Ретроспектива Miramax

28 марта 2015, 09:00

Со 2 по 5 апреля в Санкт-Петербурге пройдет ретроспектива «Miramax: Дни независимости».

Когда Боб и Харви Вайнштейны в далёком 1979-ом году основывали компанию по производству и дистрибьюции независимого некоммерческого кино, они вряд ли могли представить, какое в будущем влияние на кинематограф окажут, и уж точно не рассчитывали в дальнейшем продать часть студии за 75 миллионов долларов The Walt Disney Company. Однако по началу дела братьев шли далеко не так гладко: рынок независимого кино не был развит, а зритель больше интересовался коммерческой продукцией, нежели авторскими картинами Miramax со смысловой нагрузкой. Тем не менее, в 90-е годы и к Вайнштейнам пришел ошеломительный успех. Затем случилось практически невозможное: братья превратили независимый кинематограф в сверхприбыльный бизнес, а сама компания возглавила «революцию независимого кино». Тот ранний период деятельности студии уже давно в прошлом, а в 2005 году Вайнштейны полностью покинули компанию и создали новую – The Weinstein Company (если Miramax была названа в честь их родителей – Миры и Макса, то новой кинокомпании Боб и Харви дали свою фамилию).

Журнал «Сеанс», Генеральное консульство США в Санкт-Петербурге и кинотеатр «Аврора» предлагают вспомнить ранний период деятельности Miramax и впервые в Петербурге посмотреть культовые фильмы студии на большом экране. Все картины лично представит Лоуренс Кардиш – историк кино, критик и куратор, более сорока лет проработавший в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Кардиш организовал огромное количество ретроспектив, работал отборщиком в рамках фестиваля «New Directors/New Films», участвовал в жюри Каннского кинофестиваля, «Сандэнса», фестиваля в Эдинбурге и многих других. Сейчас Лоуренс работает художественным руководителем фестиваля «Film Columbia».

Все показы ретроспективы «Miramax: Дни независимости» пройдут в кинотеатре «Аврора», расположенному по адресу Невский пр., 60. Фильмы будут демонстрировать на языке оригинала с русскими субтитрами. Стоимость билета на любой фильм ретроспективы – 300 рублей, также есть возможность приобрести абонемент на все фильмы за 1250 рублей.

«Секс, ложь и видео» (1989)

Sex_Lies_and_Videotape

Откроет ретроспективу фильм Стивена Содерберга, отлично принятый на «Сандэнсе», имеющий номинацию на «Оскар» за лучший сценарий и получивший Золотую пальмовую ветвь в Каннах, а также множество других престижных наград. Сценарий был написан лично Содербергом за восемь дней, а главные роли в картине исполнили Энди МакДауэлл, Джеймс Спэйдер, Питер Галлахер и Лора Сан Джакомо.

Работник юридической фирмы Джон женат на красавице Энн, но изменяет ей с её же младшей сестрой Синтией. Джон счастлив, а Энн мучается от непонимания и неудовлетворённости в их семейной жизни, но всё переворачивает с ног на голову приезд Грэма, университетского товарища Джона. Энн узнает, что Грэм – импотент, получающий сексуальное удовлетворение, лишь слушая исповеди женщин на своих видеокассетах.

Фильм быстро стал культовым сначала в университетских городках, а затем и общепризнанно. В 2006 году «Секс, ложь и видео» выбрали для сохранения в Национальном реестре фильмов США, так как картина была признана «культурно, исторически или эстетически значимой». Лента играет важнейшую роль в повышении авторитета независимого кино, а также в популярности этого направления в начале 90-х. Она также дала начало карьере Стивена Содерберга, ныне узнаваемому и признанному режиссёру, и стала важным этапом в жизни Энди МакДауэлл, до того известной преимущественно в качестве фотомодели. Разумеется, и для Miramax фильм не прошёл незаметно: картина собрала в США почти 25 млн долларов – невообразимый успех для независимого кино в то время. Отчасти именно благодаря этому фильму студию стали плотно ассоциировать с качественным независимым кинематографом.

Увидеть «Секс, ложь и видео» можно будет 2 апреля в 19:00.

«Крик» (1996)

Scream

Вторым фильмом ретроспективы станет фильм ужасов Уэса Крэйвена, снятый по сценарию Кевина Уильямсона и возродивший поджанр хорроров «слэшер». В картине сыграли Нив Кэмпбелл, Кортни Кокс, Дэвид Аркетт, Скит Ульрих, Мэттью Лиллард, Джейми Кеннеди, Роуз МакГоун и Дрю Бэрримор.

В маленьком городке Вудсборо происходит серия жестоких убийств. Перед тем, как напасть, маньяк в маске призрака и чёрном балахоне звонит своим жертвам и ведет дискуссии о хоррорах. Под подозрением оказываются почти все, полиция бессильна, число жертв растет, а подростки города и не думают пугаться, но понимают: чтобы выжить, нужно следовать правилам фильмов ужасов.

Значение этой картины для жанра сложно переоценить: она разделила хорроры на «до» и «после»; положила начало череде постмодернистских фильмов ужасов, продолжающих выходить до сих пор («Хижина в лесу» и «Тебе конец!» – яркие тому примеры), а также подарила новую жизнь слэшерам, которых до этого считали безнадёжными из-за бесконечных сиквелов известных франшиз и засилья низкопробных фильмов, выходящих сразу на видео. Основное преимущество ленты перед другими представителями жанра – её разносторонность. «Крик» сочетает в себе действительно жуткий хоррор, чёрный юмор с большим количеством отсылок и очень приличный детектив. Зрители на фильме не только пугаются, но и смеются, а также размышляют, кто же стоит за преступлениями.

Шокировать и удивлять зрителя лента начинает с самого начала. В связи с известностью Дрю Бэрримор и с тем, что она упоминалась во всех рекламных материалах фильма, а также находилась на кинотеатральном постере, большинство думало, что актриса играет в картине главную роль и уж точно доживёт до финала, став «final girl». Как бы не так. Её персонаж умирает ещё в начальной сцене, самым жестоким образом давая зрителю понять: в фильме может произойти всё что угодно. Начало «Крика» заслуженно вошло в историю, как одна из страшнейших сцен в кинематографе.

Фильм был очень успешен в кинопрокате и, несмотря на кинотеатральный релиз прямо перед Рождеством, занял 15-ое место в списке самых кассовых фильмов 1996 года, среди таких блокбастеров, как «День независимости» и «Миссия: Невыполнима».

Рекомендуем посмотреть самый кассовый слэшер в истории 3 апреля в 19:00.

«Клерки» (1994)

Clerks

Третий фильм ретроспективы – первый полнометражный фильм Кевина Смита, получивший Приз кинодеятелей в категории «Драматический фильм» на «Сандэнсе» и Приз молодежного жюри на Каннском кинофестивале.

У Данте Хикса плохой день. Он работает клерком в небольшом магазинчике и вынужден придти на работу в свой выходной. Его приятель Рэндал Грейвс работает в магазине по соседству и ненавидит свою работу так же, как ненавидит свою Данте. Вместе они раздражают клиентов (и наоборот), обсуждают фильмы и играют в хоккей на крыше магазина.

Фильм был снят всего за 27,5 тысяч долларов, невероятно маленькую сумму даже по тем временам. Чтобы собрать её, Кевину Смиту пришлось продать свою коллекцию комиксов, снять все доступные средства с кредитной карты и занять деньги у семьи и друзей. Картина удалась, заработала в прокате более 3 миллионов долларов и мгновенно стала культовой. Воистину впечатляющий результат. «Клерки» послужили настоящей путёвкой в жизнь Кевину Смиту, снявшему затем множество достойных картин.

Первую и самую малобюджетную из них покажут 4 апреля в 17:00.

«Бархатная золотая жила» (1998)

Velvet_Goldmine

Музыкальный фильм Тодда Хейнса об эпохе британского глэм-рока начала 70-х стоит четвёртым в графике ретроспективы. Помимо множества престижных номинаций за костюмы, грим и прически среди достижений ленты приз Каннского кинофестиваля за художественный вклад.

Британский журналист Артур Стюарт начинает расследовать таинственное исчезновение звезды глэм-рока Брайна Слейда, произошедшее за десять лет до этого. События фильма разворачиваются на фоне пика сексуальной революции в Англии, которая сопровождалась массовыми беспорядками, волнениями молодежи, рок-концертами и горами кокаина.

«Бархатная золотая жила» – пожалуй, самая неоднозначная картина во всей ретроспективе: Дэвид Боуи, на жизни которого частично основан фильм, назвал её сценарий дрянью и запретил использовать в ней свою музыку; критики приняли её весьма прохладно, да и в прокате она провалилась, однако хорошо переданный дух эпохи и запоминающиеся актерские работы Джонатана Риза Майерса, Юэна МакГрегора, Кристиана Бэйла и Тони Коллетт не дают фильму быть забытым. Культовой лента стала как раз после выхода на DVD, когда наконец-то нашла свою основную аудиторию.

Меланхоличную оду свободе есть возможность лицезреть 4 апреля в 19:00.

«От заката до рассвета» (1995)

From_Dusk_Till_Dawn

Комедийному хоррору Роберта Родригеса по сценарию Квентина Тарантино выпала честь закрывать ретроспективу. И заслуженно, ведь это один из самых известных и успешных фильмов про вампиров. Чёрный юмор и элементы философской притчи прилагаются.

Братья Сет и Ричард Гекко сбежали из тюрьмы, убили несколько человек и ограбили банк, поэтому теперь стремятся уехать из страны в Мексику, где им обеспечит приют мексиканская мафия за 30% от награбленного. Чтобы пересечь границу, братья берут в заложники семью и прячутся в их фургоне. Все вместе они останавливаются на ночь в стрип-баре, работающем от заката до рассвета. Выясняется, что в этом месте обитают вампиры, но на этот раз их потенциальные жертвы собираются дать отпор.

«От заката до рассвета» – третья, но не последняя работа тандема Родригеса и Тарантино, причём второй изначально должен был и режиссировать фильм, но в итоге, вдобавок к написанию сценария, решил ограничиться ролью второго плана. Главную же роль исполнил Джордж Клуни, а в остальном актерском составе числятся Харви Кейтель, Сальма Хайек, Чич Марин, Дэнни Трехо, Том Савини и многие другие, причем карьеры Клуни и Хайек резко пошли вверх именно после этой картины.

Впрочем, Сальма действительно заслужила такой «трамплин»: актриса очень боится змей и всегда старается избегать их, но чтобы сыграть в этой ленте и исполнить танец со змеёй, Хайек провела два месяца с терапевтами. Сцена этого самого танца обрела бешеную популярность даже отдельно от фильма, но забавно, что никакого хореографа на съёмках не было: Роберт Родригес просто сказал актрисе чувствовать музыку и двигаться под неё самой. Такую же тактику он повторил с Джессикой Альбой в «Городе грехов», а Тарантино – с Ванессой Ферлито в «Доказательстве смерти».

Фильм выступил в прокате весьма скромно, однако быстро обрёл статус культового. Роберт и Квентин позднее очень плотно работали вместе над проектом «Грайндхаус», в России больше известном, как два отдельных фильма – «Доказательство смерти» и «Планета страха», но это уже другая, не менее интересная история…

«От заката до рассвета» покажут на большом экране 5 апреля в 19:00.

Текст: Никита Куприянов

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ