С чего начиналось кино про войну

10 мая 2015, 13:30

«Это только в кино про войну солдаты пропитаны идеалами рыцарства и милосердия»
Георгий Зотов, «Асмодей Pictures»

Кино про войну бывает разное. И в зависимости от жанровой направленности формируются стиль повествования и его цель, характеры персонажей и сюжетная линия.

По сути своей, все фильмы о военных действиях антимилитаристские. Однако режиссеры, работающие над антивоенным кино, практически никогда не дают однозначной оценки происходящему. За основу, как правило, берется факт, реальная история или легенда, — все это обрастает деталями и подробностями, превращаясь в сценарий. Такие фильмы рождаются много лет спустя после завершения войны не только потому, что для осмысления нужно время. Войну и ее бессмысленность важно осудить в целом, ни в коем случае не затрагивая отдельные стороны конфликта во избежание националистических вспышек агрессии.

Толчком для развития военного кино послужила Первая мировая война. Казалось, мир сошел с ума, количество жертв, увеличивавшееся с каждым днем в разы,  не укладывалось в голове, и вселенская несправедливость, унесшая жизни миллионов людей, нашла отражение в литературе. Писатели не просто не могли молчать, они кричали о том, что война это высшая точка бесчеловечности. Трагическая тема «потерянного поколения» о безысходности жизни молодых ребят, отправившихся на войну, не зная настоящей жизни, до сих пор заставляет бежать по телу мурашки. Вслед за художественной литературой, последовали многочисленные экранизации, одна из которых, «На западном фронте без перемен» (1930) режиссера Льюиса Майлстоуна, является образцовой картиной антимилитаристского жанра. В фильме ведется повествование, отражающее взгляд на военные действия с немецкой стороны. Майлстоун снял настоящую реалистическую драму: впоследствии фрагменты этой киноленты в ряде военных фильмов будут ошибочно использованы как документальные.

all-quiet-on-the-western-front-1930-DI-2

Что же касается картин о Второй мировой войне, то, без сомнения, самые известные, пронизывающие душу киноленты сняли в странах, понесших наиболее страшные потери. Горе, настигшее миллионы людей, не могло не найти отражение в кинематографе. В СССР, Польше и Японии были сняты действительно великие фильмы о войне.

«Жажда», реж. Евгений Ташков (1959)

Жажда

Сценарий к фильму написал Григорий Поженян, непосредственно участвовавший в событиях, описанных в сюжете. Гитлеровские захватчики осадили Одессу и оставили ее жителей без питьевой воды. Чтобы спасти город, советским войскам  нужно сделать все возможное, чтобы подобраться к водонапорной станции. Попытка высадиться в селе оказалась неудачной. В тыл врага отправляется бесстрашная разведчица Маша. За ней отправляется матрос Безбородько, владеющий немецким языком, после чего линию фронта пересекает и весь отряд. Солдаты слышат сигнал к наступлению и бесшумно снимают немецкий караул. Водонапорную запускают. Параллельно отряд ведет ожесточенный бой с осаждающими город фашистами.

«Иди и смотри», реж. Элем Климов (1985)

1464885

Фильм, снятый по мотивам произведений «Хатынская повесть», «Партизаны» и «Каратели» Алеся Адамовича, рассказывает историю шестнадцатилетнего мальчика Флеры, прошедшего через ужас акций фашистов. Война сделала из маленького мальчика старика, безвозвратно потерявшего малейшую надежду на беззаботную жизнь. Создатели фильма выбрали место и время, ставшие символом народной беды и страдания. Для советских людей картина стала культовой, а в 1987 году журнал «Советский экран» признал работу Элема Климова лучшей по результатам опроса публики.

«Поколение» (1954),«Канал» (1956),«Пепел и алмаз» (1958), реж. Анджей Вайда

Действие сюжета военной трилогии Анджея Вайды берет начало с момента восстания в польской столице. Режиссер акцентирует внимание зрителя на трагедии варшавского гетто, рассказывает об антифашистских движениях и о совсем еще юных варшавских подпольщиках. Во второй картине отражены события 1944 года, а именно Варшавское восстание. Мы видим группы бойцов Армии Крайовы (в которой состоял сам режиссер), совершающих попытки бежать из Варшавы через канализационные каналы. Лента была удостоена специальной премии жюри на Каннском фестивале 1957 года и дает начало развитию волне «нового польского кино».  В условиях тоталитаризма и господства советской идеологии представители польского кинематографа смогли не только сохранить свою самобытность, но и выразить свой взгляд на события национального масштаба.

"Поколение"

«Поколение»

Своего апогея история Анджея Вайды достигает в третьей части, в которой речь идет о последних днях Второй мировой войны. Польша на пороге гражданской войны: соотечественники убивают друг друга из-за политических разногласий. Страна становится «советской территорией».

«Полевые огни», реж. Кон Итикава (1959)

nobi1web

Холодная осень 1944 года ознаменовалась завершением японской оккупации на Филиппинах. Потерпев поражение, эвакуированный высший командный оставляет пехотинскую армию на верную смерть без провизии, медикаментов, патронов. Продолжают взрываться бомбы, не перестают свистеть пули местных партизан. Один из рядовых, Тамура ввиду своего недуга застрял на острове и перестал существовать для окружающего мира. Вот она, сущность войны: больного выгоняют из медчасти обратно в окопы, чтобы зря не тратить лекарственные средства, ведь его все равно уже не спасти. Эта мрачная военная драма заставляет пройти вместе с военными семь кругов ада, а может быть и больше. Война поглощает сознание зрителя, высасывает из него жизненную энергию и целиком окунает в пустоту.

«À la guerre как à la guerre» — не извиняясь за свой французский, говорит Васечкин в фильме «Приключения Петрова и Васечкина». О том, как там на войне, нам рассказывает кинематограф, точнее показывает. Иногда в красках, иногда не очень. К 70-летию Великой Победы в российский прокат вышли три масштабные картины военной тематики «Битва за Севастополь», «А зори здесь тихие» и «Дорога на Берлин». Для России это особенный день, и кино — лишь один из способов почтить память тех, кто погиб ради жизни. Не забывайте о войне, иначе она придет о себе напомнить.

Текст: Дарья Седова

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ