«Рики и Флэш», или Року все возрасты покорны

9 сентября 2015, 17:32

10 сентября в российский прокат выходит трагикомедия Джонатана Демме «Рики и Флэш». «365» побывал на показе ленты и выяснил, удалось ли Мерил Стрип стать фронтменом рок-группы, а также насколько успешным получилось возвращение режиссера на большие экраны с художественным фильмом спустя 6 лет затишья.

Кадр из фильма "Рики и Флэш"

Кадр из фильма «Рики и Флэш»

Режиссер Джонатан Демме по праву может считаться многогранным современным деятелем киноиндустрии. Известен он, прежде всего, своим триллером «Молчание ягнят», который в 1992 году взял пять премий «Оскар» в самых престижных номинациях («Лучший фильм», «Лучший режиссер» и др.). Также ему принадлежит новаторская драма «Филадельфия», основанная на реальной истории. Правда, с начала нулевых постановщик сконцентрировался больше на продюсерской деятельности и съемках сериалов для телевидения («Просветленная»). Еще он является автором нескольких документальных лент про канадского музыканта Нила Янга («Шоу Нила Янга», «Путешествия Нила Янга») и других известных деятелей. Один из жанров, который у Демме встречается реже всего – комедия, им он занимался в далеких 80-х. Впрочем, это не стало проблемой для именитого профессионала: его новая лента «Рики и Флэш» получилось живой и смешной, сочетая в себе семейный конфликт и великолепную рок-музыку в духе 60-70-х годов.

Кадр из фильма "Рики и Флэш"

Кадр из фильма «Рики и Флэш»

Лента с первых кадров задает нужное настроение парой бойких композиций и знакомит нас с энергичной Рики в исполнении Мерил Стрип и ее группой «Флэш», которая играет кавер-версии популярных песен. Героиня не является звездой в привычном понимании этого слова: стадионов не собирает, по миру не путешествует, множества поклонников не имеет. Тем не менее, это не мешает ей заниматься музыкой ради музыки, а не для славы, и играть в свое удовольствие в небольших барах Калифорнии, где ее обожают. Больше 10 лет назад героиня сменила блёклое имя Линда на Рики, бросила обеспеченного мужа с тремя детьми и уехала из глуши штата Индиана осуществлять свою мечту и заниматься любимым делом.

Кадр из фильма "Рики и Флэш"

Кадр из фильма «Рики и Флэш»

Жизнь Рики идет своим чередом, пока однажды ей не звонит ее бывший муж Пит, которого на экране воплотил Кевин Клайн, известный по картинам «Жизнь как дом» и «Как вам это понравится». Он сообщает, что ее ребенок Джулия (эта роль досталась настоящей дочери Мерил Стрип – Мэми Гаммер) находится в депрессии, и просит ей помочь. Приехав в родной Индианаполис, Рики осознает, что Джулия ее ненавидит, сын Джошуа (Себастьян Стэн) не собирается приглашать мать на свадьбу, а новая жена Пита Морин (Одра МакДональд) недвусмысленно дает понять героине, что время заботиться о детях упущено. Впрочем, Рики решает наладить отношения с родственниками, а также обратить внимание на влюбленного в нее талантливого гитариста Грега (Рик Спрингфилд).

Сценарий картины написала Диабло Коди, на счету которой уже известный фильм «Джуно», получивший премию «Оскар», а также хоррор «Тело Дженнифер». История не отличается изощренными конфликтами и их неожиданными разрешениями, но выглядит очень честно. Джонатан Демме говорит, что создал «женщину, которая вполне могла бы существовать в реальности в двадцатом веке».

Кадр из фильма "Рики и Флэш"

Кадр из фильма «Рики и Флэш»

Конечно, весь фильм строится вокруг героини Мерил Стрип – безрассудной и импульсивной Рики, «королеве сцены» вечером и кассирши в супермаркете днем. Именитая актриса очень точно смогла показать, насколько ее героиня уверено себя чувствует в музыкальной стихии и как она порой неуклюжа в реальной жизни. Она не раскаивается в своем выборе карьеры и не пытается исправить ошибки пятнадцатилетней давности, выбирая жизнь здесь и сейчас, что выглядит очень логично и правдоподобно.

Несмотря на то, что «Рики и Флэш» на три четверти состоит из диалогов, фильм не становятся скучным. Режиссер практически никогда не дает зрителю отвлечься, постоянно добавляя какие-то новые детали. Все разговоры ёмкие и эмоциональные, а из-за натянутых отношений главной героини почти со всеми остальными персонажами общение в картине порой напоминает настоящую словесную «перестрелку».

Кадр из фильма "Рики и Флэш"

Кадр из фильма «Рики и Флэш»

Еще одна важная часть всех успешных сценариев Диабло Коди – это юмор. Много его и в ленте «Рики и Флэш», что делает фильм еще интереснее и является огромным плюсом. Есть здесь и шутки «черные» или «ниже пояса», но, за исключением пары незначительных моментов, они не вызывают негативную реакцию. Наоборот, реплики достаточно остроумны, саркастичны и вообще очень удачно разбавляют даже самые напряжённые моменты, скрывая драматизм не первого сорта.

Оператором картины выступил Деклан Куинн, уже неоднократно работавший с Демме. Сотрудничество профессионалов включает в себя как художественное кино («Рейчел выходит замуж»), так и вышеупомянутые документальные картины музыкальной тематики. В «Рики и Флэш» Куинн большое предпочтение отдает стремительной смене планов, которые очень метко и порой неожиданно схватывают эмоции и мимику героев, отчего действие смотрится динамичнее, чем оно есть на самом деле. А выступление банды в небольшом калифорнийском баре выглядит так же захватывающе, как если бы музыканты выступали перед многотысячной аудиторией. Особое внимание оператор уделяет мастерству Ника Спрингфилда, постоянно акцентируя внимания на исполняемых им соло на инструменте.

Кадр из фильма "Рики и Флэш"

Кадр из фильма «Рики и Флэш»

К слову, все композиции, которые исполняет Рики, записаны не в студии, а прямо на съемочной площадке. Это придает всем съемкам выступлений теплую атмосферу живого, камерного концерта. Мерил Стрип уже неоднократно демонстрировала свои вокальные данные в фильме «Чем дальше в лес» и в кино-версии мюзикла «Mamma Mia!» Теперь же звезде пришлось не только за короткое время научиться играть на гитаре, но и найти настоящее творческое взаимопонимание с коллегами-музыкантами, чтобы они могли стать на время съемок полноценной рок-группой. Сценаристка Диабло Коди называет такое погружение в роль «главной фишкой картины», и с ней трудно не согласиться.

Харизма, которой Мерил Стрип наградила Рики, ее чуть хриплый голос, хорошо подходящий под песни классического рока 60-х, и мастерство товарищей по сцене (каждый из которых действительно профессиональный музыкант) завораживают энергетикой. Группа не просто «перепевает» композиции, а задает другой тон и свежее прочтение как не самым популярным записям, так и хитам Брюса Спрингстина или U2. А одну из главных для Рики песен, «Cold One», написали специально к фильму. Вообще, все композиции подобраны органично и большинство из них практически напрямую вписывается в сюжет. Режиссер прошел именно по той грани, которая делает музыку неотъемлемой частью картины, не превращая трагикомедию в подобие мюзикла. В нужные моменты саундтрек выходит на первый план и держит внимание зрителя, но также гибко он уступает место драматическому конфликту, почти совсем затихая.

Кадр из фильма "Рики и Флэш"

Кадр из фильма «Рики и Флэш»

В картине нет серьезности, и она не представляет зрителю какие-то изощрённые решения основных сюжетных линий: все ограничивается очевидными фразами в духе «Иногда девушке нужна мать» или «Ты должна любить детей несмотря ни на что» и дежурным хэппи-эндом. Стопроцентно предсказуемой картину не назовешь, но и особой оригинальности от нее ждать не приходится. Впрочем, эти невыразительные моменты окупаются приятным впечатлением от картины, наличию которого она обязана талантливым актерам и продуманному сценарию.

Новая картина Джонатана Демме не повторит успеха его нашумевших лент, и новаторской ее не назовешь, но с уверенностью можно считать эту работу качественной. В этой доброй и человечной ленте очень жизнеутверждающий посыл, и создана она, конечно, больше развлекать и впечатлять. Поэтому для всех любителей незамысловатых ярких историй и хорошей музыки фильм «Рики и Флэш» имеет хорошие шансы стать главной комедией этой осени.

Текст: Елена Иванова

 

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ