«Никакого течения нет. Мы работаем вместе, поэтому у нас появился свой собственный язык, непохожий на язык остального греческого кино».
Афина Рахель Цангари изучала режиссуру в Америке, является лауреатом нескольких престижных международных кинофестивалей. В 2012 и 2014 годах была креативным помощником на фестивале Sundance, в 2013 году вошла в состав жюри Берлинского фестиваля. Ее работа «Аттенберг» претендовала на «Золотую пальмовую ветвь» и была номинирована на премию «Оскар» как «Лучший фильм на иностранном языке» в 2011 году.
В центре повествования фильма «Шевалье» — история о путешествии богатых греческих мужчин по Эгейскому морю. Прозрачная вода, солнце, рыбалка, свежий воздух, плавание и вкусная еда быстро надоедают требовательным людям. Им хочется развлечений, зрелищ и новых эмоций. Забавы ради они придумывают шутливое соревнование «Кто лучший», по результатам которого победитель получит заветный перстень Шевалье. Первоначально друзья посмеиваются над предложенной игрой, но со временем ставки растут, а в блокнотах появляются новые записи о заработанных очках. Дух соперничества разгорается в друзьях и ради заветного приза мужчины готовы почти на все, даже на кровопускание и драку. Невинная игра становится предметом споров и раскрывает неизвестные героям черты в их характере и поведении. Ситуация доходит до абсурда, когда начинается измерение уровня холестерина и тот, у кого он в пределах нормы, получает заветные баллы.
Удивительно, как женщине-режиссеру удалось с маниакальной точностью передать атмосферу закрытого мужского мира. В современном обществе представителям сильной половины человечества приходится сложно: нельзя показывать свою слабость, эмоции и переживания. Мужчине каждый день приходится доказывать, что он лучший муж, сын, друг, сотрудник, спортсмен, водитель и т.д. Стремление к возвышенному идеалу ведет к неврозу и депрессии, но мужчины не привыкли рассказывать о том, что тревожит их даже близким людям. В «Шевалье» мужчины на время оставляют навязанные обществом гендерные роли и открывают в себе эмоциональную, почти истеричную сторону души. Зритель имеет возможность увидеть своими глазами пороки и страхи современных мужчин. Ситуацию, произошедшую с греческими мужчинами, вполне можно переместить и в российские, и в американские или европейские реалии. Результат будет тот же.
Афина Цангари намеренно помещает героев своего фильма в изолированное пространство, словно ставит научный психологический эксперимент с шестью мужчинами, одной яхтой, бесконечным Эгейским морем и раздутым эго. Она, как умелый психоаналитик, выуживает из зажатых и стесненных общественным мнением мужчин их потаенные страхи и желания. Она показывает, что в каждом взрослом мужчине живет маленький мальчик, который может быть испуган и несмел. В «Шевалье» много мужского юмора и размышлений о жизни, любви, семье. Чего только стоит сцена, где один из персонажей хотел убедить друзей, что способен на большее в любовном плане. Подобное рвение доказать свою маскулинность выглядит комичным. А пламенное исполнение песни из фильма «Дневник Бриджит Джонс» лишний раз доказывает, что мужчины — большие романтики.
Забавный сюжет, некая камерность изложения, изолированное пространство, своеобразный юмор и исследование закрытого сообщества мужчин явно отличают «Шевалье» от других «типично мужских» картин. Если в «Стыде» Стив МакКуин выдает на-гора трагедию мужчины-сексоголика, в комедии «Чего хотят женщины» Мел Гибсон исследует свою скрытую женскую сущность, а в «Бойцовском клубе» герои так и «брызжут» тестостероном на ринге, то «Шевалье» впитывает по крупицам элементы всех этих фильмов в собственной своеобразной манере. Здесь нет злостного осмеивания мужских слабостей или гиперболизированного изображения мужского соперничества в коллективе. Нет, Цангари «легкими штрихами» показывает зрителю, что быть мужчиной в современном мире – сверхсложная задача, и, похоже, мужчины отлично справляются с гендерными стереотипами… Афина Цангари, браво! Вы сумели попасть на заповедную территорию мужских страхов и тайн.
Текст: Александра Эрднеева