«Скандинавский форсаж»: гонки с северным нравом

14 августа 2015, 10:50

13 августа на экраны вышел норвежский фильм Халлварда Браэина «Скандинавский форсаж». На родине он стал одним из самых популярных хитов прошлого года, а до нас добрался только сейчас.

Автомеханик Рой (Андерс Баасмо Кристиансен) принимает авантюрное предложение своего заклятого врага ТТ (Тронд Хальбо) на неофициальную гонку через всю страну к северному мысу Норвегии, которая покажет, кто из них лучший. С ними отправляются еще несколько гонщиков, но, скорее, для создания антуража, нежели для заезда. ТТ ничто не отвлекает от дороги, а вот с Роем в машине едет 15-летняя дочка Нина (Ида Хусей), и их отношения далеки от идеальных.

Кадр из фильма "Скандинавский форсаж"

Кадр из фильма «Скандинавский форсаж»

У фильма многообещающий слоган — «Педаль до упора», и постер с суровыми лицами главных героев и машинами, объятыми пламенем. От картины ждешь многого: драйва, красивых автомобилей, скорости, напряженности, чтобы «аж ух!» — и дух захватывало. Тем более, что само присутствие в названии слова «форсаж» уже к этому обязывает. Дело здесь даже не в семи американских «Форсажах», с которыми вольно или не вольно, но проводишь аналогии, хотя и в этом, конечно, тоже. Форсаж – это режим работы реактивных двигателей, применяемый при взлете или разгоне до сверхзвуковой скорости. Однако, глядя на машины, снявшиеся в фильме, почему-то в первую очередь думаешь о раритетах, древних корытах – о чем угодно, только не о гонках. «Ну, может, когда они поедут, то все поменяется?» Нет. В «Скандинавском форсаже» напрочь отсутствует тот дух движения, соперничества между героями, вызова и борьбы. Просто едет вереница автомобилей, прорезая потрясающе красивую северную природу – тихо, мирно, спокойно. Даже музыка Магнуса Бейте словно лишена энергетики и соответствующего ритма, она кажется чересчур размеренной.

Кадр из фильма "Скандинавский форсаж"

Кадр из фильма «Скандинавский форсаж»

Только ближе к самому концу происходит пара гоночных всплесков, что на фоне предыдущего бездействия смотрится нелепо и чужеродно, будто Браэин внезапно вспомнил, что он снимает «Форсаж», а не просто норвежскую драму, чем фильм, собственно, и является по своей сути. На первый план постоянно выходят отношения Роя и Нины. Но даже, казалось бы, такое личное пространство, как «родитель-ребенок», смотрится малоэмоционально и совсем не цепляет. Ида Хусей на протяжении всей картины практически не меняется в лице – улыбается ли она, злится ли, обижается или вдохновляется. Она все время одинаковая.

Совсем непонятно отношение отца к дочери. Рой обращается с Ниной, как с ненужным элементом, хотя она и упоминает, что раньше-то они хорошо общались и довольно часто виделись. «Что случилось?» – спрашивает она и мы, зрители, недоуменно задаемся этим же вопросом.

Кадр из фильма "Скандинавский форсаж"

Кадр из фильма «Скандинавский форсаж»

Жанр фильма обозначен как гоночная комедия. Смешных моментов здесь, однако, по пальцам пересчитать. В частности, теплые чувства и улыбку вызывает Нибаккен – персонаж Отто Есперсена. Это умирающий от смертельной болезни мужчина, который решает отправиться на гонки вслед за Роем и ТТ, объясняя поступок тем, что хотя бы перед смертью он посмотрит на свою страну. Нибакке пессимистично настроен и все время выкидывает мрачные шуточки, но его безысходность и почти апатическое спокойствие не могут не вызвать отклика и участия.

«Скандинавский форсаж» оставляет послевкусие хорошо скроенного фильма, но эмоционально-черствого и холодного, посмотрев который один раз, больше о нем и не вспомнишь.

Кадр из фильма "Скандинавский форсаж"

Кадр из фильма «Скандинавский форсаж»

Текст: Александра Горелая

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ