Премия «Сезар»: кто, за что и почему?

5 февраля 2015, 22:45

20 февраля французское кино – и вместе с ним весь мир – узнает своих героев за 2015 год: 40-ая церемония вручения одной из самых престижных кинематографических премий «Сезар» пройдет в Париже.

Эта церемония интересна не только тем, что на ней представлено сразу две абсолютно разные ленты о жизни великого кутюрье Ива Сен-Лорана (в которых до сих пор путаются СМИ), но и весьма необычной подборкой фильмов: от подросткового драмкома а-ля Голливуд до гуманистического протеста против религиозного радикализма.

photcombattants2_dblarg

«Истребители»

Первый фильм в оглашенном Академией Искусств Кино и Наук Франции списке – «Les Combattants», по-английски – «Love at First Fight», а по-русски – «Истребители» режиссера Томаса Кэли. Английский вариант перевода приоткрывает завесу тайны над сюжетом неизвестного российскому зрителю фильма, но вместе с тем слащавое «Любовь с первого боя» демонстрирует широкий реверанс французского кино Голливуду: фильм говорит с американским акцентом. Есть Она, которая готовится выжить после предполагаемого Апокалипсиса; есть Он, перспективный юноша, который не может выкинуть ее из головы. И когда Она отправляется в другой город, чтобы пройти специальную военную подготовку, Он отправляется за ней. Противопоставление влюбленных непонимающему их обществу здесь заменяется историей их взаимного сближения – и, да, за этим интересно наблюдать, фильм смотрится легко. Упомянутый реверанс Голливуду здесь вот при чем: похожие на «Истребителей» по проблематике (и исполнению) картины выпускаются в том же Голливуде каждый год, но в коротком метре. Здесь же Томас Кэли растянутым сюжетом намеренно пытается увлечь зрителя, играет с ним в историю подростковой любви, красиво показанную оператором Давидом Кэли. Гонка за симпатией не проходит бесследно: за два часа нет сцены, которая стала бы той последней каплей, раскрывающей характеры главных героев. Так или иначе, в «Каннах-2014» фильм получил приз ФИПРЕССИ в рамках двухнедельника режиссеров, приз общества драматических авторов и композиторов (SACD), приз Label Europa Cinemas и приз Международной конфедерации художественного кино (C.I.C.A.E.).

«Мальчики с Востока»

«Мальчики с Востока»

Фильм Робина Кампилло «Мальчики с Востока» – «Eastern Boys» – вышел в 2012 году, но за премию «Сезар» поборется только сейчас. У картины есть приз Венецианского фестиваля за 2013 год – критики отдали фильму награду «Венецианские горизонты». В России фильм не шел, так как он про мальчиков-иммигрантов из Восточной Европы, занимающихся проституцией. Итак, ситуация: мужчина пригласил в дом юношу, который пообещал доставить ему удовольствие, но вместо одного пришло несколько – и они вынесли весь дом. Позже тот, кто обещал доставить удовольствие, все же пришел к мужчине, и началась любовь, в которой все очень непросто, потому что, куда ни пойди, везде ловушки: там босс мальчика, здесь полиция, а здесь миграционная служба. Линия любви «мужчина-мужчина» психологически выходит на уровень «отец-сын», подогревая конфликт и полностью раскрывая характеры героев. Фильм техникой съемки местами напоминает документальный – обрисовывает атмосферу Парижа, который видят иммигранты, дает ее почувствовать. Однако как относиться к способу раскрытия проблематики – это режиссер оставил на усмотрение зрителей: сделав героями иммигрантов-проститутов, поместив их в закоулки Парижа и дав им клубок социальных проблем, Кампилло вместе с тем лишил фильм необходимого для шествия по фестивалям глянца, умерил градус сентиментальности и чувствительности, но зато дал глубокий символизм и необходимый острый финал.

«Семейство Белье»

«Семейство Белье»

Еще один претендент на «Лучший фильм» – драмеди «La famille Bélier» – «Семейство Белье» режиссера Эрика Лартиго. Лартиго знаком зрителям по комедии «Право на «лево» и драме «Человек, который хотел жить по-своему». Сюжет «Семейства» закручен необычно: в семье Белье все глухие, кроме дочери Паулы. Тем не менее, жизнь семейства кипит: Белье-старший при поддержке жены борется за кресло мэра, а младший брат Паулы без ума от ее лучшего друга. Паула разрывается между школой, где, между прочим, у нее наметилась первая любовь, и родительской фермой, где она помогает по хозяйству. Самое движение начинается, когда Паула вслед за симпатичным ей юношей вступает в школьный хор – и тут выясняется, что у нее восхитительный голос. А дальше – мечты Паулы о карьере певицы, ее взаимоотношения с семьей и, конечно, первая любовь. Фильм был тепло принят в родной Франции и в целом в Европе.

«Гиппократ»

«Гиппократ»

Фильм Томаса Лилти «Hippocrate» – «Гиппократ» – как и следует ожидать, о врачах. Знаменитое «не навреди» здесь формально не упоминается, однако весь сюжет заставляет вспомнить об этих словах и задуматься, что есть вред, а что есть польза. Итак, молодой врач Бенджамен (Венсан Лакост) приходит на стажировку в качестве интерна. Он жаждет совершенствовать свою врачебную практику и готов к трудностям. Сначала Бенджамен перед нами раскрывается как человек: рядовые случаи с пациентами, его непонимание врачебного цинизма, порой, по его мнению, граничащего с бесчеловечностью, его восхищение более опытным коллегой Абделем. Но после трагического случая с пациентом мир Бенджамена переворачивается: появляются вопросы, на которые он, подкованный теорией, ответить не может, так как с момента вливания в практику находится в процессе «ломки» сознания. В течение полутора часов зритель находится в «халате» врача и вместе с Бенджаменом решает, есть ли золотая середина между человечностью, желанием и возможностью помогать всем и цинизмом, которым врачи волей-неволей отгораживаются от суровой реальности, которую они не могут изменить и с которой вынуждены работать.

«Сен-Лоран. Стиль – это я»

«Сен-Лоран. Стиль – это я»

Лидером по числу (10) номинаций стала лента Бертрана Бонелло «Saint Laurent», которую в России окрестили высокопарно – «Сен-Лоран. Стиль – это я». Вероятно, таким образом прокатчики решили подсветить звездный состав: здесь и Гаспар Ульель, и Луи Гаррель, и Жереми Ренье, и Леа Сейду, да и рейтинг (18+) – значит, все совсем уж непросто. И правда, если Джалиль Леспер свой фильм честно снимал по сценарию из разряда «ЖЗЛ» под присмотром партнера Лорана – Пьера Берже, то Бонелло решил отталкиваться от двух слов, с которыми употребляется имя великого кутюрье: «странный» и «безумный». Учитывая режиссерскую манеру Бонелло – посадить героя в закрытое пространство и наблюдать – Ив Сен-Лоран у него сходит с ума вполне обоснованно, его модный дом в этом случае тот же герметичный мир Пруста, которого модельер так любил. Еще одно: Бонелло берет самые важные (то есть безумные) моменты жизни Лорана, своеобразную нарезку по годам, так что мы бегаем между 1972, 1968, 1975 и еще какими-то годами (только ахрония, только постмодернизм). И еще: да, Лоран был геем, и это надо показывать, показывать, показывать. А теперь вопрос: откуда в закрытом пространстве в вышеперечисленных неизменных условиях взяться интриге? Правильно. Хотя надо отметить персонажа Луи Гарреля – это тот глоток свежего воздуха, который оживляет герметично упакованного «в себя» Лорана и сам фильм, это необходимый намек на интригу. Сухой остаток: фееричная, яркая, богемная, пышная, безумная и странная картина Бонелло в жанре байопика (почти с соблюдением традиций) распадается на части из-за того, что не за что зацепиться – все одинаково ярко и красиво, все одинаково оценено – а значит, обесценено. Однако для Бонелло этот фильм – определенный прорыв. Несмотря на ощутимые недостатки, критики видят здесь смелую, зрелую режиссерскую работу, тщательно выверенную, рассказанную с восхищением. Зрители же видят в фильме того Лорана, какого они хотят видеть – загадочного и сумасшедшего гения-человека (великолепно сыгранного Ульелем). Так что – да, в Каннах «Сен-Лоран» получил особое упоминание на «Премии пальмовой собаки», а здесь, может быть, будет упомянут еще «особеннее».

«Зильс-Мария»

«Зильс-Мария»

В этом году за звание лучшего фильма (и лучшего режиссера) поборется Оливье Ассайяс с фильмом «Clouds of Sils Maria» – «Зильс-Мария». Фильм об актерах, о течении времени, о психологических дуэлях, которые порой могут открывать перед людьми новые этапы жизни. Итак, в Цюрих в поезде едут две женщины: французская актриса Мария Эндерс, покорившая Голливуд (Жюльетт Бинош) и ее помощница Вэл (Кристен Стюарт) – типичная 20-летняя девушка (Интернет, гаджеты, блокбастеры…). Едут они на прием в честь знаменитого драматурга Мельхиора, некогда написавшего пьесу «Змея Малойи» и давшего Марии Эндерс дорогу в Голливуд. Кстати, по сюжету пьесы молодая секретарша доводит до самоубийства влюбленную в нее начальницу. На подступе к Цюриху выясняется, что драматург, живший отшельником в горной деревушке Зильс-Мария, умер за несколько часов до церемонии. И здесь оси времени начинают сходить со своих мест: ладно встречи со старыми знакомыми – призраками прошлого, но появляется неожиданное предложение для Марии сыграть в «Звезде Малойи» уже не секретаршу, а начальницу, и почувствовать на сцене этот самый ход времени, сыграть с современной «секретаршей» – старлеткой Джо-Энн Эллис (Хлоя Мориц), при этом не сойдя с ума. Замечательного в фильме Асайяса, помимо идеального подбора актрис, много. Остроумно построенный сюжет, до мелочей проработанные сцены, например, с репетицией Марии и Вэл сцен из «Змеи Малойи», где пьеса буквально начинает жить. Бонусом тем, кому покажется, что «Зильс-Мария» уж слишком психологична, станут прекрасные швейцарские пейзажи и интересная разгадка метафоры «змея Малойи».

«Тимбукту»

«Тимбукту»

И последним – седьмым – номинантом назван фильм «Timbuktu» («Тимбукту») Абдеррахмана Сиссако. На минуту: фильм был показан в первый день Каннского кинофестиваля и впоследствии завоевал Приз Франсуа Шале и Приз экуменического (христианского) жюри. Суть здесь в проблеме религиозного мракобесия: в Тимбукту к власти приходят религиозные фундаменталисты-радикалы, и для народа жизнь становится совершенно невыносимой, запрещено все, кроме как молиться и соблюдать законы шариата. В центре повествования жизнь простой семьи, глава которой отомстил за убийство любимой коровы – убил человека, и теперь по законам шариата его должны казнить. Однако эти законы работают так, что погибают совершенно невиновные люди – и множественные смерти явно не идут на укрепление отстаиваемых исламистами традиционных ценностей. Один из самых сильных моментов фильма – забивание камнями закопанных в песок юношу и девушку за то, что они встречались до свадьбы – критики назвали символом всего фильма: вот они мы, простые люди, и вот оно, религиозное мракобесие. Нужно также отметить, что Абдеррахман Сиссако – это почти наш соотечественник: окончил он ВГИК, воспитан он был на нашем советском кино и потому в высшей степени гуманистическая лента получилась в его лучших традициях.

Текст: Светлана Иванова

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ