«Робот по имени Чаппи»: будущее наступило

7 марта 2015, 15:00

Рецензия на художественный фильм «Робот по имени Чаппи».

Что значит быть режиссером сай-фая? Например, можно поразмыслить о будущем нашей планеты: вдруг человеческий род прекратит свое существование, а нас заменят роботы с искусственным интеллектом, которые смогут думать, принимать решения, а, возможно, и чувствовать; или же произойдет масштабное восстание машин; или все пройдет гладко, и человечество даже не заметит, что  его уже давно вытесняют на второй план. Сколько уже фильмов сняли с различными вариантами нашего будущего? «Особое мнение», «Она», «Петля времени», «Валли»… И все они разные, каждый обещает что-то свое: начиная от предвидения преступлений, а заканчивая тотальным загрязнением окружающей среды.

От чего столько версий? Режиссеры, имея в качестве основы многомиллиардный бюджет, не ограничены в фантазии и могут все, даже самые невероятные, идеи воплотить на экране, единственные рамки – бюджет, зависящий от «потенциальной кассы».

Создатель «Чаппи» Нил Бломкамп как раз из тех, кто имеет свое виденье будущего, и в то же время ему не дают покоя проблемы современного общества: классовое неравенство, жестокость, бесчеловечность. Он пытается понять, что ждет нашу планету в ближайшее время, как мы отреагируем на происходящие изменения, и как эти метаморфозы повлияют на нас. Все это находит отражение в фильмографии начинающего режиссера. С одной стороны, это очень здорово, когда проглядывается собственный стиль, который переходит из одной работы в другую, однако, все хорошо в меру, поэтому иногда хочется, чтобы Бломкамп наконец-то вышел из зоны комфорта.

MOF_0114_0430_comp.1033

Творческий путь молодого южноафриканского режиссера выглядит многообещающим: от контакта с пришельцами до искусственного интеллекта. Так, триумфально ворвавшись в уже приевшийся жанр сай-фая со своим дебютным проектом «Район №9», Нил Бломкамп заставил уверовать зрителя, что даже с 30 миллионами долларов в кармане можно снять такое кино, которое по техническим и визуальным параметрам может конкурировать с недосягаемыми  для новичка гигантами: «Прометей», «Аватар», «Морской бой», «Восстание планеты обезьян». А ведь у них в строке бюджет стоят астрономические суммы.

Через четыре года Бломкамп вернулся на большие экраны, уже завоевав доверие, как зрителей, так и студийных боссов.  Поэтому увеличение бюджета нового фильма в три раза вызвало восторг – неужели теперь, обладая необходимыми  ресурсами, используя весь свой творческий потенциал, Бломкамп снова взбудоражит человеческие умы? Но нет, «Элизиум: Рай не на Земле» получился откровенно слабым: красивый концепт испортил примитивный сценарий, который даже не учитывал мотивацию персонажей, а, следовательно, напрочь отсутствовали подкрепленные логикой действия. Это был откровенный провал.

Осознав свою ошибку, Нил предпринял третью попытку к покорению Голливуда. «Робот по имени Чаппи» собрал внушающий каст: Хью Джекман, Сигурни Уивер и Дев Патель, получивший известность благодаря номинированному на «Оскар» «Миллионеру из трущоб».

DF_13304_r

Действие фильма «Робот по имени Чаппи» разворачивается в недалеком будущем. В Йоханнесбурге удалось победить преступность благодаря роботам-дронам или, как их называют герои, «скаутам», фактически заменившим собой обычных полицейских. На самом деле, это неплохая альтернатива: их нельзя убить, собственноручно перепрограммировать, ранить. Идеальная машина для установления правопорядка. Идея «скаутов» принадлежит изобретателю нового поколения – молодому ученому по имени Дион (Дев Патель). Но он не намерен останавливаться на достигнутом, им движет идея создания искусственного интеллекта, так как, по его мнению, именно это является следующей ступенью эволюции. И однажды у него получается. Робот, которого называют Чаппи, в отличие от предшественников умеет мыслить, рисовать, думать. Но с одной оговоркой: его всему приходится учить с нуля, то есть фактически это ребенок в теле робота. И зритель вместе с роботом начинает знакомиться с новым опасным миром.

Именно Чаппи является главным украшением этого фильма. За него действительно переживаешь, его попытки подражать «папочке» вызывают улыбку (даже если он пытается наказывать плохих дядей, которые «отобрали» у родителей дорогие машины), его по-настоящему жалеешь (даже если в глубине души понимаешь, что вот здесь сценарист самыми грязными методами пытается выжать из тебя слезу).  А больше удивляет тот факт, что его не рисовали на компьютере с нуля, а подошли к вопросу с другой стороны.На съемочной площадке Чаппи играл настоящий актер Шарлто Копли (с Бломкампом они образуют тандем, сравнимый с Джонни/Бертон). Такая честность со стороны съемочной команды подкупает.

Но при всей щепетильной проработке образа главного героя все остальное в фильме откровенно страдает. Бломкамп так и не исправил ошибки «Элизиума». Сценарий снова изобилует дырами и провисаниями, мотивация персонажей практически полностью отсутствует, а их логические заключения заставляют нервно дергаться глаз. Раз роботов нельзя перепрограммировать, то у них должен быть пульт, чтобы их выключить, как у телевизора. Как вам вот такая завязка истории? Слова принадлежат главной героине Йоланди из группы Die Antwoord.

DF_08395

Режиссер выбрал эту южноафриканскую панк-группу и утвердил ее на главные роли. Может быть, по задумке это и должно придавать колорит постановке, но на самом деле…этого и близко нет. Этот дуэт выглядит крайне нелепо, если не сказать комично, на фоне мира будущего, которое нам рисуют сценаристы. Если, таким образом Бломкамп пытался высмеять образ типичного гангстера (логичный вопрос, зачем это «Чаппи?»), то это одно дело, но, если он всерьез рассматривал их как центральных персонажей, то увольте, разрисованные быдловатые герои кроме отвращения ничего не вызывают.

А что насчет громко заявленных Хью Джекмана и Сигурни Уивер? Последняя появляется на экране минут 10 в общей совокупности, а вот австралийскому актеру был выделен приличный хронометраж для раскрытия образа своего персонажа. Ведь там есть, где развернуться: всеми силами протестующий против создания искусственного интеллекта, так как это противоречит религии, самому Богу, он выступает против Диона, пытаясь уничтожить Чаппи всеми силами. Зачем? Почему? Зачем так изощряться в попытках убийства? Неужели не было способа попроще? Но эти и другие вопросы остаются без ответа… зато посмотрите, какой робот Лось многофункциональная машина для убийства. Вся роль Джекмана заключается в эффектном бормотании угрожающих слов. Потрясающий антагонист.

DF_16431_r

В целом, Бломкамп сохранил свою фирменную атмосферу; наблюдая за происходящим, верится, что такое может случиться в недалеком будущем. Но сценарий, как часто бывает, подвел, загубив замечательную идею. Не придавая значения другим героям помимо Чаппи, сценаристом была допущена стратегическая ошибка. Смотреть пусть и на замечательного робота на фоне «картонных декораций» быстро надоедает, а неожиданный поворот событий в конце попросту не укладывается в голове. Куда их занесло?

Если вам нравится научная фантастика, вы без ума от мира будущего или поклонник группы Die Antwoord, то «Чаппи» определенно придется по вкусу. Остальным можно пересмотреть «Район №9» и начинать надеяться, что с «Чужими» Нил будет действовать аккуратнее.

Текст: Полина Михайлова

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ