Роберт Де Ниро родился и вырос в элитном районе Нью-Йорка, в семье художников Вирджинии Эдмирал и Роберта Де Ниро-старшего. Родители Роберта разошлись, когда ему было всего 2 года, но мальчик унаследовал от них безграничную любовь к искусству. Особенно способствовало этому наблюдение за отцом, который, по воспоминаниям Де Ниро, целиком отдавал себя живописи. Именно отец привил Роберту любовь к кино: встречаясь с сыном, он часто водил его в кинотеатр. Это, возможно, и повлияло на выбор молодого человека, когда в 17 лет он твердо решил стать актером.
Роберт Де Ниро со своим отцом, Робертом Де Ниро-старшим
Обучаясь в консерватории Стеллы Адлер, а позже в студии Ли Страсберга, Де Ниро навсегда стал приверженцем системы Станиславского. Он погружался не просто в роль, а в образ жизни своего героя. Позже это стало его своеобразной «визитной карточкой», так называемым в Голливуде «методом Де Ниро». А пока, в середине 60-х годов, начинающий актер использовал любую возможность проявить себя: играл в театральных постановках, на званых обедах, а также постоянно посещал кинопробы.
Сам Де Ниро позже вспоминал:
«Не так уж и важно, получите вы эту роль или нет — главное, чтобы вас заметили. Прослушивания напоминают азартную игру. Скорее всего, ты проиграешь, и тебя не возьмут, но пока ты не попробуешь, ты не можешь этого знать».
Его первыми работами в кино стали фильмы «Свадебная вечеринка», «Кровавая мама», «Хэй, мамаша!» и некоторые другие. В 1972 году Де Ниро на вечеринке случайно познакомился с Мартином Скорсезе, с которым, как выяснилось, рос в одном районе. Именно с этой встречи началось долгое и плодотворное сотрудничество актера и режиссера.
Роберт Де Ниро в фильме «Злые улицы»
Роль Джонни Боя в этой криминальной драме Мартина Скорсезе стала одной из первых успешных работ Роберта Де Ниро в большом кино и открыла путь к знаковым картинам. Фильм рассказывает историю группы нью-йоркских гангстеров, проживающих в районе «Маленькая Италия». Один из них, ответственный и серьезный Чарли, которого исполнил Харви Кейтель, пытается помочь своему родственнику Джонни, мелкому преступнику и бродяге, разобраться с авторитетным Майком в исполнении Ричарда Романуса, которому тот задолжал крупную сумму.
Сам Де Ниро вспоминает, что даже не собирался играть Джонни Боя, ведь его больше привлекала роль Чарли, которую Скорсезе сразу отдал Кейтелю. В итоге, режиссер смог убедить его играть персонажа, которого актер смог сделать самым спорным и ярким в картине. Вжиться в роль ему помогло то, что он в детстве часто бывал в том районе, наблюдая за повадками «плохих парней».
Роберт Де Ниро в роли молодого Вито Корлеоне
«Злые улицы» произвели большое впечатление не только на кинокритиков, но и на Фрэнсиса Форда Копполу. Он доверил Роберту воплощать молодого Вито Корлеоне во второй части «Крестного отца», даже не проведя кинопробы. Де Ниро, к слову, в 1972 году пробовался на роль сына дона, Майкла, но Коппола отдал ее Аль Пачино, а Роберту предложил второстепенную и неяркую роль, от которой актер отказался. Но, как выяснилось, Де Ниро ушел, чтобы вернуться.
Действие второй части «Крестного отца» разворачивается одновременно в двух эпохах: одна сюжетная линия рассказывает о будущем Майкла, который активно противостоит покушениям на свою деятельность, а также решает семейные проблемы. Вторая переносит зрителя в прошлое, показывая его отца, дона Корлеоне, в том же возрасте. Картина как бы сопоставляет жизнь и характеры двух ярких представителей клана разных годов.
Для правдоподобного воплощения молодого Вито Корлеоне Де Ниро пришлось пройти краткий курс итальянского языка, но этого ему показалось мало, поэтому он уехал на Сицилию общаться с местным населением, чтобы повторить характерный акцент жителей данной части Италии. Но сложности были не только в этом: начинающий актер понимал, что после роли его неминуемо будут сравнивать с Марлоном Брандо, исполнителем роли пожилого дона в первой части, который уже тогда считался звездой с мировым именем. Роберт отнесся к этому крайне профессионально, с удивительным упорством.
«Я подмечал его мельчайшие движения и переносил их в мою игру. Это было как в математической задаче, когда вам дают результат и нужно найти исходное число…» — говорил он в интервью журналу Photoplay.
Именно за эту роль Роберт Де Ниро получил свою первую премию «Оскар» в номинации «Лучшая мужская роль второго плана». Впрочем, на церемонию актер не явился: звезда всегда, а особенно в начале своей карьеры, славилась своей скрытностью, нежеланием давать интервью и сосредоточенностью исключительно на работе.
Роберт Де Ниро в фильме «Таксист»
Пережив свой первый большой успех, Роберт возвращается к работе со своим другом, Мартином Скорсезе. Несмотря на мировое признание спустя несколько лет, с самого начала судьба фильма «Таксист» была далеко не такой простой: на первом этапе появились проблемы с финансированием. Когда же бюджет урезали и картину сняли, она долгое время пролежала на монтажном столе из-за того, что многие сцены были признаны слишком жестокими.
Психологическая драма рассказывает историю Трэвиса Бикла, которого и исполнил Роберт Де Ниро, бывшего военного, который страдает от бессонницы и решает поработать водителем такси в ночную смену. Но новая деятельность не спасает его от неудовлетворенности жизнью и одиночества, а наоборот еще больше погружает в ненавистный «грязный мир» проституток, убийц и наркоманов. От безысходности он решает взять на себя миссию «избавителя», в которой выплеснет весь свой гнев.
Американский кинокритик Энди Дуган, написавший биографию актера под названием «Неприступный Роберт Де Ниро», называет картину «кинематографической квинтэссенцией отчуждения». Также он считает, что «Де Ниро внес в этот образ собственную боль», а в Трэвисе скрываются глубины его страданий. Для этой роли актер устроился на работу таксиста в Нью-Йорке и несколько дней ездил по городу, а также изучал дневник человека с психическим заболеванием.
Картина получила очень хорошие отзывы критиков, несколько номинаций на премию «Оскар» и выиграла главный приз Каннского кинофестиваля – «Золотую пальмовую ветвь».
Эти фильмы сделали Роберта одним из самых востребованных и интересных актеров 70-х годов. В 1980 за воплощение боксера Джейка ЛаМотта в фильме «Бешеный бык» Де Ниро получил желанный «Оскар» за «Лучшую мужскую роль». В его карьере было еще много успешных работ: «Неприкасаемые», «Славные парни», «Мыс страха», «Казино», «Схватка» и другие. Успел он также побывать и по другую сторону кинокамеры: Роберт выступил в качестве режиссера картин «Бронкская история» (1993) и «Ложное искушение» (2006).
Роберт Де Ниро в фильме «Успеть до полуночи»
Если бы не эта картина, то мы вряд ли когда-нибудь увидели Де Ниро, воплощающего остроумных и забавных героев голливудских комедий. Именно фильм Мартина Бреста позволил сочетать актеру знакомое амплуа персонажа остросюжетного боевика с легкой иронией комедийного жанра. Голливудская звезда справилась с этой задачей: «Успеть до полуночи» не только собрал большую кассу, но и помог актеру реабилитироваться, ведь 80-е годы стали для него неудачными по сравнению с прошлым десятилетием.
Де Ниро играет честного полицейского Джека Уолша, отошедшего от дел и занимающегося частным розыском. На этот раз ему предстоит везти из Нью-Йорка в Лос-Анджелес преступника Джонатана Мардукаса, которого исполнил Чарлз Гродин, укравшего крупную сумму. Помешать Джеку пытается не только его вечный соперник Марвин, но и более влиятельные персонажи в лице представителей мафии и ФБР. Лента была тепло принята критиками, получив 2 номинации на премию «Золотой глобус».
Роберт Де Ниро в фильме «Пробуждение»
При подготовке к «Бешеному быку» и «Неприкасаемым» актер испытал чисто физические сложности, набирая вес для роли, но теперь ему пришлось пойти еще дальше. В картине Пенни Маршалл, сюжет которой основан на мемуарах невропатолога Оливера Сакса, он перевоплощается в человека Леонарда, который страдает от редкого заболевания и уже 30 лет находится в состоянии полной неподвижности. Стараниями неутомимого доктора-невролога Сэйера, которого исполнил Робин Уильямс, пациент возвращается к жизни и получает шанс насладиться дружбой и творчеством, но действие экспериментального лекарства оказывается недолгим.
Роберт Де Ниро так вспоминал работу над ролью Леонарда:
«Сложно играть человека с физическим недостатком. Это не просто лежать неподвижно, это значит не реагировать. Найти нужное положение для головы, для рук, для ног. Мы воображали, что нас погрузили в чан с клеем».
Роберт Де Ниро в фильме «Мой парень — псих»
С начала 2000-х у Роберта Де Ниро почти не встречается тонких и психологичных ролей, которыми славится его молодость. Тем не менее, он не перестает сниматься и вполне комфортно себя чувствует в комедийном жанре, преимущественно на втором плане. Одно из последних заметных появлений актера на экране было в картине «Мой парень – псих» (2011), за роль Пэта Солитано-старшего он был удостоен номинации на премию «Оскар».
А уже в сентябре этого года в российский прокат выходят 2 фильма с Робертом в главной роли: остросюжетный боевик «Скорость: Автобус 657» и комедия «Стажер», где его партнером по съемочной площадке стала Энн Хэтэуэй.
На вопрос о своем творческом долголетии Роберт отвечает с присущей ему самоиронией:
«Я не принимаю себя всерьез, но к профессии своей отношусь очень серьезно. После многих лет в кино я по-прежнему влюблен в профессию актера. Одна из ее привлекательных сторон – это возможность проживать жизнь других людей, не платя за последствия!»
Текст: Елена Иванова