Short Film Review: Победе посвящается

8 мая 2015, 10:00

Короткометражные фильмы, которые стоит посмотреть в преддверии Дня Победы, в нашей традиционной пятничной рубрике.

До «Мальчика в полосатой пижаме» была короткометражка «Страна игрушек». Два мальчика, еврей и немец, жили в соседних квартирах и были очень дружны. Но вот однажды маленький Генрих узнает, что его друга с семьей скоро отправят в далекую Страну игрушек. Генрих тоже хочет поехать с ними, но мама ему запрещает. Когда день принудительного отъезда еврейской семьи настает, Генрих сбегает с ними. Мать бежит на станцию, откуда вот-вот отправится поезд в Освенцим. Но великолепие этой короткометражной работы даже не в том, что женщина успела до отправления поезда. Саспенс и развязка вызывают в душе бурю эмоций. Иногда такие тяжелые темы надо рассказывать в жизнеутверждающем ключе. «Оскар» за лучший короткометражный фильм в 2007 году.

Когда начинаешь смотреть эту короткометражку – обежавшую, наверное, весь Интернет, ибо восторженные возгласы она получила на всех языках мира – не веришь, что это всего-навсего реклама интернет-игры. И это и печально, и радостно. Сразу вспоминается донельзя прозаичная короткометражная работа «День Победы» Игоря Гринякина, в которой показана вся искусственность ажиотажа вокруг Дня Победы. С другой стороны, ведь это, действительно, Победа, и каждый осознает и понимает этот праздник, каждый отдает дань памяти и уважения тем, кто сражался в этой войне и освободил мир от фашистской чумы. Наверное, лучше этой рекламной кампании может быть только сам Парад Победы и счастливые лица тех героев из промо-ролика – ветеранов, которые сейчас рядом с нами.

В этом году телеканал РЕН ТВ, каждый год готовящий тематическую короткометражку к Дню Победы, решил показать зрителям фильм «Мамы» — о матерях, которые ждали возвращения своих сыновей с войны. Интерес здесь представляет не столько яркая передача эмоций актерами, сколько сама закольцованность сюжета, замыкающаяся на главном герое: выпуская перед войной «голубя надежды» — с тем, чтобы он принес победу, после войны с внуками он уже выпускает «голубя памяти» — с тем, чтобы он сохранил эту память о Победе. И тема «тех, кто не вернулся» обыграна в фильме тоже очень символично: питерский двор-колодец с небом-потолком и крик «Мама!», обращенный сразу к сотне женщин, которые ждали своих детей с войны. В этот момент захватывает дух от осознания этой самой материнской любви – и страха ее потерять.

Дипломная работа выпускника ВГИК Никиты Михалкова «Спокойный день в конце войны» заслуживает просмотра по двум причинам. Во-первых, это оригинальность. В монтаже. В операторской работе. В построении диалогов, благодаря которому 24-летний режиссер смог раскрыть героев настолько, что хватило получаса, чтобы состоялся диалог фильма и аудитории. Во-вторых, в силу интересного взгляда на проблему сохранения искусства. Как ни крути, эту тему почти не затрагивают, а если и вспоминают про нее, то в диковатых фильмах вроде «Охотники за сокровищами». Здесь же и режиссура, и игра актеров, и раскрытие проблемы в последний день войны – все на «отлично». Единственное – да, сейчас именем Михалкова обычно запугивают, имея в виду его политические взгляды. Но никак не его заслуги в кино.

Предыдущий выпуск рубрики: Short Film Review vol.8

Текст: Светлана Иванова

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ