Роковая сила искусства

20 февраля 2015, 12:45

Их работы западают в душу раз и навсегда, их творчество с трудом поддается человеческой логике, и судьбы их такие же загадочные… Что это, магия? Сверхспособности? Дар божий? Связь с потусторонним миром? Или все вместе, называемое в народе лаконичным словом «талант»?  Дэмьен Шазелл, Алехандро Гонсалес Иньярриту, Даррен Аронофски, Бернард Роуз и многие другие режиссеры пытались найти ответы на эти вопросы в своих фильмах.

Не в силах объяснить всемирный успех и феномен творчества отдельных фигур, люди склонны считать, что по-настоящему великие деятели искусства заключили договор с самим дьяволом, если нет, то они точно связаны с параллельным миром, откуда и получают сигналы. Иначе как объяснить безоговорочный успех, всемирную славу и жизнь вне временных рамок? Действительно, понять, как простой человек, такой же, как и мы с вами, может стать легендой, задача не из легких. Однако постичь эту сложную природу вдохновения вряд ли кому то удастся: это все равно, что докопаться до сути искусства, понять его от начала и до конца, а там и до смысла жизни не далеко.

Музыка, театр, балет, кинематограф, живопись – разные виды искусства, сливаются воедино в восприятии современного человека. Это запутанная паутина, сплетенная представителями разных эпох и цивилизаций, хранит дух времени. С помощью творений искусства мы познаем этот мир, означает ли это, что создатели этих творений уже познали его?

Как это часто бывает, мы смотрим на то, что получилось у художника в полглаза, порой недооцениваем человеческий вклад в создание произведения, более того, критикуем. Но задуматься о том, насколько тяжело дается то, что кажется таким легким, мы не считаем нужным. И дело не в физической или умственной работе: представляя свои творения на суд публике, творческие натуры переживают жесточайшую внутреннюю борьбу, сильнейшее давление со стороны окружающих и, в итоге, полное опустошение. Все эти разговоры, слухи, оценки пожирают изнутри, высасывают энергию, и во многих случаях состояние напряжения достигает крайней точки. Художники, поэты, актеры, танцоры, режиссеры готовы пойти на все, лишь бы достичь пика совершенства, оставить свой след в истории, стать бессмертным. Они жертвуют своими близкими, здоровьем, драгоценным временем и последней копейкой. Все, что у них есть – идея. Окрыленные одной единственной мыслью, творцы целенаправленно и беспрекословно следуют своим принципам, не видя ничего вокруг. Они ослеплены желанием отдать миру часть себя, проявить свои способности в полной мере и оказаться на самой вершине, так, чтобы весь мир лежал у их ног. В великих муках рождаются великие произведения. Третьего не дано.

"Одержимость"

«Одержимость»

Одержимый музыкой, Эндрю мечтает стать всемирно известным барабанщиком. Он готов отказаться от семьи, любви и простых человеческих радостей. Юноша репетирует днями и ночами. Закономерно возникает вопрос, а есть ли предел человеческим возможностям? Для Эндрю этих рамок не существует. Потенциал начинающего барабанщика замечает Флэтчер, дирижер одного из лучших в мире оркестров и приглашает обучаться его к себе в группу. Только вот условия обучения у Флэтчера очень специфичные. По его мнению, нет ничего страшнее слова «молодец», именно оно погубило миллионы нераскрывшихся талантов. В своем фильме «Одержимость» Дэмьен Шазелл затрагивает весьма занятные этические вопросы. Способен ли человек сам реализовать себя в полной мере или он всегда довольствуется малым? Возможно ли такое, что любой талант можно развить, а приблизиться к успеху лишь через непреодолимое желание показать миру, чего ты стоишь? Музыкантом быть круто, особенно барабанщиком. Слушая музыку, мы думаем о своем, о заботах, о счастье, о прошлом — это не так важно. Мелодия льется, и все вокруг прекрасно. И в эту самую секунду вряд ли кто-нибудь задастся вопросом, чего стоила музыкантам эта эйфория. В случае с Эндрю, как минимум, разбитых в кровь пальцев, как максимум страх…Страх оказаться не услышанным.

"Бёрдмэн"

«Бёрдмэн»

Извечная философская тема, что страшнее, родиться слепым или потерять зрение в сознательном возрасте? Взлететь на самый пик популярности, а потом резко упасть на самое дно. Именно это произошло с Ригганом Томсоном, исполнителем роли всемирно известного супергероя Бёрдмэна в одноименной картине Алехандро Гонсалеса Иньярриту. Став заложником одной роли, Ригган (Майкл Китон) превратился в ничтожество. Для того, чтобы вновь завоевать признание изощренной публики, он решает поставить пьесу на Бродвее. Школьная мечта овладевает режиссером в самый неподходящий, казалось бы, момент. Ради успешной постановки, он закладывает дом, оставленный в наследство дочери, жизнь которой его давно уже не интересует. Риггану приходится унижаться перед актерами, пресмыкаться перед критиками и изо дня в день вспоминать о прекрасном прошлом в лучах славы и достатка. Только вот все идет не так, одна мелочь за другой выбивает из колеи, напряжение нарастает и никто, даже самые близкие не верят в успех Томсона. Он безнадежен. Весь этот хаос, отвержение и полное непонимание заставляют известного актера погрузиться в самую глубь себя. Его желание повторить успех Бёрдмэна оборачивается раздвоением личности. И грань между человеком и супергероем постепенно стирается. Все это превращается в полный сюрреализм. Оправданы ли все эти мучения и жертвы? Ради людей, которые приходят на спектакли, чтобы поговорить в антракте о погоде, сфотографировать сцену и выложить в инстаграм? И все-таки суть заключается в нечто большем. Мало доказать окружающим на что ты способен, куда важнее преодолеть собственную планку и испытать чувство полного удовлетворения.

"Черный лебедь"

«Черный лебедь»

О том, каким жестоким является мир балета, многие знают не понаслышке. Соперничество балерин порой достигает крайней степени, хрупкие маленькие девушки готовы на все ради заветной роли, ибо шанс ее получить выпадает единицам. В киноленте «Черный лебедь» Даррен Аронофски показал весь ужас, происходящий за кулисами театральной сцены и в душе самих балерин. Из правильной девочки и примерной дочери Нина превращается в самое настоящее исчадие ада. Мысль о роли не оставляет ее ни на секунду. Абсолютно все вокруг потеряло смысл, жажда стать первой взяла верх над сознаем девушки. Как уместить в одной сущности два противоположных начала: белую и черную лебедь? Где проходит эта неуловимая грань между целеустремленностью и нездоровой одержимостью? Тернистый путь к славе не знает моральных ценностей: возможным становится все, даже убийство. Все, что происходит на сцене не является жизнью. Только вот роли исполняют живые люди. Чувствующие, переживающие, дышащие со зрителем одним воздухом. Возможно ли отделить балерину или актрису от образа, который она исполняет? Нет. Человеческий фактор тут слишком велик. Понятие «вжиться в роль» в буквальном смысле означает «жить ролью». Забыть про свою собственную жизнь и на определенный отрезок времени прожить чужую. Как в таком случае не потерять себя? И речь идет не о посредственных исполнителях. Как показывает практика, правдоподобные образы, не вызывающие сомнений в глазах зрителя не может даться легко.

В фильме Аронофски затрагивает еще одну существенную проблему. Нина приходит «на смену» отслужившей к тому времени балерине Бэт. Разменяв третий десяток, она стала никому не нужной и ее выкинули как использованный материал. Необратимый процесс. Молодость в одно мгновенье покинула героиню Вайноны Райдер, и она оказалась вне места действия. Смотря на Бэт, Нина прекрасно понимала, что ее ждет. Она понимала, что выпавшую удачу нужно использовать максимально, выжать из предоставленной возможности все и достичь совершенства. Неумолимое время быстротечно, и кому, как не балеринам знать ценность каждой секунды?

"Паганини: Скрипач Дьявола"

«Паганини: Скрипач Дьявола»

Реальная личность Никколо Паганини окутана множеством легенд и тайн. Как скрипачу удалось покорить целый мир своей завораживающей музыкой? Возможно ли играть настолько безупречно? Неужто он продал свою душу дьяволу в обмен на вечную славу? Фильм Бернарда Роуза «Паганини: Скрипач Дьявола» неслучайно построен на этой легенде, тема сделки с дьяволом практически беспроигрышна. Мистическое толкование всегда привлекает интерес. Страшнее представить, что успех Паганини объясняется его талантом, мастерским владением инструментом и многочасовыми репетициями. Все это безумно скучно и тривиально. И даже сама музыка теряет свой шарм и притяжение, не имея никакого отношения к высшим силам. Так это или нет, мы никогда не узнаем. Однако, очень уж нам хочется верить, верить в то, что музыка эта дьявольская, несет в себе необъяснимый поток энергии, способный поведать на подсознательным уровне о том, что ждет нас после смерти. Не зря музыка Паганини заставляет забыть обо всем вокруг, она гипнотизирует и уносит далеко-далеко за пределы человеческого разума.

 «В искусстве нет и не может быть моральных критериев. Искусство аморально, как аморальна и жизнь»
Ирвинг Стоун, «Жажда жизни»

Текст: Дарья Седова

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ