Совсем не сказки Андерсона

26 июня 2015, 15:38

Он не снимает фантастических фильмов: все происходящее на экране вполне укладывается в условные рамки реальности. Но это отнюдь не мешает восхищаться его режиссерским талантом и удивляться неповторимым сплетениям судеб героев его картин. Сегодня, 26 июня, Полу Томасу Андерсону исполняется 45 лет. По этому случаю предлагаем вам познакомиться поближе с одним из уникальнейших режиссеров и сценаристов последних 20 лет.

Пол Томас Андерсон родился в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, в семье телеактера и диктора канала «ABC» и ведущего хоррор-шоу Эрни Андерсона и актрисы Эдвины Гоф. Отношения с матерью у Пола складывались не лучшим образом, что отразится в его втором полнометражном фильме. А вот отец повлиял на мальчика довольно сильно. Сделал он это (быть может, и невольно) через видеомагнитофон и кассеты, которые приносил домой. «Челюсти», «Монти Пайтон и Священный Грааль» и «Волшебник страны Оз», по словам Пола, были пересмотрены им огромное множество раз и являются для него безоговорочно важными картинами. Но не менее важным для него стал родной город и штат – место действия почти всех его картин. Поэтому, наблюдая за сценами фильмов Андерсона, снятыми, например, в долине Сан-Фернандо, мы становимся свидетелями того, что окружало Пола в детские годы.

За годы учебы Андерсону пришлось сменить несколько школ и академий, а в Нью-Йоркском университете он так и не доучился. Уже с юных лет Пол начал посещать съемки, проходящие на голливудских студиях неподалеку, снимать свои короткометражные работы (например, псевдодокументальное кино и пародии на «Терминатора» или «Полицию Майами»), а еще экспериментировать с технической стороной создания кино, меняя камеры и типы пленок. Затем, на рубеже 80-х и 90-х, он работал ассистентом на производстве ТВ-шоу и фильмов, набираясь опыта и параллельно готовясь к своей первой серьезной работе в кино.

Кадр из фильма "Роковая восьмерка"

Кадр из фильма «Роковая восьмерка»

Дебютной полнометражной картиной Андерсона стала «Роковая восьмерка», вышедшая в 1996 году. В ней он, как и во всех своих работах, выступил одновременно в роли режиссера и сценариста. Фильм рассказывает об опытном игроке в казино Сидни (Филипп Бейкер Холл), который становится наставником далеко не самого удачного в азартных играх Джона (Джон Си Райли). Как выясняется в конце, делает он это по вполне конкретной причине, о которой Джон узнать ни в коем случае не должен. В первой же своей картине Андерсон начинает сотрудничество с Филипом Сеймуром Хоффманом. В этом фильме актер сыграл хоть и крохотную, но очень яркую роль.

Старт карьеры Андерсона в большом кино все же получился отчасти скомканным. Хоть в фильме и сыграли довольно знаменитые Филип Бейкер Холл и Самуэль Л. Джексон, но сборам это не помогло – фильм не преодолел даже скромной отметки в 1 миллион долларов. Таким образом, первая же кинолента Андерсона проложила тропу неудачных сборов: многие его фильмы не могут похвастаться большой прибылью от проката. Что касается критики, то большинство отзывов на «Роковую восьмерку» были положительными, но восхищения, тем более всеобщего, фильм не вызвал.

Актеры Марк Уолберг, Филип Сеймур Хоффман и Джон Си Райли на съемках фильма "Ночи в стиле буги"

Актеры Филип Сеймур Хоффман, Марк Уолберг и Джон Си Райли на съемках «Ночи в стиле буги»

Уже через год после полнометражного дебюта Андерсона выходит его второй фильм – «Ночи в стиле буги», рассказывающий о молодом актере фильмов для взрослых Дирке Дагглере (Марк Уолберг), который обретает в съемочной группе этих фильмов новую семью. Яркая карьера персонажа Уолберга с головокружительным взлетом и не менее громким провалом – это история самоутверждения, поиска своего места в этом мире и проигрыша своему эго. Вторая кинолента Андерсона превзошла дебютную картину по всем параметрам, принесла первый (пускай и относительно невысокий) доход и серьезные номинации. Однако настоящий талант Андерсона все же не раскрылся в «Ночах» во всей красе.

Творческим прорывом Пола Андерсона стала его третья картина — «Магнолия». В ней множество судеб совершенно не похожих друг на друга персонажей невероятным образом соединяются друг с другом, превращаясь в одно целое. Тщательная проработка героев и отлично подобранный актерский состав из особенно прекрасного в этом фильме Тома Круза, а также Джулианы Мур, Филиппа Сеймура Хоффмана и других великолепных актеров помогли режиссеру глубоко раскрыть характеры главных и второстепенных героев, что критически важно для любой многослойной истории. «Золотой медведь» Берлинале за «Магнолию» стал первой серьезной наградой Андерсона, а сам автор как-то даже назвал фильм лучшим из всех, что он создал.

Том Круз в фильме "Магнолия"

Том Круз в фильме «Магнолия»

Очередной полнометражной работой Андерсона стала оригинальная романтическая драма «Любовь, сбивающая с ног». Подверженный внезапным вспышкам ярости Барри Иган (Адам Сендлер) страдает от одиночества и решает позвонить на «горячую линию» для взрослых. Этот звонок оборачивается для него неожиданными последствиями. И, как назло, именно в тот момент, когда у него появилась надежда обрести родственную душу. Картина довольно неожиданно принесла Андерсону приз Каннского кинофестиваля за режиссуру.

Следующую картину Андерсона пришлось ждать целых 5 лет, но ожидания, без малейшей доли сомнения, того стоили. Драма «Нефть» (в оригинале – «Да будет кровь») заставила многих взглянуть на Пола Томаса другими глазами. Этот фильм, снятый по роману американского писателя Эптона Синклера, представляет собой эпохальное произведение, главный герой которого, Дэниэл Плэйнвью, возвышается над всеми остальными (что, в принципе, необычно для Андерсона). Превосходит остальных он не добродетелью и благими поступками, а своей запредельной целеустремленностью. В «Нефти» любимая режиссером концепция человека-одиночки достигает высочайшего уровня. Дэниэл Плэйнвью с маниакальной настойчивостью разрабатывает месторождения нефти по всей Калифорнии. Вместе с сыном он, подкрепленный твердой верой исключительно в себя самого, входит в доверие землевладельцев, чтобы выкупить их территории и начать добывать на них «черное золото». Параллельно с этим Плэйнвью вступает в мировоззренческое противостояние с юным проповедником церкви Третьего Откровения по имени Элай Сандей (Пол Дано).

Дэниэл Дей-Льюис в роли Дэниэла Плейнвью

Дэниэл Дей-Льюис в роли Дэниэла Плейнвью

Роль Плэйнвью на исключительно выдающемся уровне исполнил Дэниэл Дэй-Льюис, за что и получил абсолютно заслуженную премию «Оскар». Чего стоит хотя бы финальная сцена диалога с проповедником Элаем, в которой Дэниэл расставляет все точки над «i» в их противостоянии. Награду получил и оператор Роберт Элсвит, который почти всю карьеру Андерсона (Элсвит снимал в 6 из 7 фильмов режиссера) был не только его верным «оруженосцем», но во многом – учителем и наставником. С «Нефти» начинается и сотрудничество с гитаристом группы «Radiohead» Джонни Гринвудом, который становится автором саундтрека, полностью соответствующего картине по запредельному напряжению. Как результат – абсолютный успех картины у критиков и зрителей, что вылилось в рекордные для фильмов Андерсона по сей день сборы в 76 миллионов долларов.

Отношения с актерами своих фильмов у Андерсона особенные. Ведь не просто так режиссер считает их не только исполнителями его идей и замыслов в кадре, но и членами семьи. Персонажей для своих картин Андерсон в большинстве случаев создает и прописывает под конкретных актеров. Он считает, что намного легче написать, например, подходящий диалог, если знаешь, кому его предстоит исполнить. Так, роль создателя религиозного движения «Истоки» (в этом сразу разглядели опасную связь с саентологией) Ланкастера Додда в картине «Мастер» была придумана Полом специально для Филиппа Сеймура Хоффмана, сыгравшего в 5-ти из 7 фильмов Андерсона. Персонаж получился крайне обаятельным, хоть режиссер и заявил как-то, что всегда будет идти против властей и сильных мира сего. В этой киноленте Ланкастер Додд становится своего рода змеем-искусителем для моряка Фредди Куэлла (Хоакин Феникс), страдающего посттравматическим стрессовым расстройством после службы в армии и по этой причине неспособного найти себе место в обществе. «Мастер» знатно пошумел на Венецианском кинофестивале 2012 года, забрав призы за лучшую режиссерскую работу, мужскую роль (сразу две статуэтки Хоффману и Фениксу) и еще ряд наград.

Бонус – 20 минут удаленных (но все равно прекрасных) сцен киноленты «Мастер»

Последней на данный момент работой Андерсона стал вышедший в 2014 году «Врожденный порок». Фильм, снятый по мотивам одноименного романа американского писателя Томаса Пинчона, повествует о лос-анджелесском частном детективе Ларри Спортелло (Хоакин Феникс), большом ценителе разных дурманящих средств и «снадобий», и его запутанных психоделических расследованиях. Хорошо переданная атмосфера конца 1960-х с достойными актерскими перформансами позволили картине получить не только положительные отзывы критиков, но и ряд номинаций на «Оскар» и «Золотой глобус».

В будущем Пол Томас Андерсон мечтает вырастить детей и заниматься исключительно тем, что интересно ему самому. Нам же остается надеяться, что под этим он подразумевает хорошее авторское кино. Завершить же материал хочется предельно просто и лаконично финальными словами главного героя фильма «Нефть»: «Я закончил».

Текст: Давид Абабеков

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ