С 28 октября по 8 ноября в Москве пройдет 16-й Фестиваль Нового британского кино

26 октября 2015, 11:00

28 октября открывается XVI фестиваль Нового британского кино в Москве. «365» — о том, какие фильмы покажут нам британцы в этом году.

В Москве фестиваль откроет картина Билла Кондона «Мистер Холмс» – оригинальная история по мотивам романов Конан Дойла, где роль знаменитого сыщика блестяще исполнил Иэн Маккеллен.

В этом году в программе фестиваля свыше двадцати фильмов. Среди них фестивальные хиты, такие, как «Бруклин» по одноименной книге Колма Тойбина, написавшего сценарий к фильму в соавторстве с Ником Хорнби, «Леди в фургоне» с Мэгги Смит в главной роли, фильм-лауреат премии Берлинского кинофестиваля «45 лет», а также блестящая работа Йоргоса Лантимоса «Лобстер», собравшая звёздный актёрский состав, включая Колина Фаррелла и Рейчел Вайс. Зрителей также ждёт программа короткометражного кино BAFTA, которую составляют фильмы – номинанты премии Британской академии кино и телевидения 2015 года.

Основной московской площадкой фестиваля традиционно станет кинотеатр «Формула Кино Горизонт». В Центре документального кино будет представлена специальная документальная программа. В рамках первой в России персональной выставки британского скульптора Аниша Капура, которая проходит в Еврейском музее, будут показаны две картины о жизни и творчестве мастера.

Все фильмы демонстрируются на оригинальном языке с русскими субтитрами. Билеты можно приобрести на сайтах www.ukfilms.ru и www.coolconnections.ru.

Фильмы фестиваля:

«45 лет»

Режиссер: Эндрю Хэй.
В ролях: Шарлотта Рэмплинг, Том Кортни, Джеральдин Джеймс, Долли Уэллс, Дэвид Сибли, Сэм Александр.

Драма на двоих, разыгранная легендами британского кино.

В последнее время появилось несколько фильмов, показавших, что чувственное – даже, в каком-то смысле, эротическое – и полное глубочайших переживаний кино о тех, кому «сильно за», имеет право на существование. Это, разумеется, легендарная картина Андреаса Дрезена «На девятом небе» (Wolke 9, 2008), а также не менее выдающийся фильм Сары Полли «Вдали от нее» (Away from Her, 2006), где чувства престарелого супруга проходят чудовищную проверку на прочность после того, как жену настигает болезнь Альцгеймера. В фильме Полли играла великая Джули Кристи, а в картине Эндрю Хэя одним из солистов выступает ее старинный партнер по эпохальной ленте Джона Шлезингера «Билли-лжец» (Billy Liar, 1963) Том Кортни. Партнершей Кортни стала прекрасная и в свои почтенные годы Рэмплинг; супружеской паре в их исполнении приходится столкнуться с оттаявшим (весьма буквально) призраком из прошлого, способным перевернуть всю динамику их брака накануне празднования 45-пятилетней годовщины.

Второй кинофильм энтузиаста LGBT-кино Хэя (на его счету – романтическая драма «Уикэнд» (Weekend, 2011) и телепанорама жизни сан-францисских геев производства HBO «В поиске» (Looking, 2014-2015), закрытая этой весной после второго сезона) снят по рассказу известного британского писателя и поэта Дэвида Константина. Хэю блестяще удалось передать тонкую вязь поэтического мышления Константина, пронизывающую и его прозу (достаточно проследить за путешествием образа воды внутри фильма). Дуэт двух ветеранов, разыгравших историю стариковской любви и ревности на фоне неброских пейзажей Норфолка, по делу удостоился высших актерских наград Берлинского кинофестиваля.

Награды и фестивали:

Берлинский кинофестиваль – лучшая женская роль, лучшая мужская роль
Международный кинофестиваль в Эдинбурге – лучший британский фильм, лучшая женская роль в британском фильме
Международный кинофестиваль в Чикаго – участник программы

«Бруклин»

Режиссер: Джон Краули.
В ролях: Сирша Ронан, Донал Глисон, Эмори Коэн, Джули Уотерс, Джим Броудбент, Майкл Зеген, Джессика Паре.

Ретро-драма о трансатлантическом любовном треугольнике.

На этом фильме сошлись два выдающихся современных прозаика: четырехкратный номинант на «Букера» ирландец Колм Тойбин является автором романа-первоисточника, а не менее знаменитый англичанин Ник Хорнби («Hi-Fi», «Футбольная лихорадка») написал по нему сценарий. По сюжету, юная ирландка Айлиш в исполнении Сирши Ронан покидает родную страну и, как сотни тысяч ее соотечественников, отправляется за лучшей жизнью в Нью-Йорк, где влюбляется в италоамериканца Тони (Коэн). Вскоре ей случается вернуться на родину, снова полюбить и пережить драматическую коллизию выбора между двумя мужчинами и двумя континентами.

В этой сдержанной, полной несентиментальных эмоций драме опытного Краули (автора известного ирландского молодежного хита «Разрыв» (Intermission, 2003) и драмы «Есть там кто-нибудь?» (Is Anybody There?, 2009) с Майклом Кейном, а также режиссера двух серий второго сезона «Настоящего детектива» (True Detective, 2014)) троице молодых протагонистов подыгрывают матерые британские ветераны Уолтерс и Броудбент, а также квебекская красотка Джессика Паре – незабвенная Меган Дрейпер из сериала «Безумцы» (Mad Men, 2007-2015). Фильм стал одним из ярких событий последнего «Сандэнса», где он был приобретен для дистрибуции компанией-мейджором за рекордую для независимого фильма сумму.

Награды и фестивали:

Кинофестиваль «Сандэнс» – участник программы

«Военная книга»

Режиссер: Том Харпер.
В ролях: Бен Чаплин, Фиби Фокс, Софи Оконедо, Шон Эванс, Керри Фокс, Энтони Шер, Николас Бернс, Натан Стюарт-Джэррет, Адил Ахтар.

Камерная драма – интеллектуальная симуляция сценариев современной ядерной войны.

В кулуарах неназванного правительственного здания в Лондоне встречаются представители различных министерств и ведомств, дабы в очередной раз сымитировать возможные быстрые решения в случае ядерного удара (на сей раз, Пакистана по Индии), проговорить рекомендуемые шаги государства в этом случае и законспектировать их в так называемую «военную книгу». Интереснейший фильм молодого, но уже весьма влиятельного телережиссера Харпера (в начале следующего года на BBC выйдет его многобюджетная шестисерийная экранизация «Войны и мира» (War and Peace, 2016)) воспроизводит как тематику, так и стилистику полудокументальны фильмов 60-х годов о ядерной угрозе – вроде легендарных «Системы безопасности» (Fail-Safe, 1964) Сидни Люмета и «Военной игры» (The War Game, 1965) Питера Уоткинса – и соединяет их с разговорной клаустрофобией шедевра того же Люмета «Двенадцать разгневанных мужчин» (12 Angry Men, 1957).

В фильме Харпера шесть разгневанных мужчин и троица куда более спокойных женщин проигрывают актуальнейшие – в свете последних геополитических пертурбаций и недавнего высказывания Дэвида Кэмерона о гипотетическом применении Великобританией ядерного оружия – ситуации худшего из возможных военных сценариев, сталкивая профессиональный политический цинизм с более идеалистическим взглядом на мир. Как и в фильме Люмета, режиссеру сильно помогает первоклассный актерский состав: могучий театральный ветеран, южноафриканец Энтони Шер, звезда фильмов Джейн Кэмпион новозеландка Керри Фокс, набирающая обороты старлетка Фиби Фокс (блестяще сыгравшая сестру Вирджинии Вулф Ванессу Белл в только что прошедшем сериале BBC «Жизнь в квадратах» (Life in Squares, 2015)) и все остальные исполнители.

«Клод Ланзманн: Призраки «Шоа»

Режиссер: Адам Бензайн.

Фестиваль нового британского кино (3)

Документалист Клод Ланзманн вспоминает детали подготовительного и съемочного процесса своего знаменитого документального фильма «Шоа», почти десятичасового монументального исследования Холокоста. Основа фильма – интервью с выжившими.

«Леди в фургоне»

Режиссер: Николас Хайтнер.
В ролях: Мэгги Смит, Доминик Купер, Алекс Дженнингс, Джеймс Корден, Джим Бродбент, Фрэнсис де ля Тур, Роджер Аллам.

Экранизация автобиографической комедии Алана Беннетта об эксцентричной лондонской старушке.

Алан Беннетт – знаменитый английский драматург, живой классик британского театра, кино и телевидения. Мэри Шеперд – бездомная старушенция, жившая в раздолбанном желтом фургоне и однажды припарковавшаяся напротив кэмденской квартиры Беннетта. Обещавшая не задерживаться больше трех месяцев, бабуля прожила под окнами писателя 15 лет, превратившись в любимицу района, местную достопримечательность и, в конечном счете, героиню пьесы Беннета 1999 года. Режиссером того спектакля был Николас Хайтнер, только что покинувший высокий пост главного режиссера лондонского Национального театра и главный специалист по Беннетту – в том числе, и по экранизациям его пьес: это его третий беннетовский фильм, после «Безумия короля Георга» (The Madness of King George, 1994) и «Любителей истории» (The History Boys, 2006). Ну, а Мэгги Смит играет мисс Шеперд уже в третий раз, после хайтнеровской постановки и радио-адаптации BBC 2009 года.

Разумеется, «Дама в фургончике» в кино, как и в театре, превращается в бенефис 80-летней Смит – одной из двух, наряду с Джуди Денч, гранд-дам современной английской сцены. Хайтнер окружил свою премьершу мощным второстепенным составом, где можно обнаружить и других завсегдатаев постановок Беннетта: прежде всего, Фрэнсис де ля Тур, изображающую Урсулу Воан-Уильмс – вдову великого английского композитора Ральфа Воана-Уильямса – и Алекса Дженнингса, игравшего другого великого английского композитора, Бенджамина Бриттена, в постановке беннетовской пьесы «Привычка творить искусство» 2009 года. Могучие ветераны Бродбент и Аллам, а также новая звезда американского ТВ Джеймс Корден (ведущий ‘The Late Late Show’ на CBS) дополняют великолепную труппу этого кинематографического спектакля.

«Лобстер»

Режиссер: Йоргос Лантимос.
В ролях: Колин Фаррелл, Рэйчел Вайс, Леа Сейду, Бен Уишоу, Джон С. Райли, Оливия Колман.

Антиутопический гротеск в стиле Оруэлла о кошмаре одиночества.

Шесть лет назад молодой грек Лантимос получил приз каннской программы «Особый взгляд» за странноватый фильм «Клык» (Kynodontas, 2009) про супружескую пару, воспитывающую своих детей в полной изоляции от мира, в большом поместье за высоким забором. Его новая, четвертая картина выдержана в той же эстетике концептуального дивертисмента с притчево-аллегорической интонацией и очевидным социально-критическим подтекстом. В антиутопическом мире «Лобстера» одиноких людей изгоняют из Города, заселяют в специальный Отель и дают сорок пять дней на поиск подходящей пары среди других постояльцев. Если им это не удается, несчастливцев превращают в животных – на их собственный выбор – и отправляют пресмыкаться в Лес. В том же Лесу скрывается банда упертых одиночек-диссидентов во главе с новой бондовской красавицей Сейду.

Лантимос создает стерильную, абсурдистскую, прозрачно сновидческую реальность скупыми, но действенными кинематографическими средствами: минималистичной цветовой и световой гаммой, уместными рапидами и короткими сценами-вспышками анималистического бреда, от которых у Николая Дроздова затряслись бы поджилки (вроде расстрела осла в прологе или прогулки верблюда по лесу). Уподоблению Отеля британским курортным городкам, очагам «отпускного ада», на которые другой вечный диссидент, Моррисси, когда-то мечтал сбросить атомную бомбу (и, соответственно, Леса как бегства в альтернативную, непопсовую реальность) способствуют ядреные сцены, озвученные вечнозелеными шлягерами ‘Something’s Gotten Hold Of My Heart’ и ‘Where The Wild Roses Grow’. Англосаксонский актерский состав фильма, снятого в Ирландии, если и не идеально вписывается в условную вселенную Лантимоса, то ни в коем случае из нее не выбивается: это касается и колоритно перекормленного Фаррелла, только что эффектно отзвучавшего во втором сезоне «Настоящего детектива» (True Detective, 2014); и залихватских Райли с Уишоу на подхвате, и, в особенности, блестящих британских комедиантов Колман и Смайли в острохарактерных ролях.

Награды и фестивали:

Каннский кинофестиваль – гран-при жюри, приз «Пальмовая собака», особое упоминание

«Лондон-роуд»

Режиссер: Руфус Норрис
В ролях: Оливия Колман, Том Харди, Кейт Флитвуд, Элоиз Лоренс, Пол Торнли, Джейс Догерти, Ли Николас Харрис.

Вербатим-мьюзикл по мотивам реальной истории от худрука лондонского Национального театра.

Руфусу Норрису (сменившему прошлым мартом Николаса Хайтнера на высоком посту в Нацональном театре) не впервой иметь дело с нетривиальным музыкально-театральным материалом: именно Норрис является инициатором и режиссером двух опер Деймона Албарна «Доктор Ди» (Dr Dee: An English Opera, 2011) и «Wonder.land» (2015). И все-таки, «Лондон-роуд», в чисто жанровом смысле, самый оригинальный образчик музыкального театра в карьере Норриса: это вербатим-мьюзикл, рассказывающий о том, как жители заявленной в названии улицы в провинциальном Ипсвиче пережили последствия убийства пяти проституток, совершенных их соседом в 2006 году. Тексты песен, положенные на музыку композитором Адамом Корком, «перепевают» расшифровки интервью реальных прототипов сюжета, который в руках Норриса оказывается отнюдь не угрюмой чернухой, но, что удивительно, оптимистичной комедией.

Премьера поставленной Норрисом сценической версии случилась в 2011-м, и большинство из актеров той постановки сыграли свои роли и в киноверсии. Специально для фильма Норрис добавил к проверенному актерскому составу троицу звезд британского кино и ТВ: комедиантку Оливию Колман, прославившуюся в сериалах «Преподобный» (Rev., 2010) и «Убийство на пляже» (Broadchurch, 2013), Аниту Добсон – ветераншу мьюзиклов, шекспировского театра и сериала «Жители Ист-Энда» (EastEnders, 1985), а также жену гитариста Queen Брайена Мэя – и вездесущего Тома Харди в небольшой роли. Интересно, что премьера фильма в Британии состоялась прошедшим летом в рамках «кино-театрального» проекта National Theatre Live.

«Мистер Холмс»

Режиссер: Билл Кондон
В ролях: Иэн МакКеллен, Лора Линни, Хэтти Морахэн, Роджер Аллам, Джон Сешнс, Фил Дейвис.

Фантазия о впадающем в маразм 93-летнем Шерлоке Холмсе и нерешенном деле из прошлого.

В эпоху писаных красавцев-Холмсов Бенедикта Камбербэтча и Джонни Ли Миллера появление дряхлого седовласого старикана с тем же именем может показаться апокрифической блажью. Сюжет завязки и вовсе удивителен: накануне показанных в фильме событий пожилой патриарх сыска совершает путешествие в Хиросиму (недавно пережившую ядерную трагедию), чтобы обзавестись японским перцем, якобы улучшающим работу памяти. Настойчивые расспросы сына домоправительницы Холмса, миссис – о нет, не Хадсон! – Монро заставляют сыщика-пенсионера освежить в угасающей памяти детали старого дела и снова взяться за расследование.

До МакКеллена самым пожилым кинематографическим Холмсом был скончавшийся в этом году Патрик Макни, сыгравший Холмса в 71-летнем возрасте в телефильме «Собака Лондона» (The Hound of London, 1993) (ровесник Макни – скончавшийся за несколько дней до него сэр Кристофер Ли – в третий раз сыграл Холмса, когда ему было 69). Фильм мастера повествовательного кино с нетривиальной начинкой Билла Кондона («Кинси» (Kinsey, 2004), «Пятая власть» (The Fifth Estate, 2013)) выигрывает, как раз-таки, благодаря присутствию сэра Иэна: только совсем нелюбопытный откажется понаблюдать, как самый заслуженный английский актер нашего времени изображает главного английского сыщика. Тем более, что именно за роль в «Богах и монстрах» (Gods and Monsters, 1998) Кондона МакКеллен впервые номинировался на «Оскара».

Среди подыгрывающего классику актерского состава хочется выделить, прежде всего, пару актеров-«близнецов» Роджера Аллама и Джона Сешнса (актеры-ровесники действительно похожи друг на друга как две капли воды), а также ветерана фильмов Майка Ли Фила Дэвиса. Кроме того, Кондон сделал внимательным киноманам и вовсе роскошный подарок, задействовав в роли «киношного» Холмса – в сцене, где герой МакКеллена смотрит фильм про себя – изрядно повзрослевшего шотландца Николаса Роу, игравшего юного сыщика в легендарном фильме Барри Левинсона «Молодой Шерлок Холмс» (Young Sherlock Holmes, 1985).

Награды и фестивали:

Международный кинофестиваль в Сиэтле – лучшая мужская роль (2 место)
Международный кинофестиваль в Сиднее – участник программы

«Первый фильм»

Режиссер: Дэвид Уилкинсон.

Захватывающее документальное расследование жизни и творчества пионера кинематографа Луи Лепренса.

Дебютный режиссерский фильм актера и продюсера документального кино Уилкинсона можно считать выдающимся по нескольким причинам. Во-первых, это первая полнометражная попытка доказать, с помощью всех имеющихся документов, «право первородства» французского изобретателя Луи Лепренса, снявшего первые фильмы до братьев Люмьер, братьев Складановских, Уильяма Фриза-Грина и прочих пионеров кино. Во-вторых, история жизни – и, в особенности, странного исчезновения и смерти Лепренса, севшего на поезд из Дижона в Париж за считанные недели до первого публичного показа своих фильмов и так с него и не сошедшего – достойна пера Агаты Кристи. В-третьих, энтузиазм режиссера, решившего, чего бы это ему ни стоило, доказать, что самый первый фильм в истории кино был снят в его родном Лидсе, достойна искреннего восхищения.

Ну и главное. Лепренс, в отличие от клерков Люмьеров и безжалостного бизнесмена Эдисона, был не только изобретателем-иноватором. Он был настоящим художником, оставившим после себя, помимо картин и фильмов, уникальную «фотокерамику», произведенную по его собственной технологии; в частности, фотопортреты королевы Виктории и премьер-министра Глэдстоуна, высокое оцененные самими вельможными моделями. Лепренс, вне всякого сомнения, больше других претендентов на трон «первого кинематографиста» достоин этого звания: он ведь не просто установил камеру на заводе или на вокзале, как Люмьеры; в его «Сцене в саду Раундхэй» (Roundhay Garden Scene, 1888) очевидны рудиментарные попытки режиссуры почти в мельесовском ключе. Отец Лепренса был близким другом изобретателя фотографии Луи Дагера, а сам Луи – моделью первого фотографа: факт, превращающий предполагаемое «первородство» Лепренса в наследственное. Как бы то ни было, вопрос о первом кинематографисте остается открытым, зато просмотр «Первого фильма» обязателен для всех киноманов.

«Песнь заката»

Режиссер: Теренс Дэвис.
В ролях: Агнесс Дейн, Питер Муллан, Кевин Гатри, Хью Росс, Джим Суини.

Фестиваль нового британского кино (1)

Экранизация классического романа шотландской литературы от живого киноклассика Дэвиса.

Теренс Дэвис снимает редко, но метко: два его последних фильма – монтажный портрет Ливерпуля «О времени и городе» (Of Time and the City, 2008) и «Глубокое синее море» (The Deep Blue Sea, 2011) – были безусловными шедеврами. В своей новой картине Дэвис обращается к роману Льюиса Грассика Гиббона «Песнь заката» (1932) – истории жизни молодой шотландки Крис Гатри (манкунианская модель Дейн в первой серьезной роли) на фоне сельской жизни накануне, во время и сразу после Первой мировой войны.

Как нельзя более актуальный – после шотландского референдума и исторических результатов выборов 2015 года, превративших Шотландскую национальную партию в третью силу в Вестминстере – фильм Дэвиса возвращает зрителя в ранние годы формирования современной шотландской национальной идентичности, описанные Гиббоном в контексте глубинных социально-экономических перемен эпохи. Крис Гатри была, для самого писателя, символом современной ему Шотландии, и тот факт, что возвращением романа на экраны (первой экранизацией «Песни заката» была телеадаптация BBC Scotland 1971 года) занимались английский режиссер и английская же актриса, в очередной раз свидетельствует о неразрывности культурных связей всех home nations в составе Великобритании.

Награды и фестивали:

Международный кинофестиваль в Лондоне – участник программы

«Посланник»

Режиссер: Дэвид Блэр.
В ролях: Роберт Шиэн, Лили Коул, Джоэли Ричардсон, Тамзин Мерчант, Дэвид О’Хара, Эндрю Тирнан, Дирдри О’Кейн.

Североанглийская парафраза «Шестого чувства» (The Sixth Sense, 1999).

Режиссер и главная звезда этого фильма уже имели опыт «общения с мертвецами». На счету Дэвида Блэра имеется фильм «Мистики» (Mystics, 2003), герои которого – парочка пожилых мошенников – притворялись медиумами, а Роберт Шиэн находился на прямой связи с потусторонним миром еще в сериале «Отбросы» (Misfits, 2009-2013). В «Посланнике» герой Шиэна Джек обретает способность общаться с недавно погибшими после того, как ребенком находит своего отца повесившимся в сарае. Действие фильма постоянно, с помощью настойчивых флэшбэков, путешествует в несчастливое детство Джека из его не менее печального настоящего, в котором законченный социопат-алкоголик Джек продолжает шокировать окружающих странным поведением и вечными разговорами с невидимыми собеседниками.

Драма Блэра не лишена жанровой изощренности – картина, вслед за скачущим по десятилетиям действием, свободно путешествует из жанра сверхъестественной фантастики в психодраму и обратно. Помимо убедительного ирландца Шиэна и английской модели Коул, похожей на деревянную скульптуру Мадонны, стоит выделить великолепную дублинскую стэндап-комедиантку О’Кейн в роли матери. Фильм продолжает галерею созданных Блэром образов изгоев на полях «приличного» общества, наиболее колоритным из которых был «самый толстый человек Британии» в феерическом исполнении героя прошлогоднего «Бритфеста» Тимоти Сполла в одноименном фильме 2009 года.

Награды и фестивали:

Международный кинофестиваль в Эдинбурге – участник программы

«Послушай меня, Марлон»

Режиссер: Стивен Райли.

Уникальный аудио-автопортрет гениального актера.

Фильм Райли уже назвали «величайшим документальным фильмом всех времен, снятым про актера». Что ж, если кто и достоин стать предметом выдающегося документального высказывания на предмет исполнительского мастерства, то это Брандо, некогда изменивший сам принцип существования киноактера в кадре. Стивен Райли до «Марлона» снимал, в основном, фильмы о культурных феноменах, инспирированных Британией – о ежегодном боксерском поединке Оксфорда и Кембриджа, о сборной Вест-Индии по крикету 70-80-х годов и о бондиане. Для своего первого американского исследования Райли удалось, что называется, получить доступ к первоисточнику – аудиозаписям Брандо, сделанным самим актером в домашней обстановке, во время деловых встреч, пресс-конференций, а также (внимание!) сеансов гипноза и психотерапии.

Брандо был известным эксцентриком, презиравшим собственную славу и находившийся в непростых отношениях с выбранной профессией; все эти грани оживают в закадровых монологах актера, интимность которых достигает предельных степеней душевной обнаженности. Далеко не все деятели кино могут похвастаться творческим и человеческим нутром столь же достойным изучения; далеко не каждое такое погружение было бы интересно широкому зрителю. В этом фильме талант режиссера, масштаб личности героя и качество оставленной им «документации сокровенного» сошлись самым триумфальным образом.

Награды и фестивали:

Кинофестиваль «Сандэнс» – участник программы
Кинофестиваль в Трэверс-сити – лучший фильм
Кинофестиваль в Монклэре – участник программы

«Просто Джим»

Режиссер: Крэйг Робертс.
В ролях: Крэйг Робертс, Эмиль Хирш, Ния Робертс, Ричард Хэррингтон, Анейрин Хьюс, Райан Оуэн.

Черная комедия в стиле Линча про валлийского подростка.

24-летний валлиец Крэйг Робертс прославился пять лет назад главной ролью в блестящей «драме взросления» Ричарда Айоади «Субмарина» (Submarine, 2010). В том фильме его герой Оливер пытался подружиться со своей одноклассницей и помирить вечно ссорящихся родителей, а также сильно переживал на предмет их нового соседа – бывшего бойфренда матери. В каком-то смысле, режиссерский дебют молодого актера можно считать если не сиквелом «Субмарины», то духовным пасынком этого фильма. Герой Робертса за прошедшие с «Субмарины» годы ничуть не повзрослел – это все тот же закомплексованный 15-летний школьник-ботан, проводящий дни напролет в одиночестве за просмотром одного и того же черно-белого фильма в старом кинотеатре; его родители ссорятся чуть меньше, зато на соседской позиции случился апгрейд – на место гуру лайф-коучинга из фильма Айоади заступил джеймсдинообразный хулиган-сорвиголова из далекой Америки в колоритном исполнении Эмиля Хирша. Вот только зрителю самому приходится постоянно отвечать на вопрос, реален ли новый сосед – или является плодом вскормленного на американской поп-культуре воображения восприимчивого подростка.

Режиссер-дебютант Робертс демонстрирует впитанную у менторов (прежде всего, у Кэри Фукунаги, у которого он снимался в «Джейн Эйр» (Jane Eyre, 2011), и у того же Айоади) страсть к стилистическим изыскам – угловатому «авторскому» монтажу, причудливым деталям и кинематографическим аллюзиям. Помимо очевидной красной куртки Джеймса Дина из «Бунтаря без причины» (Rebel Without a Cause, 1955), в фильме легко обнаруживаются ненавязчивые отсылки к линчевской субурбии (безумная владелица кинотеатра, воображаемая сцена вечеринки, немотивированные вспышки гнева героя Хирша, подсмотренные в «Диких сердцем» (Wild at Heart, 1990) и т.д.). Несмотря на некоторую – вполне объяснимую, учитывая нежный возраст режиссера – вторичность фильма, искренность намерений Робертса и его комический шарм делают эту картину неотразимой. Если Крэйг решит продолжать режиссерскую карьеру в том же стиле, в полку британских киноэксцентриков случится важное прибавление.

Награды и фестивали:

Международный кинофестиваль в Одессе – участник программы

«Рассел Брэнд: Второе пришествие»

Режиссер: Онди Тимонер.

Хроника уникального перерождения комика Расселла Брэнда из голливудского селебрити в активиста-левака.

Творческий и жизненный путь, проделанный 40-летним Расселлом Брэндом, удивителен. Еще пару лет назад его знали как стэндапера-беспредельщика, скабрезного ведущего церемоний MTV, бойфренда/мужа/бывшего мужа поп-звезды Кэти Перри и весьма однообразного голливудского актера. Брэнд-2015 – совсем другая птица: общественный мыслитель и комментатор, пославший к чертям Голливуд (вместе с Кэти Перри), ведущий язвительного интернет-шоу The Trews, автор подрывного фолианта «Revolution», организатор соцпроектов в пользу обездоленных, энтузиаст перераспределения капитала и беспощадный критик той самой группы однопроцентников, в которую ему посчастливилось войти в прошлых главах собственной судьбы.

Дважды лауреатка «Сандэнса» Онди Тимонер уже имеет немалый опыт запечатления на пленку будней бешеных креативных харизматиков: на ее счету, как минимум, двойной портрет звезд инди-рока Антона Ньюкома и Кортни Тэйлор-Тэйлора в фильме «Dig!» (2004). На сей раз дуализм характеров и мировоззрений бушует внутри одного-единственного героя – самого Брэнда, которого зрители фильма увидят в самых разнообразных – взаимоисключающих! – ситуациях: выступающим со стэндапом, принимающим наркотики, занимающимся кундалини-йогой, глаголящим на демонстрациях, интервьюирующим Линча и Тайсона и дающим интервью ведущему экономического шоу Russia Today Максу Кайзеру. Свою лепту в дорисовку портрета комика-активиста вносят его закадычные друзья Ноэл Галлахер и Джонатан Росс – ведущий популярного ток-шоу на канале ITV – и прочая знаменитая публика, а также родители героя. В результате тех, кто не подозревал об интеллектуальной трансформации некогда одиозного таблоидного персонажа, ждет настоящий культурный шок.

Награды и фестивали:

Фестиваль независимого кино в Эшленде – премия No Limits

«Северный Соул»

Режиссер: Илэйн Константин
В ролях: Эллиотт Джеймс Лангридж, Джош Уайтхаус, Антония Томас, Лиза Стэнсфилд, Стив Куган.

Молодежная драма об эпохе расцвета северного соула начала 70-х.

Про удалую развеселую эру северного соула – которую можно смело считать британским аналогом и предшественником диско-угара второй половины 70-х – уже снят, как минимум, один художественный фильм, «Парень с душой» (Soulboy, 2010 года). Картина дебютантки Константин заглядывает куда дальше, в темную наркотически-криминальную изнанку этого музыкального движения, что, удивительным образом, не разрушает светлую оптимистическую интонацию фильма. История первой дружбы и любви молодого энтузиаста соула Джона рассказана с помощью впервые заявляющих о себе в кино телеактеров: Лангридж снимался в «Холлиокс» (Hollyoaks, 1995), Антония Томас была звездой «Отбросов» (Misfits, 2009-2013), а Джош Уайтхаус прославился в реалити-сериале MTV «Жизнь на грани» (Living on the Edge, 2008).

Разумеется, саундтрек фильма перенасыщен полузабытыми хитами детройтского и чикагского соула, составлявших основу репертуара североанглийских диджеев того времени. Микс вымышленных и исторических деталей (действие фильма происходит в несуществующем городке в Ланкашире, в то время как герои посещают реальные места вроде Wigan Casino – эпицентра северного соула) может показаться кому-то излишним – зато забавные ретро-подробности, вроде замечательных будок для прослушивания виниловых сорокапяток, порадуют всех. Не говоря уж об общих для всех нас ностальгических моментах вроде подросткового восхищения Брюсом Ли! Особого внимания заслуживают небольшие роли, сыгранные двумя знаменитыми выходцами с севера Англии – манкунианцем Стивом Куганом (со страшной силой вспомнившим свой родной акцент) и уроженкой Рочдейла, что в Ланкашире, певицей Лизой Стэнсфилд.

Награды и фестивали:

Номинация на премию BAFTA – лучший режиссер-дебютант

«Темная Лошадка»

Режиссер: Луиз Осмонд.

История о победе маленьких людей, поставивших на большую лошадь.

Человеческие истории, связанные с миром скачек, полным страстей, больших денег, мухлежа, элитизма и странных для постороннего взгляда эмоций и взаимоотношений, продолжает волновать умы кинематографистов – достаточно вспомнить недавний блестящий сериал HBO «Фарт» (Luck, 2011-2012). «Темная лошадка» – занимательная история про то, как воля к победе, в сочетании с терпением и трудом, по-прежнему способна превратить нищего в принца – пусть лишь только на ипподроме.

Фильм рассказывает о ничем не выдающейся валлийской барменше, решившей в компании своих соседей вырастить и выставить на соревнования скаковую лошадь с роскошным именем Dream Alliance. Альянс начинающих конезаводчиков и вправду обернулся мечтой: их лошадь взяла главный приз скачек Welsh Grand National. Уверенная рука режиссера Осмонд, на счету у которой — документальная лента о покойном модельере Александре Маккуине и телефильм про альпиниста Джо Симпсона – обеспечила 15 минут славы еще одной (после шахтерской деревни Онллвин из «Гордости» (Pride, 2014)) валлийской деревушке: фильм получил приз зрительских симпатий программы мирового документального кино в «Сандэнсе».

Награды и фестивали:

Кинофестиваль «Сандэнс» – приз зрительских симпатий международного документального конкурса

«Тихий шторм»

Режиссер: Коринна МакФарлэйн.
В ролях: Дэмиэн Льюис, Андреа Райзборо, Росс Андерсон, Кейт Дики, Джон Сешнс.

Шотландская адюльтерная ретро-драма на берегу моря.

От одних только имен троицы главных героев этого хлещущего эмоциями через край дебюта Коринны МакФарлэйн у любителей всего кельтского станет благостно на душе. Персонажа Льюиса – одержимого викария на отдаленном острове Гебридского архипелага – зовут Бэйлор; его кроткую жену в исполнении молодой, но уже вполне состоявшейся британской звезды Райзборо – Айлин; проштрафившегося юношу, присланного отбывать повинность на край света – Фьонн. Страсти, кипящие внутри шотландского треугольника, не менее брутальны и яростны, чем нравы и язык их предков, древних кельтов, и напоминают героев американской романтической прозы XIX века – Готорна и Мелвилла. Подобно капитану Ахаву, у полубезумного Бэйлора есть свой белый кит – его островная церковь (‘kirk’, по-шотландски), которую священник по кирпичику перевозит на материк. Истерзанная же суровым супругом и истомившаяся по настоящему чувству Айлин, вслед за Эстер из «Алой буквы», вступает в порочную связь с одержимым поэзией юнцом.

Cпродюсированная бондовским дуэтом Брокколи/Уилсон драма, в свою очередь, держится на двух китах: лютых приморских пейзажах шотландского севера и актерской игре трио. И прежде всего – ожидаемо ошеломительном перформансе Дэмиэна Льюиса, в очередной раз показавшего, что его актерский темперамент способен своротить горы (или, например, перетащить целиковую кирку по морю). Столь же телесна игра восхитительной Райзборо, позволяющая ощутить физический драйв свободы от языческого слияния с природой, морем и бездонностью поэзии Йейтса и романтиков. К чести дебютантки МакФарлэйн, ей удается под занавес как бы переключить само время действия фильма, развернув его, вслед за парой героев, от тяжелого мифопоэтического безвременья протестантского аскетизма к более толерантной и чувственной современности.

«Целясь в Сократеса»

Режиссер: Джеймс Эрскин.
В ролях: Арт Паркинсон, Нико Мираллегро, Джон Ханна, Конлет Хилл, Ричард Дормер, Брона Галлахер, Бэрри Уорд.

Быль о похождениях сборной Северной Ирландии по футболу на ЧМ-86.

Сборная Северной Ирландии по футболу под руководством тренера Билли Бингема изрядно попылила в 80-е: отобралась на два Чемпионата мира подряд – 1982 года в Испании и 1986 года в Мексике – и, на первом из них, умудрилась одолеть хозяев-испанцев (попробуйте представить себе нечто подобное сегодня). В свою очередь, режиссер Эрскин также имеет опыт выступлений на Чемпионатах мира, правда, чисто кинематографический: он снял великолепный документальный фильм «Один матч в Турине» (One Night in Turin, 2010), посвященный памятным подвигам сборной Англии на ЧМ-90 в Италии. На этой картине режиссер и сюжет удачно нашли друг друга: Эрскину удалось превратить маловыразительный перформанс североирландцев в Мексике в прелестную бытовую ретро-элегию про бесстрашных футбольных «карликов», на короткое время объединивших разрываемую религиозными и политическими конфликтами нацию. А вот удалось ли им выиграть у бразильцев, ведомых легендарным нападающим, политическим активистом и доктором медицины Сократесом, лучше узнать из самого фильма.

Атмосфера ольстерского конфликта, который в Ирландии и Великобритании называют просто и лаконично – The Troubles – передана Эрскином вполне достоверно, но, что называется, без фанатизма (глубоко интересующиеся данным периодом могут посмотреть также шедевр Джима Шеридана «Боксер» (The Boxer, 1997)). Режиссера больше интересуют переживания «маленьких людей» на фоне исторических событий: совсем маленьких, вроде юного фаната Томми (Паркинсон), вовсю переживающего за свою сборную, и не таких уж и маленьких – как дебютант национальной команды Дейви Кэмпбелл в исполнении перспективного манкунианца Нико Мираллегро. Помимо талантливой молодежи, стоит отметить матерых ветеранов актерского состава – шотландца Джона Ханну в роли Бингема и шикарного североирландца Конлета Хилла, известного всем по роли Лорда Вариса в «Игре престолов» (Game of Thrones, 2011), а здесь феерически изображающего телерепортера Джеки Фуллертона.

BAFTA 2015

«Более полная картина»

Режиссер: Дейзи Джейкобз.

Фестиваль нового британского кино (2)

Полная чёрного юмора история об уходе за пожилым родственником, рассказанная с помощью двухметровых рисованных персонажей.

Награды и фестивали:

Каннский кинофестиваль – премия Cinéfondation, 3-е место
Международный фестиваль анимационных фильмов в Анси – лучший дипломный фильм
Международный фестиваль анимационного кино в Хиросиме – гран-при
Международный кинофестиваль в Эдинбурге – премия за новаторское решение в короткометражном фильме
 

«Бугалу и Грэм»

Режиссер: Майкл Леннокс.

Фестиваль нового британского кино (7)

Британская короткометражка про то, как мир в отдельно взятой семье начинается не с курицы, но с яйца. Два маленьких брата получают в подарок от отца по цыпленку, чтобы они заботились о питомцах. Но когда птенцы вырастают, родители выносят курицам неутешительный приговор. Все это рифмуется с вооруженными действиями в Северной Ирландии 1978 года. Остроумная история о странном мире детей в пространстве мира взрослых.

Награды и фестивали:

Номинация на премию «Оскар» – лучший короткометражный фильм
Премия BAFTA – лучший британский короткометражный фильм
Берлинский кинофестиваль – участник программы
Международный кинофестиваль в Торонто – участник программы
Международный кинофестиваль в Корке – участник программы

«Со сдвигом»

Режиссер: Рэйчел Тьюннард.

Фестиваль нового британского кино (1)

Анна живет в сарае в саду своей мамы. Там в одиночестве она снимает замысловатые видео, героями которых являются ее собственные пальцы. Анна совсем не хочет выходить оттуда. Однако у мамы совсем другие взгляды и планы на жизнь дочери.

Награды и фестивали:

Номинация на премию BAFTA – лучший британский короткометражный фильм
Номинация на премию BIFA – лучший британский короткометражный фильм

«Линия кармана»

Режиссер: Оскар Шарп.

Фестиваль нового британского кино (2)

Однажды Сара начинает постепенно отрываться от земли. Выясняется, что её поразила редкая болезнь, в результате которой она медленно, но неотвратимо поднимается в небо – и теперь членам её семьи предстоит как-то научиться жить с мыслью, что мама однажды улетит и не вернётся.

Награды и фестивали:
Номинация на премию BAFTA – лучший британский короткометражный фильм
Премия BIFA – лучший британский короткометражный фильм
Международный фестиваль короткометражных фильмов в Аспене – приз жюри, лучший режиссёр
Международный кинофестиваль в Оклахома-сити – лучший короткометражный фильм
Кинофестиваль SXSW – участник программы
Международный фестиваль короткометражных фильмов в Палм-Спрингс – участник программы

«Обезьянки любят эксперименты»

Режиссер: Уилл Андерсон, Эйнзли Хендерсон.

Фестиваль нового британского кино (6)

Обманутая обезьянка верит, что ей в спутники предназначена луна.

Награды и фестивали:

Международный кинофестиваль в Эдинбурге – премия за вклад в искусство короткометражного кино  

«Мой папа»

Режиссер: Маркус Армитидж.

Фестиваль нового британского кино (5)

Анимационная история о том, как папино влияние оказывается столь сильным, что практически захлёстывает всю жизнь маленького мальчика.

Награды и фестивали:

Номинация на премию BAFTA – лучший британский короткометражный анимационный фильм

«Удар»

Режиссер: Ник Роулэнд.

Фестиваль нового британского кино (4)

Коннор занимается боксом, но на самом деле мечтает о совсем другом образе жизни – и признаться себе и другим в этом означало бы поставить крест на всем, чего юноше уже удалось добиться.

Награды и фестивали:

Номинация на премию BAFTA – лучший британский короткометражный фильм
Номинация на премию BIFA – лучший британский короткометражный фильм
Международный кинофестиваль в Эдинбурге – лучший короткометражный фильм
Международный кинофестиваль «Тёмные ночи» в Таллине – участник программы

«Трое братьев»

Режиссер: Алим Хан.

Фестиваль нового британского кино (1)

Хамиду самому ещё не так много лет, но когда его отец внезапно возвращается в Пакистан, Хамиду придётся резко повзрослеть, поскольку на его попечении остаются двое младших братьев.

Награды и фестивали:

Номинация на премию BAFTA – лучший британский короткометражный фильм
Фестиваль европейского кино в Анже – участник программы

«Эд Ширан: Jumpers for goalposts»

Фестиваль Нового британского кино

Выступление в поддержку альбома ‘Х’ на стадионе «Уэмбли».

Эд Ширан представляет свой первый фильм-концерт ‘Jumpers for Goalposts’. 22 октября во многих странах, в том числе и в России, на экранах кинотеатров пройдет прямая трансляция мировой премьеры в Лондоне!

Фильм включает в себя концерт Эда Ширана на стадионе «Уэмбли», запись которого прошла в июле 2015 года. Музыкант был восторженно встречен 80-тысячной толпой и исполнил свои хиты, включая ‘The A Team’, ‘Sing’ и ‘Thinking Out Loud’, а также удивил поклонников, спев одну из песен вместе с Элтоном Джоном.

Перед показом фильма состоится прямая трансляция премьеры из Лондона, во время которой Эд Ширан споет на зеленой дорожке несколько своих песен. Для поклонников музыканта это уникальный шанс стать частью единовременной трансляции во всем мире и увидеть любимого исполнителя на пике своей карьеры.

Помимо потрясающих концертных выступлений, ‘Jumpers for Goalposts’ – это еще и история пути, который прошел Эд, чтобы триумфально взойти на сцену стадиона «Уэмбли». Фильм расскажет, что происходит за сценой и на выступлениях в поддержку альбома, а также даст зрителям возможность узнать, что думает Эд и его близкие о таком стремительном развитии его карьеры.

Эд Ширан

Всего за 5 лет Эд Ширан покорил весь мир своей лаконичной, мелодичной, глубоко личной, но очень амбициозной музыкой. После бесконечных выступлений и записей EP собственными силами, Эд заключил контракт с компанией Asylum/Atlantic Records и записал в 2011 году свой первый альбом ‘+’ (‘plus’), 2 миллиона копий которого разошлись затем по всей Великобритании. Выиграв две престижные награды на BRIT Awards («лучший исполнитель» и  «лучший новый исполнитель»), Эд отправился в тур по Соединенным Штатам. Огромный успех в США был закреплен выступлениями в легендарном Мэдисон-сквер-гарден. Второй альбом Эда ‘x’ (‘multiply’) вышел в июне 2014 года и стал самым продаваемым альбомом года. За релизом последовало 6 номинаций на премию «Грэмми», 2 победы на Ivor Novello Awards и 2 победы на BRIT Awards («лучший сольный исполнитель» и «альбом года»). Мировой тур Эда в поддержку альбома включает также и 3 выступления на престижном стадионе «Уэмбли». По всему миру продажи альбома достигли 10 миллионов копий, и количество слушателей Эда неуклонно растет.

Показы в России проходят в рамках фестиваля ROCKOUT.

Текст: 365mag.ru

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ