Репортаж с пресс-конференции Рэйфа Файнса

30 октября 2014, 00:12

Вчера вечером, 28 октября 2014 года, в 18-00 в пресс-центре ИТАР ТАСС состоялось пресс-конференция, посвященная открытию в Москве 15го по счету фестиваля «Новое Британское кино», который в этом году проводится в рамках перекрестного года культуры Великобритании в России. Фестиваль в этот раз  пройдет на двух площадках – игровая и анимационная программы будут демонстрироваться в кинотеатре «Формула Кино Горизонт» на Фрунзенской, а в Центре Документального кино на Парке Культуры, соответственно, будут показывать документальные фильмы. Даты проведения фестиваля – с 28 октября по 9 ноября.

Нужно отметить, что заявленная программа фестиваля в этом году на редкость интересна и разнообразна – среди премьер такие фильмы как недавний каннский призер – биография Уильяма Тернера Майка Ли с Тимоти Споллом в главной роли, нетрадиционная комедия «Гордость» с Биллом Найи, Имельдой Стонтон и Эндрю Скоттом, фильм «Ритмично напевая» с Беном Уишоу, мюзикл «Боже, помоги девушке» с Эмили Браунинг а также множество других проектов. Фильмом открытия фестиваля была выбрана новая, вторая по счету после нашумевшего «Кориолана», режиссерская работа Ральфа Файнса «Невидимая женщина», где он воплотил на экране образ великого писателя викторианской эпохи Чарльза Диккенса.

В пресс-конференции принимали участие сам Ральф Файнс, приехавший в Москву, чтобы лично представить свою новую картину, продюсер его фильма Габриэлла Тана, директор Британского Совета в России Пол де Куинси, а также директор арт-объединения CoolConnections Надежда Котова и кинокритик Антон Долин.

В ходе встречи почти все вопросы задавались исключительно Ральфу Файнсу, однако перед этим вступительное слово было сказано поочередно Полом де Куинси и Надеждой Котовой. Директор Британского совета рассказал о том, что в этом году фестиваль  проходит в рамках года культуры Великобритании в России и, к тому же, отмечает свой 15-летний юбилей. Директор CoolConnections, – коммерческого объединения, занимающегося проведением подобного рода кинофестивалей и выступившего партнером также и в проведении этого фестиваля, взяв короткое слово, поведала о том, на каких площадках фестиваль будет проходить в Москве, а также о том, что подобные показы будут проведены и в других городах России – Санкт-Петербурге, Новосибирске и Екатеринбурге. После чего кинокритик Антон Долин передал слово главному гостю конференции Ральфу Файнсу, чтобы тот рассказал о своем новом фильме и ответил на вопросы журналистов.

IazAJRPhZWw

Знаменитый английский актер был настроен очень благожелательно, постоянно улыбался вопросам журналистов и много шутил. Он начал свою речь с признания в том, что первую книгу Диккенса он взял в руки только в двадцать лет и прочел ее без особого интереса, а интерес к биографическому проекту о поздних годах жизни писателя пришел к нему далеко не сразу. Во многом причина этого отношения к Диккенсу, по мнению Файнса, кроется в слишком сильном в Великобритании культе фигуры и вообще творчества писателя, которое долгие годы он не мог оценить по достоинству. Лишь в зрелом возрасте, уже после прочтения его книг и ознакомления с поразившей его биографической книгой о Диккенсе, написанной Клэр Томалин, ему в руки попался прекрасный, по его словам, сценарий, рассказывающий пронзительную историю поздней любви писателя к театральной актрисе Нелли Тернан. И в этом проекте его как режиссера привлекла возможность рассказать о глубоко личных и интимных отношениях между людьми, о том, как жить дальше после потери близкого человека, как справиться с «ранами близости и интимности», как назвал их сам актер. Именно эмоциональное наполнение, присущее этой истории любви, по-человечески сильно затронуло Файнса и побудило его заняться постановкой этой картины, а также после определенных сомнений сыграть в ней главную роль.

Ральфу Файнсу было задано множество вопросов, которые все, так или иначе, само собой, были связаны с его работой в кино. Спрашивали и о дальнейших творческих планах, и об отдельных ролях, таких как роль Волан-де-Морта в фильмах о Гарри Поттере («Как вы можете жить после того, что Вы сделали с Гарри?»), или же комедийная роль месье Густава в недавнем фильме Уэса Андерсона «Гранд Будапешт», о работе с которым актер очень тепло отзывался. Продолжая отвечать на вопросы о Гарри Поттере и о его возможном участии в продолжающем знаменитую франшизу фильме «Фантастические звери и места их обитания», актер ответил, что Дэвид Йейтс вообще-то ему еще не звонил, и он втайне надеется, что снимут отдельный фильм, главным героем которого был бы Волан-де-Морт. На вопрос о совмещении режиссерской деятельности с актерской Файнс ответил, что хотел бы в ближайшее время сконцентрироваться на режиссуре, не исполняя при этом роли самостоятельно, а также уделить много времени театру (по его словам, сейчас ему предложено участие сразу в трех театральных проектах). Кроме того, говоря о театре, Файнс напомнил о том, что в будущем театральном сезоне он будет играть в спектакле «Человек и сверхчеловек» по пьесе Бернарда Шоу, сказав также, что сейчас с огромным удовольствием читает все его пьесы подряд (спектакль будет показан и у нас на большом экране в сети кинотеатров «Формула кино»).

pE2qWoWDwBg

С Россией актера связывает довольно многое – когда-то он играл «Онегина» в экранизации Пушкина, а на данный момент закончил съемки в картине «Две женщины» Веры Глаголевой по мотивам одноименной пьесы Тургенева, которая должна выйти в отечественный прокат в начале следующего года. На традиционный вопрос о том, что ему близко из русской классики, актер ответил, что его мечтой было бы сыграть князя Мышкина из «Идиота», однако выразил опасение, что, возможно, он уже несколько стар для этой роли. Кроме того, на вопросы о том, почему ему так хорошо удаются роли русских и в чем, на его взгляд, особенность русского менталитета, Файнс высказал мнение, что хоть он и не специалист в этом вопросе, но ему кажется, что английская и русская литературы довольно близки, и что в том же Достоевском его привлекает, в первую очередь, постановка глубоких и сложных моральных вопросов. Также он сказал, что им, англичанам, как нации вообще свойственно «убегать от своей страны» и проекцировать особенности собственного восприятия на жителей других стран, однако опыт работы в нашей стране дал ему возможность познакомиться со многими людьми и открыть для себя совершенно другую Россию. А говоря о своей возможной следующей работе в качестве режиссера и о том, что могло бы вдохновить его из русской литературы, актер признался, что ему хотелось бы поэкспериментировать с чеховскими пьесами, например, перенеся действия в другую страну, и предложить свой вариант интерпретации его очень «человечной» драматургии. В числе заинтересовавших его русских режиссеров Файнс назвал Звягинцева, Лунгина и Сокурова, а также сказал, что его очень повеселила комедия «Горько».

Нельзя было, конечно, избежать вопросов касательно темы встречи и нового фильма – много говорили о трактовке образа Диккенса в «Невидимой женщине» и о том, как был принят английской публикой другой, неканоноический Диккенс, представленный в фильме. Габриэлла Тана отметила, что зрители в Великобритании приняли картину довольно тепло, а Ральф Файнс пошутил, что «фильм никогда не заканчивается, а заканчиваются только деньги», выделенные на его производство. Также актер и режиссер рассказал, что в фильме им хотелось показать и передать всю двойственность образа Диккенса, – примерного семьянина, но в то же время человека темного, печального и тяжелого, и добавил, что если бы он снимал фильм сейчас, то, несомненно, бы переснял все иначе. «Однако фильм таков, какой он есть, и я спокоен относительно него, для меня это уже в прошлом», заявил актер.

Возникли вопросы и относительно первой режиссерской постановки Файнса, о фильме «Кориолан», ставшим для актера, по его словам, своеобразным «выбросом адреналина», жесткой школой, когда нужно было учиться всему в короткие сроки. И сейчас он не может даже думать об этой пьесе Шекспира без содрогания, так как эти съемки непросто ему дались как в физическом, так и в эмоциональном плане.

Вопрос 365: Скажите, Ральф, как вы относитесь к использованию современных технологий в кино — на ваш взгляд, они все-таки помогают или мешают? Вот, например, у вас был опыт съемки в Гарри Поттере с технологией motion capture. 

Ральф: Конечно же, сейчас некоторые фильмы, такие, как например, тот же «Гарри Поттер», невозможно создать без использования современных технологий. И в целом я отношусь к ним положительно, для меня как актера это был интереснейший и увлекательный, хоть и непростой опыт — поработать на зеленом экране, нужно было сильно задействовать воображение. Вот недавно я посмотрел фильм «Тернер» и для меня было неожиданностью узнать, что он снят на «цифру» (на цифровую камеру), изображение и картинка там настолько хороши, что я был уверен, что его снимали на старую добрую «ностальгическу» пленку. Однако, конечно же, в погоне за современными технологиями не стоит забывать обо всем том, что нужно чтобы снять хорошее кино — об игре актеров, о режиссуре, хорошем и интересном сценарии и прочих вещах.Последним вопросом в рамках встречи стал традиционный — о планах и мечтах на будущее, возможно даже не связанных с кино, о том, чем ему было бы особенно интересно заняться теперь. Ральф Файнс посмеялся брошенному из зала предложению о музыкальной карьере и сказал, что больше всего ему хотелось бы сейчас продолжить занятие режиссурой, написание сценариев, а также, возможно, освоить профессию оператора. По словам актера, ему вообще сейчас интереснее смотреть на мир через линзу, через объектив камеры, чем находиться по другую ее сторону. Также актер сказал, что он не выходит на улицу без фотоаппарата, и ему очень нравится «ловить говорящие кадры», и возможно, он станет профессионально заниматься фотографией.

bx13um_Xrlw

Напоследок актер подчеркнул, что ощущает свое взросление или старение (как кому угодно) и это позволяет ему сейчас играть иные, возрастные роли. По словам Файнса, для него не существует «dreamrole», роли мечты, но есть еще великое множество прекрасных и интересных ролей, которые он мог бы сыграть. И также он надеется, что какие-то роли придут к нему неожиданно, в качестве приятного сюрприза, как  та же самая роль мсье Густава из «Отеля Гранд Будапешт». Встреча закончилась аплодисментами, актер дал несколько автографов и удалился из зала под щелканье фотокамер.

Текст: Иван Цуркан

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ