Первый. Женский. Бессмертный.

18 февраля 2015, 19:00

Рецензия на художественный фильм «Батальонъ».

1917 год, Первая мировая война идет уже три года. Солдаты отказываются служить, армия находится на пороге окончательного разложения. По приказу временного правительства для поднятия боевого духа создаётся женский «Батальон смерти» под командованием георгиевского кавалера Марии Бочкарёвой.

Снимать в России фильм о Первой мировой, войне без правых и виноватых – дело безусловно смелое и уже только за это достойное похвалы. К счастью, хвалить фильм Дмитрия Месхиева можно и за многое другое: это очень достойная, особенно на фоне нашего нынешнего кинематографа в целом, военная картина, умудряющаяся не только не скатиться в безумную агитку, но и держать зрительское внимание от начала до конца, а у впечатлительных даже вызвать слезы, причем не только в момент кульминации. Помимо того, что действие ленты происходит в смутные времена Первой мировой, в центре сюжета еще и довольно щекотливая тема женщин на войне – сочетание несочетаемого.

DSC03891-1

На пресс-конференции к фильму Мария Аронова, исполнительница роли Марии Бочкарёвой, сказала:

«С моей точки зрения, женщину на войну может толкнуть только личное горе. Если говорить про мою героиню, то это человек, у которого не состоялась личная жизнь, и Боженька не дал ей детей, потому что если женщине нечего терять, она становится страшной силой. Моей героине терять было нечего».

И с этим трудно не согласиться, но героиня Ароновой – едва ли не главное украшение фильма. Бочкарёва получилась в меру жестокой, любящей дисциплину и свою Родину, командиршей, при этом сохранившей человеческие качества и, к моменту отправления девушек на фронт, ставшей им второй матерью (в одном эпизоде картины к ней так и обращаются – «мама»). При том, что главная героиня в фильме не она. По заявлению создателей, в ленте нет главного героя, есть только батальон, но даже несмотря на это, индивидуальность многих персонажей отнюдь не вычеркнута из сюжета для подчинения коллективной задаче. Наоборот – к моменту отправки на фронт и дальнейшей бойни к основным действующим лицам батальона начинаешь проявлять симпатию. Они человечны, интересны и по ходу фильма эволюционируют, оттого смотреть на участь многих из них еще тяжелее.

Техническая сторона картины тоже на очень приличном уровне, даже невзирая на то, что первая половина фильма довольно статична и посвящена тренировкам и становлению батальона. Санкт-Петербург (по тем временам — Петроград) показан очень интересно и атмосферно. Музыка не сильно запоминается, но отлично дополняет визуальный ряд. Отдельного упоминания достойны костюмы, отлично сделанные и детализированные. Правда, немного подкачала операторская работа, иногда напоминающая телестандарт, что для просмотра в кинотеатре не очень хорошо. Фильму вполне свойственно внимание к мелочам, и со своей главной задачей – пробудить в жителях страны патриотизм – он справляется, а выход аккурат ко Дню защитника отечества и затем к Восьмому марта сильно поможет привести людей на просмотр в кинозалы. По сравнению с недавним, но уже отгремевшим «Сталинградом» фильм более драматический, и по итогам, пожалуй, принесет куда больше пользы и знаний зрителю; но его возрастное ограничение «12+» не совсем соответствует действительности: под конец фильм становится действительно жестоким и даже кровавым, что после недавнего ужесточения выдачи прокатных удостоверений зарубежным лентам и присуждения более строгого возрастного ценза многим голливудским картинам выглядит неким лицемерием министерства культуры.

Arina_Yshenkova_22

Свою ложку дёгтя во вполне себе хорошую бочку годного мёда вносит монтаж. Как перед пресс-показом заявил продюсер фильма Фёдор Бондарчук, изначально снимался четырёхсерийный проект для «Первого канала», который впоследствии был смонтирован в полнометражную ленту для кинопроката. К сожалению, данная практика становится всё более и более распространённой в отечественном кинематографе, и это воистину ужасно, а в данном случае еще и кощунственно. Возможно, имеет даже больше смысла дождаться оригинальной, некастрированной версии, которая через некоторое время выйдет на телевидении, нежели смотреть сильно обрезанный вариант в кинотеатре. Однако ради эпичных военных сцен и атмосферы в целом стоит найти время и деньги на просмотр именно в кинозале. Конечно, иногда сильно чувствуются неровности монтажа, и это особенно ощутимо в самом конце, но даже в таком виде фильм вполне самодостаточен и имеет право на существование. А режиссерскую версию на четыре серии можно интереса ради оценить и позже.

В год 70-летнего юбилея Великой победы крайне радостно видеть, что российская киноиндустрия наконец-то активизировалась, и вместо пошлых несмешных комедий снимаются масштабные военные патриотические фильмы. И еще радостней, что эта линейка началась с достойного и качественного «Батальона». Непафосный и увлекательный, хорошо продуманный и сыгранный фильм – лучший выбор для просмотра на уик-энде своего выхода, тем более в патриотичный праздник Дня защитника отечества.

Текст: Никита Куприянов

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ