«Служанка»: не верьте глазам и ушам своим

25 августа 2016, 10:53

В российский прокат выходит новая работа известного корейского режиссера Пака Чхана Ука «Служанка». Премьера фильма состоялась в рамках 69-го Каннского кинофестиваля, где не оставшиеся равнодушными критики высоко оценили визуальную сторону картины, присудив награду Vulcain Prize.

Среди любителей кино бытует мнение, что Пак Чхан Ук не снимает скучных фильмов, и это действительно так. «Служанка» разительно отличается от знаменитой  трилогии о мести («Сочувствие господину Месть, «Олдбой», «Сочувствие госпоже Месть») по накалу страстей, но интриги, иронии, эстетики, яркой стилистики фильму не занимать. В своей новой работе  режиссер мастерски соединяет  детектив, черную комедию, драму и непростую историю любви в идеальное художественное повествование. Поверьте, «Служанка» не оставит вас равнодушными и разочарованными.

Кадр из фильма "Служанка"

Кадр из фильма «Служанка»

Действие «Служанки» разворачивается в Японии 30-х годов XX века. Юная корейская девушка Сук Хи (Ким Тхэ-ри) попадает в услужение японской аристократки Хидеко (Ким Мин-хи). Хидеко живет с дядей, который благодаря женитьбе на тётушке Хидеко смог пробиться в высшее общество. Дядюшка по происхождению кореец, но тщательно скрывает этот факт, представляясь всем японцем. Помимо увлечения каллиграфией, он коллекционирует редкие книги и порой устраивает странные «публичные» чтения для избранного круга библиофилов.

Кадр из фильма "Служанка"

Кадр из фильма «Служанка»

Хидеко живет изолированно, из развлечений – чтение и прогулки в саду. У нее нет подруг, поэтому неудивительно, что хозяйка и новая служанка быстро становятся близки.

Скромница Сук Хи не так проста, как кажется изначально. Она профессиональная воровка и аферистка, провернувшая множество хитроумных дел.  У нее есть подельник по кличке Граф, который хочет  влюбить в себя Хидеко, жениться на ней  и завладеть ее деньгами. В реализации этого дерзкого плана должна помочь Сук Хи, которая становится глазами и ушами Графа в богатом доме.

Кадр из фильма "Служанка"

Кадр из фильма «Служанка»

В новом доме мошенница получает японское имя – Соке (в начале века Корея была оккупирована Японией, поэтому многие корейцы вынуждены были наниматься на работу к богатым японцам, так что «Служанка» — это еще и отсылка к печальному прошлому страны) и приступает к работе. Помимо уборки комнаты и заботы о хозяйке, Соке делает все, чтобы убедить Хидеко, что Граф влюблен в нее. Последний, притворившись японским аристократом, приезжает в дом. Он быстро завоевывает доверие Хидеко и ее дядюшки. Гениальный план по быстрому обогащению успешно реализовывается, пока не случается кое-что непредвиденное…

Кадр из фильма "Служанка"

Кадр из фильма «Служанка»

Пак Чхан Уку удается снимать артхаус, который в меру драматичен, чрезмерно увлекателен, да и нотки сарказма отлично вписываются в канву сюжета. Взявшись за экранизацию  романа Сары Уотерс «Тонкая работа», режиссер доходит до крайностей: нарочитый викторианский стиль переносит в восточную страну, японцев и корейцев делает европеизированными, детективную линию превращает в бульварное чтиво, а любовную сцену героев делает длительной и реалистичной (напрашивается аналогия с триумфальной лентой «Жизнь Адель»).

Кадр из фильма "Служанка"

Кадр из фильма «Служанка»

Новый фильм режиссера значительно отличается от других работ Пака. Не сказать, что «Служанка» смотрится на одном дыхании, как тот же самый «Олдбой», где экранное время пролетает молниесно, но режиссер не ставит цель шокировать зрителя. В новом фильме Пака нет ярких сцен боя и нарочитой мужской откровенности, как в «Олдбое», хотя в «Служанке» режиссер повторяет излюбленный эпизод с отрезанием частей тела. Если не считать кровавого момента, происходящее в фильме  медленно затягивает, увлекает, гипнотизирует зрителя.  «Служанка» — скорее женский триллер с примесью детектива, авантюрной драмы и любовной лирикой.

Кадр из фильма "Служанка"

Кадр из фильма «Служанка»

Помимо яркой сюжетной основы фильма, отдельный разговор – визуальная составляющая. Фильмы Пака Чхан Ука очень приятно смотреть, так как они отличаются диковинной эстетикой и стилем. Каждая деталь работает на последующий кадр, будь то интерьер хозяйского викторианского дома, яркий цвет кимоно или заколка одной из героинь.

Кадр из фильма "Служанка"

Кадр из фильма «Служанка»

Если бы европейский режиссер экранизировал «Тонкую работу», то, скорее всего он бы остановился на классическом сюжете, добавив несколько личных размышлений. Успех «Служанки» в том, что ее снял режиссер-экспериментатор, который соединяет авторское и массовое кино. Пак в этом плане чем-то похож на Тома Тыквера, который работает с простыми историями, превращая их в киношедевры (как, например, незанудная экзистенциальная «Голограмма для короля» с Томом Хэнксом).  «Служанка» несомненно, понравится не только почитателям творчества Пака Чхан Ука, но и тем, кто с его творчеством пока не знаком.

 

Текст: Александра Эрднеева

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ