Пеплум: в поисках библейских истин

16 декабря 2014, 19:35

2015 год в прямом смысле этого слова «откроет» новая зрелищная киноэпопея Ридли Скотта «Исход: Цари и Боги».

Фильм снят по одному из библейских сказаний о пророке Моисее, спасшем еврейский народ. Принимая эстафету у Даррена Аронофски, Скотт обращается к религиозной тематике и жанру «пеплум», в котором он, как никто другой, чувствует себя как рыба в воде.

Жанр пеплум, или монументализм, отличается размахом, внушительным бюджетом, многочисленной массовкой и обилием панорамных сцен. Когда зритель смотрит фильм, у него создается ощущение причастности к чему-то великому, масштабному, незабываемому. Это как оказаться на решающем матче сборной или на концерте легендарного  исполнителя: захватывает дух, и напряжение сохраняется до самых последних минут.  Неотъемлемыми чертами жанра являются историческая или библейская тематика, известный всему миру за свои подвиги герой. Подобные картины максимально точно воссоздают атмосферу и обстановку прошедшей эпохи, акцентируя при помощи панорамных съемок внимание зрителя не на частном, а на общем.

Пеплум (от лат. peplum, от греч. peplos) – женская верхняя одежда без рукавов, надеваемая поверх туники; платье, представлявшее даму в более выгодном свете. На английском данное обозначение жанра исторического кино звучит следующим образом:  sword-and-sandal epic. Зарождается этот жанр кинематографа в начале XX века в Италии. В то время эпические картины, действие которых разворачивалось в Древнем Риме, были направлены на усиление патриотических настроений и формирование религиозных ценностей в разрозненном обществе. Вышедшая в 1912 году картина Энрико Гуаццони «Камо грядеши?» рассказывала о времени правления римского императора Нерона (54-68 гг.) и жизни первых христиан римской общины. Даже слоган ленты подчеркивал ее масштабность: «See This Gorgeous $150,000 Production». Хронометраж картины составлял около двух часов, на тот момент она была самой продолжительной в американском прокате. Так Гуаццони положил начало эпохе развития историко-мифологического течения в кино. Спустя год Марио Казерини снимет «Последние дни Помпеи», а за ними последует кинолента «Кабирия» Джованни Пастроне. Одна из самых дорогих картин мирового кинопроката начала XX века рассказывала о времени Второй пунической войны. О премьере кинофильма знал весь Рим: над столицей четыре раза описал круг летчик Джованни Виднер, осыпая город афишами «Кабирии». Ее главный герой,  Мачисте, стал со временем хрестоматийным, так как за первым фильмом последовал целый цикл историй про раба-великана. Особую культурную ценность киноленте придали ремарки, написанные известным итальянским писателем Габриэле д’Аннунцио.

"Камо грядеши"

«Камо грядеши»

Предвестником жанра также считают «Нетерпимость» Дэвида Уорка Гриффита. Картина разделена на четыре новеллы, объединенные темой «борьбы любви с нетерпимостью»:

1. Древняя Иудея (распятие Христа);

2. Вавилон (гибель царя Валтасара);

3. Франция (1572г. – ночь святого Варфоломея);

4. Америка (1914г. – осуждение невинного за убийство).

Впервые в истории режиссер соединяет сцены не в пространстве или времени, а с точки зрения отношения их к общей теме, их можно сопоставить только логически.

Для сцены пира Валтасара были сооружены самые грандиозные для того периода декорации с использованием египетских барельефов, изображений индийских божеств и ассирийских тельцов. Трансформируя язык классической литературы, Гриффит разработал новый «язык кино», которым до сих пор пользуются ведущие кинематографисты.

Основные принципы работы Гриффита:

—        акцент на эмоциях зрителя;

—        поэтизация положительных героев;

—        особое внимание к монтажу картины (чаще использование перекрестного монтажа);

—        фотографическая выразительность;

—        использование доступных спецэффектов;

—        дробление целостных сцен.

"Нетерпимость"

«Нетерпимость»

В «Нетерпимости» режиссер особенно часто использует кадры отдельных деталей лиц актеров так, что смотрящий буквально устанавливает зрительный контакт с актером. Он прибегает к приему ретроспекции (обращение к прошлому) и приему рассказа в рассказе в том случае, когда авторская позиция отличается от мнения героев. Гриффит нашел способ объединить сюжеты нехронологического порядка в единое целое, о чем ранее режиссеры и не догадывались – в этом просто не было нужды. Одной из ключевых работ в развитии жанра пеплум киноведы называют «Десять заповедей» Сесила Блаунта де Милля, снятую в 1923 году. Удивительно, но спустя 30 лет режиссер переснял собственный фильм, увеличив бюджет картины. Известный своими консервативно-христианскими убеждениями Милль возглавил производство масштабных эпосов в Голливуде. Похожая судьба ожидала и картину «Бен-Гур». Снятый в 1925 году Фредом Нибло, фильм включал в себя впечатляющую батальную сцену на морских просторах и крупномасштабные погони на колесницах. В 1959 году картину переснял Уильям Уайлер, она завоевала 11 премий «Оскар». В 1963 году лента «Клеопатра» Джозефа Лео Манкевича потерпела фиаско, после чего пеплум как жанр начал постепенно вытесняться из мирового кинопроизводства. Главная роль досталась Элизабет Тейлор, но даже ей не удалось спасти картину. И зрители, и критики приняли «Клеопатру» более чем холодно. По прошествии одного года режиссер Энтони Мэнн выпускает на экраны фильм «Падение римской империи», главные роли в котором исполнили Софи Лорен и Омар Шариф. Фильм условно принято считать последней опорной точкой заката эпического религиозного кино.

Начиная с 2000х гг. на жанр пеплум стали снова обращать внимание. Особенно преуспели уже вышеупомянутый Ридли Скотт со своим «Гладиатором» и Вольфган Петерсен с фильмом «Троя». Однако картины все еще не могли похвастаться  масштабностью и визуальными эффектами, которых в действительности требует исторический жанр. В 2014 году, подобно Великому потопу, на мир обрушился блокбастер «Ной» Даррена Аронофски, запустив новую волну фильмов с библейским сюжетом. А все почему? Средства и технологии стали давать возможность снимать детально проработанные экшн-сцены катастроф, битв и сражений, реалистично воссоздавать окружающую обстановку и костюмы, и все это еще и в 3D!

"Троя"

«Троя»

К 2014 году создатели мирового кино осознали одну простую истину: в Библии масса увлекательнейших сюжетов, за которые не нужно платить правообладателям.

Текст: Дарья Седова

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ