«Стив Джобс» — новый фильм режиссера Дэнни Бойла, который должен был стать очередным творением тандема Аарона Соркина и Дэвида Финчера до того, как последний выпал из проекта. Расхваленный критиками и с треском провалившийся в американском и международном прокате, фильм оказался далеко не тем, на чем основывались ожидания зрителей во время его рекламной кампании.
Масштабная фигура основателя Apple – революционера в областях информационных технологий и маркетинга, человека в прямом смысле изменившего мир, — заслуживала соразмерного байопика, которым не удалось стать «Империи соблазна» с Эштоном Катчером в главной роли. Многие ожидали увидеть картину, построенную на стандартной структуре биографической ленты, в которой личные конфликты главного героя переплетаются с историей основания и развития его детища. Многие думали, что увидят процесс разработки и продвижения легендарных устройств корпорации Apple, совет директоров которой превратил ее создателя в изгнанника…
Так и получилось. Но те, кто ожидал увидеть вторую «Социальную сеть», остались разочарованы. Как, в общем-то, и все остальные.
Аарон Соркин сознательно избрал структуру сюжета, в которой не нашлось места компании Pixar, не упоминается IPhone и даже нет ни намека на смертельный диагноз. Сценарий фильма представляет из себя три акта, которые рассказывают о событиях, разворачивающихся за кулисами за несколько минут до презентаций трех знаковых устройств: Macintosh, NeXt и Imac. В каждом из них зрители узнают Стива Джобса с самых разных сторон (преимущественно, не очень приятных) через отношения с дочерью, коллегами и с самим собой. И, благодаря гениальной игре Майкла Фассбендера, персонаж демонстрирует дугу развития невиданного размаха.
Реализм и соответствие действительности были отмечены Стивом Возняком (со-основатель компании, блестяще сыгранный Сетом Рогеном), а поставлены как длинные сцены, построенные на сменяющих друг друга долгих диалогах. Это создает огромное пространство для раскрытия бесподобного мастерства всех без исключения задействованных лицедеев (Кейт Уинслет и Джефф Дэниелс выдают безупречные партии бывшего начальника Джобса Джорджа Скалли и помощницы Джоанны Хоффман), но исключает какое-либо действие, способное удерживать внимание неподготовленного зрителя. В этой строгой, но идеально продуманной структуре также велик риск того, что от внимания зрителя может ускользнуть несколько удивительных свойств сценария: каждое слово в нем – на вес золота.
Фильм, который порой напоминает снятую на пленку театральную постановку, лишен всех визуальных атрибутов прежних работ Дэнни Бойла, к которым зрители успели привыкнуть: динамичный рваный монтаж сменился идеально выверенным ритмом, агрессивное непредсказуемое движение камеры превратилось в спокойное, медитативное плавание по пространству картины, а кислотная цветовая гамма теперь выстраивает холодную и глубокую композицию. То, что в динамике может показаться остывшим задором, на деле является мастерством выстраивания визуального ряда с такой хирургической точностью, что финальное произведение выглядит невероятно простым. Как и все гениальные вещи. Чего только стоят сцены, в которых параллельно друг другу развиваются разговоры одних и тех же людей в двух ситуациях, которые разделяют несколько лет.
Дух компании Apple и Стива Джобса в частности, должно быть, сыграли с создателями картины не злую, но и отнюдь не безобидную шутку: для правдивого рассказа о человеке, создавшем величайшую корпорацию в истории, потребовался соответствующий подход и соответствующего качества продукт. Над ним работали лучшие умы индустрии, все задействованные в создании люди вышли далеко за пределы своих возможностей, конечный продукт оказался отполированным до зеркального блеска и безжалостного минимализма. Задача была выполнена на пять с плюсом, и исход соответствовал судьбе большинства устройств Apple: завышенные ожидания не оправдались, прогнозы продаж не сбылись и на треть, а исключительность устройства людям еще только предстоит осознать со временем. Ведь к вещам, которые на момент своего появления опережали свое время, хочется возвращаться снова и снова.