Серия кинолекций Николая Гросицкого «Кино как альтернативное пространство»

25 октября 2014, 19:34

Москва – это огромный мегаполис, ежедневно пропускающий через себя десятки, а то и сотни культурных мероприятий, к выходным концентрация настолько велика, что больницы переполнены представителями богемы с симптомами головной боли и повешенным давлением. Люди, не способные отличать хорошее от плохого, мучат себя выбором: какое событие выходного дня поощрить своим вниманием, голова идёт кругом, больница, а в результате плохое настроение и отвратительный аппетит. В журнале «365» подобного не случается, здесь собрались отличные профессионалы с хорошим вкусом, и проблема в выборе качественного искусства, в любых его проявлениях, сводиться к минимуму. Однако, в прошедшую пятницу такого вопроса и вовсе не стояло, и причиной тому — первая из серии кинолекций Николая Гросицкого «Кино как альтернативное пространство». Особенно приятным в посещении мероприятия было то, что с Николаем журнал «365» знаком не понаслышке – некоторое время назад он трудился журналистом в творческой мастерской издания.

Встреча любителей кино была назначена в арт-центре VINIL, что на Образцова, 14. Найти зал было совсем не сложно — вход расположен на стороне хорошо мне знакомого Октябрьского переулка, а яркую вывеску заменяла копания ярких молодых людей, в глазах которых отчетливо читалось желание как можно больше узнать про альтернативные пространства. Арт-центр расположен в старом промышленном здании, которое давно не функционирует по назначению. Изначально смущают длинные и неприглядные коридоры комплекса, однако, попав непосредственно в помещение VINILа, каждый может быть приятно удивлен. Зал сделан для искусства. Там есть все необходимое, и нет ничего лишнего. Большое пространство не создает ощущение арены, наоборот, атмосфера достаточно камерная и очень дружелюбная.

"Ночь на земле"

«Ночь на земле»

Принципиальный журналист и кинокритик, талантливый актёр и сценарист Николай Гросицкий начал свою лекцию с вводных слов о предмете, который подлежал обсуждению. Под сложным названием «Кино как альтернативное пространство» понималось то, что любой режиссер, даже документалист, как бы он ни старался, создает в фильме свой собственный мир, таким как он его видит, таким как отражает окружающий мир его душа – это и есть альтернативное пространство в кино.

«Любой продукт творческой деятельности можно судить только по тем законам, по которым он создавался. Эта аксиома, которая распространяется на кино, наверное, в первую очередь. В литературе, музыке и живописи важную роль играет фантазия, а значит, зритель принимает не последнюю роль в создании конечного продукта, соответственно, конечный продукт у каждого зрителя свой. В кинематографе режиссер может воздействовать и на зрение, и на слух и даже на подсознание зрителя. Почти все рецепторы в распоряжении режиссера, и ему гораздо проще увлечь нас за собой. И вот тут возникает главный вопрос: куда именно нас увлекают? У каждого режиссера свой мир, или миров не так уж и много, и в них отправляются сразу по несколько режиссеров. Как происходит это путешествие у разных режиссеров, работающих в одном жанре и можно ли найти совсем разных, на первый взгляд, режиссеров, которые в результате приводят нас в одну и ту же точку?», — с такого повествованием начал серию лекций Николай Гросицкий.

После Николая несколько слов о понятии пространство с точки зрения архитектуры сказал Дмитрий Барьюдин – один из основателей архбюро «KONTORA». Его познавательное выступление разбавило сугубо кинематографическое настроение вечера.

Для первой лекции был выбран фильм Джима Джармуша «Ночь на земле». По словам Николая Гросицкого, один из родоначальников арт-хаусного направления в современном кино Джим Джармуш первым стал снимать расслабленные, атмосферные и, в хорошем смысле, глупые фильмы. Режиссер создаёт мир, в котором возникает желание бесцельных прогулок и созерцания окружающей действительности. «Джармуш не создает из персонажей символы, его героев не надо расшифровывать и пытаться понять глубже, чем они есть», — объяснял собравшимся Гросицкий.

"Ночь на земле"

«Ночь на земле»

Далее последовал просмотр самого фильма «Ночь на земле». VINIL опять порадовал, в этот раз большим экраном и хорошим качеством показа. На самой ленте я долго останавливаться не стану, просто кто не смотрел – посмотрите обязательно, да и всего Джармуша заодно тоже.

После фильма состоялось общение между лектором и залом, всем желающим Николай предложил задать вопросы – в зале повисла тишина. Уже казалось, что вопросов не будет, но вдруг прозвучала неуместная шутка, что-то про кинокомпанию Marvel, которая, как ни странно, растопила лед и вопросы к автору лекции потекли рекой. Формат вопрос-ответ быстро трансформировался в дружескую беседу любителей кино и искусства, обсуждали фильм данного показа, альтернативное пространство в других фильмах, другого Джармуша, другое кино и ещё многое «другое».

Стоит заметить, подобные мероприятия дают возможность хорошо провести время, а кроме познавательного аспекта это просто был уютный пятничный вечер. В конце встречи Николай Гросицкий пообещал продолжить серию лекций в ноябре, так что внимательно следим за расписанием клуба VINILи ждем новостей от Николая Гросицкого.

Текст: Сергей Сафонов

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ