«Шевалье»: О чем говорят греческие мужчины

2 февраля 2016, 18:37

На прошедшем фестивале 2morrow состоялся показ картины «Шевалье» греческого режиссера Афины Рахель Цангари, которую называют представительницей «новой греческой волны», хотя сама она придерживается другого мнения.

«Никакого течения нет. Мы работаем вместе, поэтому у нас появился свой собственный язык, непохожий на язык остального греческого кино».

Афина Рахель Цангари изучала  режиссуру в Америке, является лауреатом нескольких престижных международных кинофестивалей. В 2012 и 2014 годах была креативным помощником на фестивале Sundance, в 2013 году вошла в состав жюри Берлинского фестиваля. Ее работа «Аттенберг» претендовала  на «Золотую пальмовую ветвь» и была номинирована на премию «Оскар» как «Лучший фильм на иностранном языке» в 2011 году.

Кадр из фильма "Шевалье"

Кадр из фильма «Шевалье»

В центре повествования фильма «Шевалье» — история о  путешествии богатых греческих мужчин по Эгейскому морю. Прозрачная вода, солнце, рыбалка, свежий воздух, плавание и вкусная еда быстро надоедают требовательным людям. Им хочется развлечений, зрелищ и новых эмоций. Забавы ради они придумывают шутливое соревнование «Кто лучший», по результатам которого победитель получит заветный перстень Шевалье. Первоначально друзья посмеиваются над предложенной игрой, но со временем ставки растут, а в блокнотах появляются  новые записи о заработанных очках. Дух соперничества разгорается в друзьях и ради заветного приза мужчины готовы почти на все, даже на кровопускание и драку. Невинная игра становится предметом споров и раскрывает неизвестные героям черты в их характере и поведении. Ситуация доходит до абсурда, когда начинается измерение уровня холестерина и тот, у кого он в пределах нормы, получает заветные баллы.

Кадр из фильма "Шевалье"

Кадр из фильма «Шевалье»

Удивительно, как женщине-режиссеру удалось с маниакальной точностью передать атмосферу закрытого мужского мира. В современном обществе представителям сильной половины человечества приходится сложно: нельзя показывать свою слабость, эмоции и переживания. Мужчине каждый день приходится доказывать, что он лучший муж, сын, друг, сотрудник, спортсмен, водитель и т.д. Стремление к возвышенному идеалу ведет к неврозу и депрессии, но мужчины не привыкли рассказывать о том, что тревожит их  даже близким людям. В «Шевалье» мужчины на время оставляют навязанные обществом гендерные роли и открывают в себе эмоциональную, почти истеричную сторону души. Зритель имеет возможность увидеть своими глазами пороки и страхи современных мужчин. Ситуацию, произошедшую с греческими мужчинами, вполне можно переместить и в российские, и в американские или европейские реалии. Результат будет тот же.

Кадр из фильма "Шевалье"

Кадр из фильма «Шевалье»

Афина Цангари намеренно помещает героев своего фильма в изолированное пространство, словно ставит научный психологический эксперимент с шестью мужчинами, одной яхтой, бесконечным Эгейским морем и раздутым эго. Она, как умелый психоаналитик, выуживает из зажатых и стесненных общественным мнением мужчин их  потаенные страхи и желания. Она показывает, что в каждом взрослом мужчине живет маленький мальчик, который может быть испуган и несмел. В «Шевалье» много мужского юмора и размышлений о жизни, любви, семье. Чего только стоит сцена, где один из персонажей хотел убедить друзей, что способен на большее в любовном плане. Подобное рвение доказать свою маскулинность выглядит комичным. А пламенное исполнение песни из фильма «Дневник Бриджит Джонс» лишний раз доказывает, что мужчины — большие романтики.

Кадр из фильма "Шевалье"

Кадр из фильма «Шевалье»

Забавный сюжет, некая камерность изложения, изолированное пространство, своеобразный юмор и исследование закрытого сообщества мужчин явно отличают «Шевалье» от других «типично мужских» картин. Если в  «Стыде» Стив МакКуин выдает на-гора трагедию мужчины-сексоголика, в комедии «Чего хотят женщины» Мел Гибсон исследует свою скрытую женскую сущность, а в «Бойцовском клубе» герои так и «брызжут» тестостероном на ринге, то  «Шевалье» впитывает по крупицам элементы всех этих фильмов в собственной своеобразной манере. Здесь нет злостного осмеивания мужских слабостей или гиперболизированного изображения мужского соперничества в коллективе. Нет, Цангари «легкими штрихами» показывает зрителю, что быть мужчиной в современном мире – сверхсложная задача, и, похоже, мужчины отлично справляются с гендерными стереотипами… Афина Цангари, браво! Вы сумели попасть на заповедную территорию мужских страхов и тайн.

 

Текст: Александра Эрднеева

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ