Паганини: Скрипач дьявола

28 ноября 2013, 01:48

28 ноября в широкий прокат выходит биографическая драма Бернарда Роуза «Паганини: Скрипач Дьявола». Роль итальянского маэстро исполнил немецкий скрипач-виртуоз Дэвид Гаррет. В основе сюжета – сделка с дьяволом, любовь красавицы, гибель порочного гения и музыка, музыка, музыка…

Для британского режиссёра Бернарда Роуза фильм о Паганини – уже второй опыт байопика, о жизни композитора: десять лет назад он снял, вероятно, лучший свой фильм «Бессмертная возлюбленная», посвящённый трагической судьбе Людвига Ван Бетховена. Бессмертие – любимая тема Роуза, будь то фильм ужасов о неуязвимом чернокожем маньяке «Кэндимэн» (1992), мрачная сказка «Бумажный дом» (1988) – о вечной жизни в мире детства – или экранизация жизни бессмертного Бетховена. Главным достоинством «Бессмертной возлюбленной» стал не столько сюжет, сколько игра гениального Гэри Олдмена, внешне ни капли не похожего на Бетховена, но сумевшего передать сложный характер немецкого классика великолепной актёрской техникой, в том числе – профессиональной игрой на фортепиано (все партии в фильме Олдмен исполнял сам).

Кадры из фильма "Бессмертная возлюбленная"

Кадры из фильма «Бессмертная возлюбленная»

Чем привлекательны биографические фильмы о композиторах? В первую очередь – изобилием леденящих душу тайн и легенд, которые окутывают жизнь и смерть музыкальных гениев. Достаточно вспомнить знаменитый фильм Милоша Формана «Амадей» (1984), в основе которого – миф о том, как «покровитель Ордена Посредственностей» Сальери губит избранного Богом Моцарта. В 1989 году Клаус Кински снял свою экранизацию жизни Паганини и сыграл в ней главного героя. Известный по роли Носферату («Носферату – ужас ночи», 1979), Кински  наделил вампирскими чертами самого Паганини: композитор в его исполнении больше похож на зверя или демона, чем на человека. Лишь трогательная любовь Паганини к сыну помогает убедиться, что перед нами человек, а не выходец из преисподней.

Кадры из фильма "Амадей"

Кадры из фильма «Амадей»

Идею Кински о демонической натуре Паганини поддержал и Бернард Роуз, решивший украсить и без того таинственную биографию легендой о продаже души дьяволу. В его фильме присутствуют основные компоненты биографических фильмов о композиторах: тяжёлое детство, страсть к музыке, любовь красавицы, конфликт гения и толпы, долги, болезнь, предсмертный шедевр и сама смерть – в забвении и нищете. По всем прогнозам картина должна была стать серьёзным событием уходящего года. Но – увы! – не стала.

Кадры из фильма "Паганини: Скрипка дьявола"

Кадры из фильма «Паганини: Скрипка дьявола»

Для экранизации жизни великого итальянского композитора Роуз выбрал на главную роль не актёра, а музыканта – и совершил ошибку. Дэвиду Гаррету блестяще удалось сыграть Дэвида Гаррета, но не Паганини. Слабая актёрская игра и абсолютное отсутствие портретного сходства не позволили передать демонический характер, бешеную энергетику и неповторимую харизму великого итальянца. Даже замечательные актёрские работы  Джареда Харриса в роли дьявола и Кристиана МакКэя, исполнившего роль антрепренёра, не смогли спасти картину.

paganini_skripach_dyavola

Продюсерские амбиции Гаррета также не пошли фильму на пользу. На пресс-конференции скрипач признался, что скрупулёзно сверял все исторические реалии, вплоть до материала скрипичных струн. Погоня за доскональной точностью мельчайших, заметных только ему одному, деталей, помешали сосредоточиться на сюжете. Основные события в жизни Паганини – отношения с тираном отцом, игра на одной струне, любовь к сыну, смерть без отпевания – выглядят настолько схематичными, что напоминают скорее экранизацию статьи из Википедии. В фильме нет никакого развития, есть лишь многократное повторение одной и той же схемы: игра на скрипке – пьянство и карты – женщины – наркотики – болезнь. Дьявол – как правило, харизматичный и изобретательный на проделки персонаж – в течение всего фильма занят тем, что всюду уныло следует за Паганини и без особого энтузиазма пытается его образумить.

paganini_skripach_dyavola

Кадры из фильма «Паганини: Скрипач дьявола»

Кадры из фильма "Паганини: Скрипач дьявола"

Кадры из фильма «Паганини: Скрипач дьявола»

Кадры из фильма "Паганини: Скрипка дьявола"

Кадры из фильма «Паганини: Скрипка дьявола»

Удивительно, что даже музыка великого итальянского скрипача оказалась бессильна. Технически игра Гаррета на скрипке виртуозна и на живом выступлении музыканту удаётся зажечь слушателя. Однако в кино требуется не техническая, а эмоциональная виртуозность, демоническая страсть, которую блистательно демонстрировали Гэри Олдмен и Клаус Кински, и которой начисто лишён Дэвид Гаррет. Пожалуй, единственным плюсом картины можно считать мастерски переданную атмосферу Лондона – бездушного, серого и скучного города,  отражающего суть  самого фильма о Паганини.

Фото: kinopoisk.ru

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ