«Шпион»: Джеймс Бонд в юбке

18 мая 2015, 16:00

Рецензия на художественный фильм «Шпион».

После 53 лет монополии Бонда с его серьезностью, трагичностью и масштабностью на смену ему приходят комедии, которые разносят в пух и прах старомодные шаблоны киноделов. Конечно, и до этого были прецеденты, но явно не в таком количестве и масштабе. «Kingsman» и «Шпион» вышли практически в одно время — совпадение или следующий тренд после вампиров и оборотней — агенты спецслужб?

Сьюзан Купер (Мелисса МакКарти) работает в ЦРУ. Нет, она не убивает десяток вражеских агентов элегантным взмахом руки, не катается на стильных автомобилях и не используют последние новинки шпионской техники. Вместо нее это делает партнер Брэдли Файн (Джуд Лоу), а Сьюзан всего лишь голос в его наушнике, который помогает ему. И так бы продолжалось и дальше, но два агента (в том числе и Файн) проваливают задание по поимке опасного торговца оружием. Сьюзан добровольно отправляется на эту операцию. Ей предстоит стать совершенно другим человеком и спасти мир при помощи салфеток от геморроя и спрея от грибка ногтей (а чего еще ждать от разведенной домохозяйки?).

«Шпион»

Кадр из фильма «Шпион»

В отличие от своего более серьезного и взрослого собрата — ленты «Kingsman», «Шпион» шутит гораздо смелее. Юмор балансирует на тонкой границе между качественным взрослым стебом и «туалетными» шуточками. Стоит признать, что получается это весьма неплохо. Иногда, конечно, в своей фантазии Пол Фиг очевидно переставал ощущать связь с реальностью, и его заносило не туда (пикантные фотографии одного из героев были лишними), но всё-таки выбранной концепции он старался придерживаться. Последним удачным образцом такого симбиоза можно назвать взрывную комедию 2011 года «Мачо и ботан». Огромный плюс «Шпиону» за то, что вся комедийная часть не зациклилась на лишнем весе героини.

Стоит также похвалить выбранные локации, они поражают своим разнообразием. Все великолепие европейских столиц собрано в этой ленте: Рим, Париж и Будапешт добавляют некий шарм приключениям Сьюзан Купер. А один из эпизодов в Будапеште вызвал лично у меня недоумение. В американском фильме… стойте, подождите, вы должны это увидеть сами. Ограничусь лишь тем, что это очень неожиданная «пасхалка» для нашего кинозрителя. Помимо этого эпизода по всему фильму расставлено немало других скрытых отсылок. Тут и ностальгия по Джеки Чану с его фирменной техникой боя и заставка, стилизованная под бондовскую, а чего стоит преображение настоящего мачо в утонченного английского джентельмена, манеры которого были взяты из сериала «Аббатство Даунтон».

«Шпион»

Кадр из фильма «Шпион»

Главный недостаток фильма — хронометраж. Можно понять режиссера, которому хотелось от начала и до конца рассказать историю именно такой, какой она выглядела у него в голове. Но иногда нужно уметь говорить «стоп», чего сделано не было. «Шпион» получился неравномерным: только что ты заливаешься слезами от хохота из-за того, что Меллиса МакКарти примерила на себя очередной образ под прикрытием, и тут в наказание за эти минуты феерического смеха приходится терпеть монотонный диалог злодеев, который не несет никакой смысловой нагрузки. Достойная ли это плата? Хороший вопрос. Сюжет фильма откровенно странный и обрывистый. Видно, что выбирая из двух критериев: сюжет или шутки, — сценаристы наиболее активно поработали именно над последним, пустив первое на самотек. Но в оправдание хочется сказать, что вся картина держится вовсе не на юморе, а на ярких образах героев и на возникшей между ними химии.

Героиня Мелиссы МакКарти — собирательный образ рядового зрителя-американца: неуверенная в себе, с заниженной самооценкой, с излишнем весом и полным отсутствием личной жизни женщина. Не хватает разве что кошек, хотя, подождите-ка… Этот шаблон тоже не остался без внимания. Жизненный девиз Сьюзан завершает ее описание: «Уступай — другому победу отдавай». Даже работа в ЦРУ не может спасти героиню от свалившейся на нее рутины, вот тебе и стереотипы о яркой жизни секретных агентов, подаренные шпионской сагой о Бонде.

«Шпион»

Кадр из фильма «Шпион»

Но главная женская роль — это не вершина айсберга. Сюжет выглядит так: две женщины-шпиона под руководством женщины-руководителя разведки отправляются в опасную миссию вместо мужчин, чтобы обезвредить женщину-злодейку, вздумавшую продать ядерную бомбу. После этого описания некоторым зрителям может показаться, что этот фильм будет излишне феминистским. Но стоит взглянуть на предыдущие работы режиссера Пола Фига («Копы в юбках», «Девичник в Вегасе»), чтобы понять, что он вообще тяготеет к слабому полу.

Однако не стоит огорчаться, мужчинам в этой постановке достались очень яркие второстепенные роли. Страдающий нарциссизмом Джуд Лоу, «безудержный, бесстрашный, бестолковый» Джейсон Стэтхем (между прочим, ему стоит почаще сниматься в комедиях) и эксцентричный водитель и помощник, безответно влюбленный в Сьюзан (Питер Серафинович). Поэтому баланс ролей соблюден.

«Шпион»

Кадр из фильма «Шпион»

У Пола Фига и его команды получилось собрать все клише шпионских лент и вдоволь над ними посмеяться. И сделано это было с особым трепетом. Сьюзан Купер — самый близкий к зрителю агент спецслужбы, который наконец-то срывает покровы и заявляет, что никакой романтики в такой работе нет. Тут есть большой задел на будущую франшизу, а как вам идея женской версии Бонда?

Текст: Полина Михайлова

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ