В пятницу, 30 октября, в кинотеатре «Октябрь» состоялась премьера картины «Синдром Петрушки» Елены Хазановой, которая взялась экранизировать одноименный роман популярной писательницы Дины Рубиной, опубликованный в 2010 году.
Сюжет (несколько упрощенный относительно своего литературного оригинала) строится вокруг взаимоотношений влюблённой пары — Лизы (Чулпан Хаматова) и Пети (Евгений Миронов). Он – гениальный, но одержимый своей работой кукольник, она – его жена и помощница в выступлениях, играющая роль живой марионетки. В какой-то момент Петя понимает, что идеальная женщина для него — это не его любимая жена, а кукла Элис, которую он создаёт по образу и подобию Лизы.
Весь ход фильма строится на балансировании на этой тонкой грани между настоящей жизнью и театром марионеток. «Сначала он сделал из меня куклу, а потом — из куклы меня», — говорит Лиза. Однако и сам герой Миронова чувствует себя одной из таких игрушек, хотя сам не знает, кто его сотворил и кому он принадлежит.
Конечно, сценаристы не ограничиваются только этой сюжетной коллизией: тут есть и линия семейного проклятия, которое лишь углубляет пропасть между возлюбленными и окутывает повествование покровом таинственности, и линия друга семьи Бориса (Мераб Нининдзе), влюбленного в Лизу, о чём, правда, говорится вскользь. Тем не менее всё это лишь некоторая окантовка, рельсы, по которым движется повествование.
В сюжете практически нет ненужных эпизодов и сцен — все даётся лаконично, ярко и образно, не заставляя зрителя заскучать на протяжении этих полутора часов. Повествование идет, словно написанная и чётко отыгранная пьеса, и, возможно, поэтому меня не покидало ощущение, будто я нахожусь в театре, а не в зрительном зале. Это впечатление только усилилось благодаря удачно подобранной музыке, которая мысленно переносит зрителя в тот самый мир, который начинается с вешалки.
Большую роль в «Синдроме Петрушки» играет пластика. Как и положено кукольному театру, движения выражают внутренний мир героев. По сюжету, возлюбленные зарабатывают на жизнь театральными выступлениями: один и тот же номер, в котором Петя играет самого себя, кукольника, а Лиза — ожившую марионетку, повторяется на протяжении фильма несколько раз, однако каждый раз наполнен разными чувствами, которые не остаются не замеченными зрителями. Создатели картину умело используют этот прием, одним танцем заменяя скучные диалоги.
Говоря об актерской игре, надо отметить, что в дуэте ярче смотрится героиня Чулпан Хаматовой. И дело не только в большой копне красных волос, но и в том, что в царстве кукол она одна, кажется, по-настоящему страдает и радуется на экране. Евгений Миронов на её фоне немного блекнет, хотя, возможно, причиной тому характер его героя.
Конечно, «Синдром Петрушки» нельзя назвать вершиной российского кинематографа. Литературный источник фильма называют одной из наименее сильных работ Рубиной, а его экранизация не может похвастаться глубоким философским содержанием, непередаваемой актерской игрой или смелыми режиссерскими решениями. Однако «Синдром Петрушки» можно смело отнести к достойным образцам современного российского кино в хорошем его понимании.
Фильм «Синдром Петрушки» выходит на российские экраны 5 ноября.