Лет десять назад смотреть сериалы было стыдно и зазорно. Сегодня ты не в теме, если не посмотрел новую серию «Игры престолов» или «Теории большого взрыва». Как гром среди ясного неба пронеслись пять сезонов сериала «Во все тяжкие», попавшего в книгу рекордов Гиннесса 2014 г «с самым высоким рейтингом». Сериалы смотрят все. На первом канале показывают «Шерлока» с полюбившимся всему миру Бенедиктом Камбербэтчем, «Карточный домик» с корифеем Кевином Спейси и «Под куполом» великого Спилберга (в качестве исполнительного продюсера). Школьницы обсуждают «Сплетницу», «Сверхъестественное» и «90210», а те, кому не по вкусу современное тв-искусство, в сотый раз пересматривают «Друзей» и «Дикого ангела». Мир сошел с ума? Нет, людям всего лишь нужен новый универсальный язык общения.
Началось все в далеком 1910 году, когда киносериалы стали формироваться как отдельный жанр телеиндустрии. Сама идея снимать историю как цикл берет начало из структуры периодической печати конца 19 века, когда модно было публиковать «романы с продолжением». Ориентированы они были на определенный круг читателей, что обеспечивало постоянную прибыль от продажи изданий: аудитория с нетерпением ждала выхода нового выпуска, чтобы узнать, а что же произошло дальше? Книги в то время считались исключительно элитарным развлечением и стоили безумных денег, поэтому представителям среднего класса ничего не оставалось, кроме как склевать журнальные вырезки воедино, и собирать свой, бюджетный вариант книги.
Одним из первых, кто перенес эту идею в кинематограф, оказался французский режиссер Л. Фейад. Ему удалось воспроизвести на экране цикл романов о Фантомасе. Так как кинотеатры находились в спальных районах, то посещали их, в основном, одни и те же люди, что давало возможность снимать огромное количество отдельных серий, и продолжение их можно было показывать бесконечно. В большинстве своем циклы состояли из логически завершенных новелл, однако были и такие, которые заканчивались «на самом интересном месте». Этот прием — «клиффхэнгер«- пользуется популярностью и по сей день. В данном случае, в начале каждой серии на экране появлялись титры с указанием на предшествующие события. Так, зритель не упускал ничего важного и воспринимал отдельные части как единое целое. Герои таких многосерийных фильмов четко делились на «добрых» и «злых».
В 1940 годах чрезвычайно популярными стали так называемые «мыльные оперы», составлявшие 90% всего эфира. Название свое они получили потому, что серии прерывались рекламой производителей мыла. Отличительной чертой таких сериалов являлось отсутствие границ начала и конца повествования. Растягиваться в таких случаях оно может на месяцы и даже на годы. Всем известную «Санта-Барбару» транслировали на телевидении девять лет, она стала именем нарицательным по отношению ко всем долгим и запутанным историям.
Сегодня сериалы смотрят не только бабушки и домохозяйки, но и высокообразованные люди. Конечно, все зависит от качества контента. Если младшее поколение смотрит сериалы всеми доступными способами: в телефонах, планшетах и компьютерах (по сезону за одну ночь), то пожилые люди потребляют сериальную продукцию с экранов телевизоров в точно установленное время. Размываются границы между понятиями «сериал» и «многосерийный фильм». Если говорить простым языком, то «сериал» — когда конца и края нет и сюжет размыт, а «многосерийный фильм» — логически завершенное повествование с указанием количества серий, как правило, не больше двадцати. Если обратить внимание на поток выходящих сегодня сериалов в целом, то нетрудно выявить, что особой популярностью пользуются темы исторического плана, фэнтези, семейные драмы и ситкомы.
Ситкомы, или комедии положений, особенно выгодны для тв-эфиров, т.к. каждая последующая серия не имеет практически ничего общего с предыдущей. Особой смысловой нагрузки они не несут, и начать смотреть их можно в любой момент без потери информации. Строятся подобные истории на нелепых контрастах или пародиях, чаще с добавлением закадрового смеха.
Десятые годы века минувшего отличились особенным разнообразием сериальных жанров. Самым популярным стала историческая драма с элементами фэнтези. История о мире, где абсолютно каждый стремится к власти и готов идти по головам, где понятия справедливости и моральных ценностей зарыты глубоко под землей, удивительно, но что может быть реальнее? Сериал «Игра престолов» сняли по мотивам книг Джорджа Мартина, которые он продолжает писать и в настоящее время. Сочетания драмы, криминала и триллера представляют не менее популярные «Шерлок» и «Во все тяжкие». Первый также снят по мотивам серии книг А.К. Дойля о Шерлоке Холмсе, однако создатели ТВ-версии детектива решили перенести повествование в наши дни, что сделало «Шерлока» феноменально популярным во всем мире. Упоминавшиеся ранее «Во все тяжкие» подарили нам историю жизни учителя химии, занявшегося самостоятельным производством метамфетамина ради спасения собственной жизни. Сценарий этой киноэпопеи, на минуточку, крайне высоко оценил Стивен Кинг. Зрителям запомнится и «Американская история ужасов», главным героем которой является особняк, играющий на страхах людей. Ну и дабы разбавить все эти высокоинтеллектуальные сюжеты, киноманов периодически радуют и комедиями типа «Теории большого взрыва», «Клиники» и «Как я встретил вашу маму».
Кинематографисты уже давно сменили гнев на милость по отношению к телевидению, осознав, что формат сериала стал действительно выгодным делом. Причем, по качеству он нисколько не уступает полнометражным фильмам, а иногда даже и превосходит. В 2013 году режиссер картин «Семь» и «Бойцовский клуб» дебютирует на ТВ с сериалом «Карточный домик». Уже первые серии политической драмы приносят Дэвиду Финчеру премию Эмми. Стивен Содерберг, в фильмографии которого все киноленты о друзьях Оушена, «Эрин Брокович», «Секс, ложь и видео», снимает «Больницу Никербокер» с Клайвом Оуэном в главной роли. Мартин Скорсезе участвует в создании «Подпольной империи», действие которой разворачивается в 20-е годы, во времена «Сухого закона». Режиссеры, один за другим, будто принимают вызов от телевидения, не принять который – значит усомниться в собственном профессионализме. Сегодня сериал становится основной формой подачи киносюжетов, постепенно вытесняя серьезные полнометражные проекты. Телевидение поглощает всех: зрителей, режиссеров, актеров. Кевин Спейси, Бенедикт Камбербэтч, Стив Бушеми, Тим Рот, Дэвид Духовны, Киллиан Мерфи – звезды мировой величины вслед за режиссерами проходят испытания сериалити.
Уже ходят слухи о том, что Бен Аффлек и Мэтт Дэймон станут исполнительными продюсерами шпионской саги, Дэвид Линч планирует «Твин Пикс», а Джей Джей Абрамс готовится к съемкам сериала по мотивам произведений Стивена Кинга. Идеи успешных фильмов также переписывают под формат сериала: «Если свекровь – монстр», «Большой», «Час пик», «Стрелок» и др.
Конечно, российская киноиндустрия заметно отстает от американской и европейской, и у нас качественное сериальное производство только начинает постепенно формироваться. Это невероятно конкурентная среда, где в погоне за зрительским вниманием продюсеры борются за уникальные сюжеты и сценаристов с максимально неординарным подходом. Интересно, что в Штатах за процессом производства сериального контента следит шоураннер, автор идеи сериала. Он вправе назначать или менять режиссера, вносить поправки во время съемочного процесса и т.д. Это отдельная профессия, занимающая одну из главенствующих позиций в иерархии съемочной группы. К сожалению, в России такие штатные единицы пока не предусмотрены, наверное, потому, что большинство идей сюжетных линий сериалов мы покупаем именно там. Будем надеяться, что с течением времени надобность в этом отпадет, и российская киноиндустрия все-таки достигнет высокого уровня производства собственных уникальных идей, соответствующих нашему национальному колориту, и непривычных способов их подачи на телеэкране.