альбера Камю, и такое сопоставление производит сатирический эффект. У Говорухина как-то хаотично переплетаются «чернуха» в стиле дешевых криминальных телесериалов и модернистские материи, случайно провернутые через мясорубку русской души. Устанешь удивляться, как могут в одном 1.5 -часовом фильме уложиться  клаустрофобские рыдания застрявшего в лифте финансового директора в корпорации N (Максим Матвеев), приключения юной парочки «с района» в одесском люксовом отеле, карикатурная стервозность секретарши директора (Юлия Пересильд) с псевдо-эстонским акцентом. Да, и присовокупите к этому  бергмановскую зарисовку на пустынном пляже с шведским фотографом, наслаждающимся фольклорным пением деревенской барышни. До этого она  разговаривала  со своим парнем исключительно на выдуманном режиссером «подростково-пацанском» диалекте и раскрывала перед ним все свои ракурсы.

govoruhin-rabotaet-nad-filmom-po-motivam-proizvedeniy-dovlatova_1

Герои «Уик-энда» так же внезапно перевоплощаются в убийц, как рыбаки вылавливают выброшенный в море пистолет, и не спрашиваете, о чем это я. В этом вся суть фильма. Убери из него диалоги, и это был бы шедевр кино-абстракционизма. Попурри из различных жанров, складывающееся в немую комедию. Надо сказать, что визуальные решения фильма плавнее оседают в голове. Чего только стоит сцена падения персонажа Матвеева с эшафота прямо в шахту лифта. Образно, жаль, что не подкреплено сценарной концепцией. «Weekend» относится к типу фильмов, из которых выгоднее делать легенду: показывать яркие кадры, интригующий трейлер, но не всю пленку целиком. Отсюда возникает недопонимание: к чему этот запоздалый перепоказ? Предположения на этот счет решили высказать на открытом пресс-обсуждении творческих планов председателя комитета Госдумы РФ по культуре Станислава Говорухина в президентском зале столичного информагенства.

Кроме самого режиссера, на конференции присутствовала актриса Юлия Пересильд и генеральный директор кинокомпании-дистрибьютора «Люксор» Сергей Сорочкин. Журналистов сразу предупредили о том, что герой пресс-дня торопится и не сможет ответить на все насущные вопросы. Однако Говорухин уверил собравшихся, что «на поезд не опаздывает» и готов продолжать дискуссию как можно дольше. В расслабленной манере строитель «Вертикали» рассказал в своем равнодушном отношении  к будущему проекта »Weekend». «Работалось легко. Работа закончена год назад. Уж что там ожидает  проект в будущем, меня не волнует», — были приблизительные слова режиссера. Когда речь зашла о возможностях зарубежных зрителей увидеть картину, прокатчик Сергей Сорочкин пояснил, что приоритетной является все-таки аудитория России, а также стран СНГ, в особенности Казахстана.

Не обошли вниманием исполнительницу одной из главной женских ролей Юлию Пересильд, которая поведала о личных  впечатлениях от сотрудничества с человеком, который никогда не меняет «место встречи». Очевидно, между двумя артистами сложились теплые профессиональные отношения. Молодая актриса посетовала, что восьми дней совместной работы недостаточно, чтобы насладиться талантом мастера. Говорухин с улыбкой сказал, что не посмел бы вырезать ни одной сцены с участием девушки, ведь «она такая красивая». По его словам, выбор  Юлии  произошел под воздейстием от ее запоминающейся роли в спектакле «Варшавская мелодия» (Театр на Малой Бронной).

Насчет жанра »Weekend-а» завсегдатай «Мосфильма» сделал оговорку: его «нуар» не является «черным» в привычном понимании этого термина, а напротив, «белее» всяческих пошлых комедий или боевиков со сценами насилия.  Не раз напомнили Станиславу Говорухину про его политические инициативы в области кино. В частности, его спросили, кинопродукцией каких регионов  можно было бы заменить заполонившие кинотеатры голливудские фильмы. Оказалось, что он ценит кино Ирана и Китая, но по-настоящему восхищается лентами корейских режиссеров. Именно за счет последних творческий деятель и предложил сокращать процент американских блокбастеров.

Кадр из фильма "Weekend"

Кадр из фильма «Weekend»

Часто участники пресс-конференции искали у известного гостя подтверждения появляющихся в информационных сводках статистических данных из сферы кинобизнеса. Так, одна журналистка поинтересовалась, почему  при наличии в стране 41-й функционирующей киностудии производится  так мало качественных продуктов. Говорухин явно удивился вопросу и сослался на парламентский закон думского комитета по культуре, согласно которому студий всего 30, и то в основном частные. Большие надежды он возлагает на Ялтинскую студию, которая призвана стать новой «меккой» киноиндустрии.

Охотнее всего депутат «Единой России»  рассказывал о своем новом проекте, находящемся на стадии подготовки к съемкам. Говорухин написал сценарий к фильму «Конец прекрасной эпохи» — вольной экранизации сборника новелл «Компромисс» писателя Сергея Довлатова. В основе сюжета судьба таллинского журналиста, частично напоминающего по  жизненным обстоятельствам самого писателя. Действие перенесено из довлатовских 70-х в 1969 г.- период первого полета человека на Луну. В названии картины содержится референс к стихотворению Иосифа Бродского. Прекрасная эпоха- это своеобразный синоним политической «оттепели». Выпуск фильма в ближайшее время не предвидится — зритель все еще не тот.

Что касается уже давно отснятого «Уик-энда», его окончательный релиз назначен на 16 октября. К тому же, Сорочкин радушно пригласил сотрудников прессы придти 8 октября на торжественную премьеру в кинотеатре «Октябрь». По обещанию дистрибьютора, фильм будет сопровождаться масштабной рекламной кампанией и получит более 400 киноплощадок. Очевидный вопрос о том, почему режиссер в конце концов смирился и согласился дать фильму коммерческую дорогу, остался без ответа со стороны Говорухина, зато Сорочкин с радостью признался в своем желании заработать денег  с продаж билетов. Конечно же, это была шутка.

 

Текст: Анастасия Меншутина

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ