«Когда я умру, танцуйте на моей могиле, а цветы поливайте тем, что пьете сами. Делайте что угодно, только не нужно клонировать меня, потому что клон никогда не будет таким, как я».
Наверное, сложно найти человека, не знакомого с творчеством Робина Уильямса. Яркий, харизматичный, остроумный, смешливый, грустный, саркастичный. Кажется, что все роли были ему подвластны.
Робин Уильямс родился 21 июля 1951 года в Чикаго, в семье Роберта Фицджеральда и Лори Маклорин Уильямс. Робин рос любознательным, внимательным, но одиноким мальчиком. Родители были часто заняты: отец работал в автомобильном бизнесе, а мать моделью. У маленького Робина не было друзей и родительского внимания. Его лучшим другом стало его детское воображение. Он мог добираться до дома различными маршрутами, пародировать бабушку, травить анекдоты, а в школе получил звание самого веселого ученика класса. Он бесконечно пародировал одноклассников и учителей, заставляя их содрогаться от безудержного смеха. Такой талант и умение подмечать детали вскоре привели его в школьный драматический кружок. Занятия пошли ему на пользу, помогая избавиться от комплексов по поводу лишнего веса и давая выход эмоциям.
После окончания средней школы, он поступил в Клермонтский мужской колледж на отделение политологии. Однако вскоре Уильямс укрепился в желании стать актером и в 1973 году отправился поступать в Джульярдскую школу драмы в Нью-Йорке. Проучившись в заведении три года, Робин оставил учебу и отправился покорять мир.
Свою актерскую карьеру Уильямс начинал как стендап-комик. Остроумие лилось рекой, и, по воспоминаниям коллег, он мог «рассмешить даже мебель». Добившись успеха на этом поприще, вскоре он получил приглашение от продюсера Джорджа Шлаттера поучаствовать в телевизионном шоу «Laugh-In». Это был дебют молодого комика Уильямса на телевидении. К сожалению, шоу не получило продолжения и Робин вернулся к привычным выступлениям в комедийных клубах. Поворотным моментом в карьере комика стал 1978 год, когда сестра режиссера Гэрри Маршалла, случайно увидев его на выступлении в ночном клубе, предложила пройти пробы на роль инопланетянина Морка в сериале «Счастливые дни». Актер успешно прошел пробы, на которых он, к слову, вместо того, чтобы сесть, как положено, сидел на голове («Я же инопланетянин, черт побери!»). Это убедило продюсеров в неординарности таланта молодого актера, и решение было принято в пользу Уильямса.
«Счастливые дни» имели хороший рейтинг, и, на волне успеха сериала, продюсеры решили снять отдельное комедийное шоу «Морк и Минди». Морка, естественно, играл Уильямс. Шоу шло с 1978 по 1982 годы и получило широкое зрительское признание. Персонаж Морка и Уильямс становятся популярными и узнаваемыми. В марте 1979 года Уильямс появляется на обложке Time, а вскоре на обложке журнала Rolling Stone. О молодом комике начали говорить.
Робин Уильямс, несмотря на успех в сериалах, продолжает бросать вызовы судьбе, стремясь доказать, что способен на большее. В 1980 году актеру предоставился шанс реализовать себя в главной роли в фильме «Попай». Уильямс играет забавного морячка, обожающего шпинат. Персонаж получился запоминающимся, и теперь перед Уильямсом открылись большие возможности. Актер ухватил удачу за хвост, и уже в 1982 году снялся в экранизации романа Джона Ирвинга «Мир по Гарпу», где ему досталась роль странноватого писателя, а его партнершей по площадке стала прославленная Гленн Клоуз. В комедийной драме Пола Мазурски «Москва на Гудзоне» (1994) Робин Уильямс играет русского музыканта Владимира Иванова, оказавшегося на гастролях в Америке. Уильямс мастерски вжился в роль, и фильм пользовался особенной популярностью в среде русскоязычных эмигрантов.
Свалившийся успех и признание вскружили голову актера, и именно тогда он пристрастился к алкоголю и наркотикам. Только смерть близкого друга — актера Джона Белуши заставила Уильямса взяться за ум. Чтобы побороть дурные привычки, актер пересел на велосипед и стал активно заниматься спортом.
Ненадолго выпав из обоймы, Робин победоносно вернулся в кино в конце 80-х. В фильме режиссера Барри Левинсона «Доброе утро, Вьетнам!» (1987) Уильямс снова оказывается в привычном амплуа комика, играя весельчака-радиоведущего Эдриана Кронауэра. Только теперь шутки-прибаутки звучат под грохот бомб, а жизнерадостный Эдриан узнает всю изнанку войны. За эту роль Робин номинируется на «Оскар». Премии актер не получает, но зрители и кинокритики отмечают в нем огромный потенциал характерного актера.
Уже в 1989 году вся мощь его таланта проявляется в фильме «Общество мертвых поэтов», где он играет незаурядного учителя литературы Китинга. Его учитель поражает смелостью, свободой мысли, яркостью, воображением. Он смотрит на мир иначе, он живет как в последний раз, он заряжает окружающих кипучей энергией и не боится вести за собой. Сам актер впоследствии отмечал, что эта работа стала переломной в его карьере.
Амплуа драматического актера прочно закрепилось за ним. Уильямс не боится экспериментировать и играет разноплановых персонажей. В «Пробуждении» (1990) он становится застенчивым доктором-исследователем, в «Человеке-кадиллаке» играет бойкого продавца автомобилей, а в «Короле-рыбаке» (1991) перевоплощается в городского сумасшедшего Пэрри, начинающего жизнь с чистого листа после смерти жены. Игру актера отмечают критики и зрители.
12 декабря на Голливудской «Аллее славы» у Китайского театра Граумана происходит открытие именной звезды Робина Уильямса за вклад в развитие киноиндустрии. За роли в «Обществе мертвых поэтов» и «Короле-рыбаке» Уильямса номинируют на «Оскар». Однако заветной награды Уильямс снова не получает.
Он продолжает демонстрировать новые грани таланта. Успехом заканчивается работа актера по озвучиванию Джинна из мультфильма «Алладин» (1992). Голос Уильямса пришелся по душе многим зрителям. В комедии «Миссис Даутфайр» (1993) актер перевоплощается в женщину. Робин Уильямс не только сыграл главную роль, но и выступил в качестве продюсера. Картина была коммерчески успешна в прокате, хотя ее часто сравнивали с «Тутси», где Дастин Хоффман также играет женщину.
Последовавшие далее «Джуманджи» (1995) и «Клетка для пташек» (1996) тоже были успешны в прокате и лишь способствовали росту популярности актера.
1997 год благоволит Уильямсу. Актер снимается в «Дне отца», где его герой отправляется на поиски сбежавшего сына, а позже дебютирует у Вуди Аллена в фильме «Разбирая Гарри». В этот же год Уильямсу вручают долгожданный «Оскар» в номинации «Лучший актер второго плана» за ленту Гаса Ван Сента «Умница Уилл Хантинг». Актер играет наставника гениального, но непутевого самоучки-математика (Мэтт Деймон). Им обоим приходится пройти сложный путь дружбы, попеременно решая старые проблемы. Такой учитель и наставник меняет отношение к жизни, переворачивая все с ног на голову.
1998-1999 года были насыщены работой. В картине «Куда приводят мечты» герой Уильямса отправляется в ад за любимой, в «Целителе Адамсе» — лечит людей юмором. Картины вызвали неоднозначную реакцию критиков и собрали весьма небольшую кассу в прокате.
Провал последних работ не вывел актера из колеи. В «нулевых» актер продолжает активно сниматься. Фильмы «Фото за час» (2002), «Убить Смучи» (2002), «Бессонница» (2002), «Тайны прошлого» (2005), «Дурдом на колесах» (2006), «Человек года» (2006), «Ночной слушатель» (2006), «Делай ноги» (озвучка, 2006) – яркое подтверждение этому.
В 2002 году актер ненадолго возвращается к прошлому опыту стенд-ап комика с новой юмористической программой «Робин Уильямс: Вживую на Бродвее». В 2004 году Уильямс под номером 13 вошел в список «100 величайших стенд-ап комиков всех времен» от «Comedy Central».
Уильямс тщательнее подходит к ролям. В его арсенале появляются отрицательные персонажи.Теперь зритель может увидеть темную сторону таланта актера. В американском ремейке норвежской «Бессонницы» он играет хладнокровного убийцу, которому противостоит детектив в исполнении Аль Пачино. В прессе появляются положительные отзывы о тандеме Уильямса и Пачино.
В «Фото за час» Уильямс продолжает актерский эксперимент. Его работник фотолаборатории Сэй поначалу кажется милым, но возрастающая одержимость семьей клиентов вскоре начинает пугать. Его выдающееся актерское перевоплощение было отмечено премией Сатурн в 2003году.
В 2006 году в неоднозначном фильме «Ночном слушатель» Робин исполняет роль популярного радиоведущего. Ему начинает звонить подросток и рассказывает о своих проблемах. Фильм поднимает тему СПИДа и жестокого обращения с детьми, держа в напряжении зрителя в течение всего фильма. Персонаж Уильямса получился пронзительным и чувствительным, что возможно было отражением его реальной жизни.
2006 год становится переломным для актера. Робин Уильямс снова начинает пить. Из-за обострившегося алкоголизма актер проходит лечение в реабилитационном центре. Вылечившись от зависимости, актер продолжает активно сниматься. Уильямс воплощает на экране весельчаков, и зритель снова видит светлую сторону таланта любимого актера. Уильямс появляется в «Август Раш» (2007), «Психоаналитике» (2009), «Так себе каникулы» (2009), «Самый лучший папа» (2009), «Оружие саморазрушения» (моноспектакль, 2009), «Ночь в музее 1″(2006), «Ночь в музее 2″(2009), «Ночь в музее 3″(2014), «Большая свадьба» (2013), «Теорема Зеро», «Этим утром в Нью-Йорке» (2014), сериал «Сумасшедшие» (2013-2014).
8 октября 2015 года в России выйдет последняя лента, где принял участие Робин Уильямс — фильм Терри Джонса «Все, как ты захочешь».
Текст: Александра Эрднеева