Программы режиссерского и сценарного факультетов Московской школы нового кино

21 мая 2015, 23:11

В рамках набора 2015-2016 Московская школа нового кино представляет режиссерский и сценарный факультеты.

Режиссерский факультет

Спецификой режиссерского факультета является отсутствие творческих мастерских. Студенты в течении двух лет обучаются ремеслу (проходят практику) не у одного мастера, как это принято во многих творческих вузах — они обучаются мастерству поочерёдно у многих Мастеров. Такова специфика работы с «действующими» режиссёрами и сценаристами. Подобная система уже давно практикуется во многих киношколах мира, к примеру, в известной парижской киношколе La Femis, или берлинской академии кино и телевидения DFFB.

Ведущие российские и зарубежные режиссёры и сценаристы поочередно проводят занятия и мастер-классы, длящиеся от трех дней до трех месяцев. Такая методика  помогает студентам не только обучиться ремеслу, но и обрести свой стиль, свою манеру, свой язык.

Однако, учитывая опыт подобной системы обучения у разных мастеров в зарубежных киношколах, в Московской школе нового кино введен институт кураторства. Это сделано для того, чтобы в течение двух лет студент имел возможность получать опыт и знания у разных мастеров и одновременно мог быть ведомым одним мастером. Разрабатывать с ним свой сценарий, готовить с ним свой фильм. Для этого в Московской школе нового кино введена система лаборатории, кураторы которых (Фред Келемен, Бакур Бакурадзе, Дмитрий Мамулия, Павел Бардин, Михаил Угаров, Артур Аристакисян, Павел Руминов и  другие) ведут студентов от начала обучения в его конец.

В программах режиссерского факультета все предусмотрено для того, чтобы студенты получали  только «живые» знания и навыки. Школа помогает обрести инструменты, с которыми можно идти в «жизнь»: писать, снимать, ловить «действительность», создавать «свои» миры. Соприкосновение с «живым» ремеслом позволяет студентам найти свою точку отсчета.

С первых дней обучения студенты вовлечены в разнообразные практические работы — от создания сценария, до создания фильма. Эта стратегия вовлеченности стала возможной благодаря тому, что преподавательский состав школы — «действующие лица» российского и зарубежного кинематографа.

В течение двух лет студенты оказываются в обители разных методик и практик. Внутри каждой из методик студенту необходимо пройти под руководством мастера все фазы «делания» фильма — от сценария до съемки, от съемки до монтажа и озвучивания. Для этого в здании киношколы создана вся необходимая техническая база: профессиональные видеокамеры, звукозаписывающие устройства, монтажные студии, тон-студия (студия звукозаписи).

Образовательные программы построены на том соотношении теории и практики, которое в современных условиях требуется для овладения профессией. Тщательно составленное расписание содержит в себе лекции, курсы, практические занятия.

Доктрина

Быть режиссером — значит обладать не только умением, не только знанием ремесла — это значит иметь еще и зрение. Режиссер это тот — кто видит. Режиссер видит образы, он смотрит на «действительность» особенным взглядом. «Действительность» для него — материал, такой же, как для скульптора глина, как для писателя слово. Он должен чувствовать «действительность» подушками пальцев. И тогда он сможет лепить из этой «действительности» свое кино. Школа учит этой кинематографической тактильности. Учит отличать (дифференцировать) «живую» реальность от «неживой». Режиссер как грибник, который умеет отличать хороший гриб от ядовитого. Это особая техника. Также нужно уметь отличить «живое» лицо от «неживого», и нужно уметь дифференцировать «живые» места (локации). Если действие фильма происходит в «неживом» месте, из кадра уходит флюид — кадр начинает нести только информацию, становится пустым. Также обстоят дела со светом, цветом, звуком, со всеми компонентами, которые являются материалом для фильма.

У кинокартины есть одна особенность: она не сводится ни к идее, ни к сюжету, ни к фабуле, ни к изображению, ни к героям, ни к спецэффектам. Всякий «настоящий» фильм — это создание или воссоздание «жизни». Эту «жизнь» невозможно вытащить из своей головы — такова специфика кино — оно должно иметь связь с реальностью. Кино ловит эту самую «жизнь» в своей непосредственности. И мастерство режиссера — это мастерство ловить «жизнь», действительность. Ловить её на радар. И это касается не только кино, которое принято называть «реалистичным». Речь идет не о реалистичности, а о достоверности. Даже фантастический образ должен быть достоверным. Он не создаётся только по схемам — нужно ещё поймать его «бытие», а для этого нужны инструменты. Наивно полагать, что этому могут научить американские специалисты, ибо у нас своя реальность, и мы сами должны создать инструменты способные её ловить и преображать. У самих американцев с инструментами все в порядке. Их образы в большинстве своем (даже тогда, когда они дурные) — достоверны, наши же образы в большинстве своем (даже тогда, когда они якобы оригинально скроены) — фальшивы, ибо не находятся в контакте с «действительностью».

Человек, который в России хочет снимать кино, сталкивается с особой проблемой: между образами и фигурами, которые накопил кинематограф за 100 лет своего существования, и реальностью зияет разрыв. С одной стороны существует «искусственный» классический язык кинематографа, который пытается следовать законам и правилам, но единственным его достижением является то, что он «неживой» и фальшивый. С другой стороны, существует «жизнь», такая какая есть, существует «живая» речь, арго, существуют «живые» люди. Для того, чтобы сделать фильм, нужно преодолеть этот разрыв, нужно найти способы, посредством которых живые люди, те, кого мы видим в жизни превратятся в образы; нужно найти ту дистанцию или ту условность, при которой «живая» речь сможет звучать в кино, и с одной стороны не будет искусственной, с другой же не будет пошлой, не будет обезьянничать и всего лишь имитировать реальность.

Есть особые техники, посредством которых ловится «действительность», и Школа первым делом будет обучать этим техникам. Они (эти техники) важнее чем «прописное» ремесло. На деле они и есть ремесло, и нет никаких всеобщих законов — где ставить камеру, как разводить мизансцену, как играть. Есть техника — как поймать на радар «действительность». И ловится она именно посредством камеры, мизансцены, посредством актерской игры.

Преподнесенные вне контакта с «действительностью» законы и правила создают иллюзию овладения профессией, и тем самым отбрасывают нас назад. Ибо владеющие только техническими навыками режиссеры, не владеют основным навыком — навыком зрения и, делая кино только по правилам, делают его «неживым». Ведь именно этим недугом страдает сегодня российское кино — у нас нет инструментов, которые ловят на радар «действительность» — ибо «действительность» поменялась, ушла вперед и не ловится старыми инструментами, которые создавала классическая школа.

Школа учит находить в реальности «живые» образы, работать с ними, обтачивать их. Не копировать существующие американские образы и фигуры, а имея их в виду, подвергая их анализу — создавать свои.

В Школе много разных курсов, семинаров, мастер-классов.

— Режиссерское ремесло передается из рук в руки. Обучают ремеслу ведущие российские кинорежиссеры, а также видные представители европейского и американского кино — те, кто в нулевые годы переосмыслили изменившуюся «картину мира», изобрели свою манеру повествования и манеру съемки, привели в кино новых героев и создали новый стиль.

— Особое внимание уделено принципам подбора актеров (кастингу) и подбора мест (локации), работе с оператором, звукорежиссером, художником-постановщиком, художником по костюмам, реквизитором (о специфике преподавания этих дисциплин рассказывается в разделе концепция).

— Ряд занятий, тренингов, мастерских посвящен актерской игре. Обучать работе с актером будут ведущие кино- и театральные режиссеры. Также к обучению привлечены зарубежные режиссеры. Они проводят двухнедельные тренинги, делятся своим опытом, учат своей системе.

Тренинги посвящены: А) Работе с актерами: внутри курса будут разбираться и проверяться на практике разные методы: реалистический, эпический, натуралистический. Режиссеры сами побывают в роли актеров. Б) В рамках курса студенты будут снимать отдельные сцены и короткие фильмы с разных точек зрения, используя при съемке разнообразные стили и техники.

— Есть специальные занятия, посвященные стилю и манере съемки.

— Есть еженедельные практические занятия по монтажу совместно со студентами факультета монтажа.

— Есть специальный курс под названием «Как читать фильм?». В нем разбирается построение истории посредством кинематографических фигур — планов, ракурсов, крупностей, монтажных фраз.

— Есть курсы, цель которых — научить видеть. Видеть скрытые знаки — своеобразные путевые карты, которые содержатся во всяком великом фильме. Один из таких курсов называется «Язык зрения», другой «Видимое и невидимое».

— Есть семинары, на которых студентам предложено умозрительно пересобрать фильм — найти в картине совпадения — смыслы, которые скрыты от взгляда, смыслы которые являются стержнями картины являя ее другую невидимую парадоксальную сущность.

— Есть классические курсы по истории российского и зарубежного кино. Их читают ведущие историки и теоретики.

— Есть также курсы, посвященные отдельным вехам в кинематографе — немецкому экспрессионизму, новой французской волне, итальянскому неореализму, американскому авангардизму и др.

— Есть курс (семинар) под названием «Делез и кино». В рамках курса Олегом Аронсоном разбираются две важнейшие книги ведущего французского философа второй половины 20-го века Жиля Делеза: «Кино 1. Образ-движение» и «Кино 2. Образ-время».

— Целый ряд предметов посвящен тому, как со структурной, композиционной, стилистической, грамматической, семиотической точки зрения сделан фильм, картина, литературное, либо музыкальное произведение.

— Есть теоретические занятия, посвященные строению фильма. На занятиях студентов знакомят с теориями Базена, Кракауэра, Метца, Якобсона, Уорта, Пазолини и других.

— Есть специальный курс, посвященный созданию Сериалов. Американские, британские, немецкие сериалы порой сделаны на более высоком сценарном и стилистическом уровне, чем кино. Примерами тому являются сериалы: «Во все тяжкие» (Breaking Bad), «Безумцы» (Mad Men), «Босс» (Boss), «Твин Пикс» (Twin Peaks), «Грань» (Fringe), «Доктор Хаус» (House, M.D.), «Клан Сопрано» (The Sopranos) , «Драйлебен: что-то лучшее чем смерть» (Dreileben — Etwas Besseres als den Tod), «Клиент всегда мертв» (Six Feet Under). Сценаристы и писатели, работающие в различных жанрах, в том числе детективах, фэнтези и триллерах учат работе с большими и малыми формами.

— Есть Мастер-классы, посвященные созданию идей — «Откуда берутся идеи?», «Что такое оригинальная идея?», «Как нужно создать образ, чтобы из него как из клубка сама выкручивалась история?».

— Есть семинар под названием «Как сделать историю своей?». Истории, созданные великими сценаристами, имеют свое лицо, имеют индивидуальность — они не анонимны, не просто хорошо сложены. В них не просто точные характеры, ловкие сюжетные ходы и оригинальная фабула. В них есть еще ЧТО-ТО. На этом семинаре преподаватель вместе со студентами пытается ответить на вопрос — ЧТО ЖЕ?

— Есть курс, обучающий кратко излагать истории. Студенты учатся писать синопсис, тритмент, поэпизодный план, учатся доступно описывать персонажей и характеры.

— Есть Мастер-класс, на котором студенты учатся быстро (за 5 минут) в устной форме преподносить свою историю — они должны суметь передать её «соль», суметь «зацепить» слушателя.

Итогом двухгодичного обучения станут два короткометражных фильма — курсовой и дипломный.

Сценарный факультет

Михаил Угаров, Мария Залинская, Олег Дорман и многие другие.

Новый формат обучения — реальное кино.

Призыв

Для того, чтобы называться автором (сценариев, пьес, рассказов),  нужно быть  адекватным своему времени. Видеть его, слышать, чувствовать, уметь поймать его. Мы не будем просто изучать законы, соблюдая которые, вы сможете написать идеальный сценарий. Надо признать, что Россия — не Голливуд. Мы должны научиться работать с нашей страной и изобретать адекватные ей законы, писать живые сценарии, чтобы режиссеры могли снять фильмы, наполненные вложенной в кинотекст жизнью. Для этого мы постоянно будем работать во взаимодействии с реальностью. Наша задача – за время обучения создать личную для каждого картотеку образов, прототипов персонажей. Своеобразное хранилище личного опыта – того, что вы слышали, чувствовали, видели. Вы будете получать домашние задания, связанные с реальными людьми, а на занятия будут приглашаться гости (иногда мы будем выезжать к ним). Гости эти будут совершенно разного толка. Представители разных профессий, социальных групп, и те, кто не вписываются ни в какие группы. Вы сможете пообщаться с ними и наметить на своей карте личный маршрут к своему сценарию. Ведь, чем больше ваш человеческий (чувственный) опыт, тем вы сильнее как рассказчик истории. Мы не будем придумывать нищих, умалишенных и пожарных (спасающих, не спасших или ни разу в жизни никого не спасавших). Мы будем общаться с ними и конструировать персонажей из того, что вы увидели, узнали и почувствовали при этом. Мы будем учиться вышивать образы на кинополотне нитью жизни, пользуясь собственным языком и профессиональными инструментами, могущими помочь нам в этом. Безусловно, мы разберем азы: кто такой персонаж и как превратить его в героя, что такое конфликт, поворот, действие. Но все же, не будем уделять этому основное внимание. Потому как знание законов в отрыве от ощущения жизни – не более, чем безрадостное повторение уже существующего. Найти себя как автора, определить круг личных (только ваших) тем, слепить для них адекватных им героев – вот задача максимум. В этом нам, безусловно, поможет не только ваш личный опыт, но и то, что уже было сделано за все время существования кинематографа. Мы будем подробно разбирать и анализировать сценарии режиссеров-мастеров, делая упор на представителей новой волны. На тех, кто был перед вами. На тех, чье дело вы будете продолжать. И в кинематографе, и в театре «новой драмы» с начала нулевых были взяты конкретные направления, которые радовали нас на протяжении пятнадцати лет. Первопроходцы и зачинатели движений многое сделали для развития и кино, и театра. Но их последователи не могут просто паразитировать на уже когда-то придуманном. Надо вносить свой вклад в кино. Сейчас пришло время поработать и вам. В новом учебном году на сценарном факультете МШНК будут преподавать Мария Зелинская, Любовь Мульменко, Михаил Угаров, Вячеслав Дурненков. Образовательные программы на сценарном факультете строятся на том соотношении теории и практики, которое в современных условиях требуется для овладения профессией. Учебное расписание содержит в себе лекции, курсы, практические занятия и непосредственно процесс кинопроизводства.

В основе обучения лежит постоянная практика. В течение всего периода студенты овладеют спецификой работы с разными форматами и жанрами. За 2 учебных года каждый студент должен будет написать несколько сценариев, а также работы, связанные со специфическими жанрами, такими как адаптация, экранизация, сценарий анимационного фильма и др.

Практические и теоретические занятия призваны охватить весь спектр драматургии кино, коснуться не только «прописных истин», но и тайных законов, скрытых от поверхностного взора секретов, которыми владеет всякий истовый рассказчик истории.

Образовательные программы на сценарном факультете строятся на том соотношении теории и практики, которое в современных условиях требуется для овладения профессией. Тщательно составленное расписание содержит в себе лекции, курсы, практические занятия и непосредственно процесс кинопроизводства.

Доктрина

Сегодня много говорят о «кризисе сценариев». Индустрия остро нуждается в «хороших» историях. Но хороший сценарий это не просто сделанная по заданному лекалу история. «Хороший» сценарий – это совокупность многих компонентов и техник, овладевать которыми учит наша Школа.

Обучение сценарному мастерству отнюдь не сводится к механическому усваиванию очевидных правил, изложенных в упрощенном виде в популярных учебниках с зазывающими названиями. Правила очевидны только на первый взгляд и даже тогда, когда они верны, эти правила часто не поддаются исполнению, и сыплются как песок из рук.

Чтобы создавать истории, нужно не только уметь укладывать их по правилам и по лекалам, нужно уметь ещё делать их «живыми». Точнее нужно уметь искать и находить «живой» материал и только потом бросать его в сетку всевозможных правил.

Вычитанное в учебнике, либо услышанное от уверенной в себе «звезды» правило еще не готово к применению. Часто, оказавшись не в тех (в неподготовленных) руках оно умирает. Попав не в те руки, правило умирает также,  как в неподходящей среде гибнет жемчуг.

Школа обучает своих студентов чувствовать материал подушками пальцев. Одно из главных умений сценариста – это умение отличить «живой» материал от «мертвого». Материал для сценариста — это образы, характеры. Материал для сценариста — это сама «реальность». Не всё «реально» в одинаковой степени. Есть образы, заряженные невероятной энергией. От них словно бьет током. Школа учит отличать такие — полные сил образы от бессильных — в самой жизни, в «реальности». Она учит искать эти «живые», полные сил образы среди бесконечной толчеи других образов, превратившихся в общее место. Школа учит помещать эти образы в законы и правила.

В Школе проходят разные курсы, семинары, мастер-классы.

Специальный курс будет посвящен «Созданию истории». В рамках этого курса студенты сами будут слагать истории. Вести курс будут ведущие российские и зарубежные сценаристы.

Отдельный курс будет посвящен Драматургии. Вести его будут ведущие драматурги, в том числе видные представители Новой Драмы. Один из таких курсов будет называться — «Постановка взгляда».

Будет курс, посвященный сюжету, фабуле, характеру, конфликту. Этот курс будет раскрывать не только то, как строится сценарий, но будет касаться также и романа, рассказа, повести. Кинематографу всего лишь сто лет, истории же рассказываются уже несколько тысячелетии. На примерах выдающихся романов и рассказов будут разбираться сюжеты, фабулы, характеры, конфликты.

Будут специальные курсы, затрагивающие все компоненты повествования: сюжет и фабулу, диалогический язык, фактуру и рисунок, ритм, стиль, статические и динамические формы, гармонию и дисгармонию, диссонанс и консонанс.

Будут специальные курсы, затрагивающие все компоненты повествования: сюжет и фабулу, диалогический язык, фактуру и рисунок, ритм, стиль, статические и динамические формы, гармонию и дисгармонию, диссонанс и консонанс.

Будет специальный курс под названием «Как читать фильм?». В нем будет разбираться построение истории посредством кинематографических фигур – планов, ракурсов, крупностей, монтажных фраз.

Специальный курс будет посвящен психологическому и структурному анализу – разным формам и углам зрения, применяемым при рассказывании истории. Будут разобраны работы Льва Выготского, Эриха Ауэрбаха и многих других.

Будет специальный курс, посвященный созданию Сериалов. Американские, британские, немецкие сериалы порой сделаны на более высоком сценарном и стилистическом уровне, чем кино. Примерами тому являются сериалы: «Во все тяжкие» (Breaking Bad), «Безумцы» (Mad Men), «Босс» (Boss), «Твин Пикс» (Twin Peaks), «Грань» (Fringe), «Доктор Хаус» (House, M.D.), «Клан Сопрано» (The Sopranos) , «Драйлебен: что-то лучшее, чем смерть» (Dreileben — Etwas Besseres als den Tod), «Клиент всегда мертв» (Six Feet Under). Сценаристы и писатели, работающие в различных жанрах, в том числе детективах, фэнтези и триллерах будут учить работе с большими и малыми формами.

Специальный семинар будет посвящен нетрадиционным способам рассказа. На семинаре будут разбираться экспериментальные и авангардные способы рассказывания истории.

Специальный курс будет посвящен специфике сценария анимационного фильма.

Будет курс обучающий кратко излагать истории. Студенты будут учиться писать синопсис, тритмент, поэпизодный план. Будут учиться доступно описывать персонажей и характеры.

Будет Мастер-класс, на котором студенты должны будут быстро (за 5 минут) в устной форме преподнести свою историю – суметь передать её «соль», суметь «зацепить» слушателя.

Образовательная программа

Образовательная программа на Сценарном факультете предполагает 2 года обучения, в результате которого выпускник приобретает необходимую профессиональную подготовку для работы по специальности Сценариста игрового и документального кино.

В Школе все сделано для того, чтобы знания и навыки, приобретенные во время обучения, позволили выпускникам успешно работать в любом избранном ими жанре кинодраматургии.

Тщательно выверенный теоретический курс продолжается три семестра и включает в себя лекции, семинары, кинопоказы, круглые столы, мастер-классы с ведущими российскими и зарубежными сценаристами. В теоретический курс входит существенно большее по сравнению с традиционным кинообразованием количество смежных гуманитарных дисциплин, дающих представление и позволяющих ориентироваться в ситуации современного искусства в целом.

Помимо традиционных дисциплин по истории и теории кино особенное внимание уделено курсам, исследующим и анализирующим сложившиеся и только нарождающиеся стили и языки современного кино, а также исследованиям новейших течении в кинодраматургии.

Практические занятия включают в себя три семестра в мастерской кинодраматургии и предполагают активную практику в написании киносценариев в самых разных жанрах. Экзаменационные работы за семестр создаются в тесном сотрудничестве с режиссерским факультетом, и написанные сценарии или эскизы сценариев имеют шанс быть реализованными студентами-режиссерами.

Для студентов-кинодраматургов считается обязательным посещение оговоренного программой количества часов в режиссерских мастерских.

Четвертый заключительный семестр обучения полностью посвящен работе над дипломным сценарием.

После сдачи всех предусмотренных программой экзаменов и зачетов, а также после сдачи одобренного комиссией дипломного сценария выпускник получает Диплом установленного образца.

Избранные дипломные сценарии отправляются на учебные и творческие конкурсы.

В течение последнего семестра будущим киносценаристам предоставлена возможность непосредственного контакта с ведущими российскими кинопродюсерами для обсуждения возможных планов дальнейшего профессионального сотрудничества.

Условия поступления

  1. Заполненная анкета.
  2. Биографическое эссе, написанное в творческой форме /не более трех страниц/.
  3. Описание случая, события, возможно вымышленной истории/не более двух страниц/.
  4. Творческие работы:

— синопсис будущего сценария /не более одной страницы/.

— отрывок из будущего сценария, оформленный в соответствии с правилами оформления киносценариев  (описание действия, диалоги)/не более пяти страниц/.

— любые другие творческие работы.

  1. Собеседование (после прохождения конкурса работ абитуриенты приглашаются на собеседование — о времени проведения поступающему будет сообщено отдельно).

К работам должны прилагаться документы:

Ксерокопия первой страницы паспорта.

Копия диплома о высшем образовании (если есть).

Четыре фотографии (3х4).

Длительность курса: 2 года, 4 семестра

Стоимость курса: 80 000 рублей за семестр.

Для поступления на «Сценарный факультет» необходимо заполнить анкету и прислать написанные вступительные задания на адрес: info@newcinemaschool.com.

Заявки принимаются до 25 августа 2015-го года.

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ