Синоптики заявляют: «Длинное. Черное. Облако опускается»

24 декабря 2014, 01:26

Два относительно молодых москвича вдохновляются идеей великого праздника в Сочи (олимпиада-2014), арендуют Рено Сандеро и отправляются в долгое и познавательное путешествие по бескрайним просторам родной страны. На его протяжении они часто разговаривают со случайными прохожими, но чаще, конечно, друг с другом. Их цель – добраться до пульсирующих из радиоприемника Сочей и попробовать на вкус главный праздник великой Родины. По крайней мере, так они говорят.

Саша Лихачева училась во ВГИКЕ (мастерская А. Учителя), потом выпустилась,  сняла «Катю Креналинову»; сказала, что это документальный  Фильм съездил в Амстердам, получил какой-то приз на фестивале «Послание к человеку» и еще пару наград – словом, публикой был принят весьма любезно. Потом она сказала, что это не документальное кино, а мокьюментари (это как «Ведьма из Блэр», как «Паранормальное явление»), но фильм – и это логично – хуже не стал.  А на прошедшем «Артдофкфесте» она попала в конкурс со своей новой работой, деньги на которую были получены с помощью грантовой поддрежки минкульта. От минкульта, впрочем, ни следа. «Длинное. Черное. Облако опускается» — путешествие двух закадычных друзей, которые отлично шутят и, если пьют, то бутылка водки остается за кадром. Они самостоятельны по одиночке и совсем не дополняют друг друга – где-то здесь и начинают проявляться документальные особенности ленты. Первый – Саша – выглядит заводилой и забиякой, но на поверку оказывается простым и понятным. Второй –Денис – на вид (честно говоря, только из-за очков) мальчик для битья, скучающий ботаник, третий лишний. Потом, правда, он говорит, что когда в прошлом году обещали подорожание водки, он купил несколько ящиков, флер как-то быстро слетает.

Лихачевой ставили в вину, что диалоги были прописаны заранее, а кино не совсем документальное – и порой на это указывает все подряд. Герои слишком лаконично выражают свои мысли, драматургия не всегда вызывает доверие (случай в Воронеже), финал закономерно отражает суть того, что, по всей видимости, режиссер хотел сказать. Но по факту все это происходит в реальной жизни, порой куда более кинематографичной, чем (!) кино. Параллель с «Достучаться до небес» — прямая и косвенная, очевидная и невероятная — не роднит картины так явно, она их наоборот рознит.   Формально «Облако» — это брат-близнец самого известного фильма с Тилем Швайгером. На деле это картины с диаметрально противоположной идеей, психотипами героев, их мироощущениями, целями, средствами. Режиссер безжалостно потрошит своих персонажей – хочется верить, что во время съемок они об этом не смели догадываться. Лихачева констатирует безнадежность среднестатистического гражданина и делает это смело, эффектно, ровно. Саша и Денис поворачивают назад, когда видят очередь за паспортом болельщика – разве так поступают настоящие протагонисты?

qnDIOIG-Er0

Аналогии с «Достучаться до небес», к слову, выражаются не только финальной сценой. В картине Томаса Яна герои смертельно больны, у Лихачевой (хочется верить) – абсолютно здоровы. У Яна они крадут машину и деньги (своих у них нет, повеселиться напоследок хочется). У Лихачевой они машину арендуют, неспешно добираются до пункта назначения, ночуя в мотелях, ужинают беленькой, «фруктовым садом» и нарезной колбасой. У Яна герои только и думают, как будет стремно очутиться на небе, так и не увидев моря – медлить для них сродни катастрофе. Для героев Лихачевой море – это такой необязательный атрибут, приятный пустячок, белый шум. «Длинное. Черное…» — не вердикт обществу, но духоподъемный манифест. Где-то рядом происходит главное общественное событие десятилетия (до Крыма остается примерно месяц), Саше и Денису, честно говоря, важнее выбраться из Москвы на пару недель. Этот фильм не о том, что Олимпиада есть достояние нации, не о том, что не хотеть побывать там – это ментальное преступление против своих соседей. Этот фильм о том, что  работать продавщицей в Салехарде – хорошо. Только если ты знаешь, зачем.

Текст: Александр Елизаров

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ