«Отмель»: Ода жизни

7 июля 2016, 08:30

Несмотря на то, что «Отмель» позиционирует себя как хоррор на выживание, в котором привлекательная главная героиня в исполнении Блейк Лайвли оказывается вынуждена вступить в неравный бой с гигантской и очень прожорливой акулой, это в первую очередь фильм о преодолении своих внутренних страхов. Не всегда ровный по части сюжета, но все же убедительный манифест, призывающий бороться за жизнь до последнего вздоха.

Американка Нэнси (Блейк Лайвли), пребывающая в состоянии затяжной депрессии, приезжает на один из уединенных пляжей в Мексике, чтобы заняться серфингом. В этом скрытом от посторонних глаз райском месте любила останавливаться ее умершая от рака мама, потеря которой очень тяжело далась Нэнси: девушка бросила учебу в медицинском университете, поссорившись из-за этого с отцом, после чего отправилась в «свободное плавание». Вдали от привычной городской среды Нэнси надеется обрести душевный покой, отдавшись своему природному началу. Палящее солнце над головой, мягкий песок под ногами и бушующие волны перед глазами… Для полного «счастья» не хватает только огромной и агрессивно настроенной акулы, обитающей в водах лагуны. Заплыв на доске оборачивается для Нэнси игрой в «кошки-мышки»: прожорливый хищник загоняет несчастную жертву на выпирающий из воды камень, расположенный поблизости со спасательным буем, добраться до которого можно лишь минуя кровожадного подводного убийцу. У Нэнси есть всего несколько часов до начала прилива, поэтому действовать нужно немедля…

Кадр из фильма "Отмель"

Кадр из фильма «Отмель»

Чем может удивить, казалось бы, приевшаяся история из серии «выживание в экстремальных условиях»? Ведь так называемых сурвайвл-хорроров снято не один десяток, каждый из которых по-своему уникален. Если «Замерзшие» (2010) Адама Грина брали своей исключительной реалистичностью, то, скажем, «Схватка» (2011) Джо Карнахана ставила перед собой задачу приоткрыть завесу первобытного страха посредством демонстрации пугающих пейзажей заснеженных лесов дикой Аляски. Разумеется, «Отмель» – случай совершенно из другой оперы. И не только потому, что одним из центральных персонажей картины выступает гигантская акула-убийца. Нет, это далеко не прославленные «Челюсти» (1975) Стивена Спилберга (кто бы, спрашивается, сомневался). Но и не безобразные со всех сторон «Цунами 3D» (2011) или «Акулий торнадо» (2013), ознакомившись с которыми единожды, знающий себе цену зритель больше никогда в жизни не рискнет к ним притронуться. Более того, сюжетно «Отмель» тяготеет, скорее, к обласканной критиками «Гравитации» (2013) Альфонсо Куарона, нежели к «Открытому морю» (2003), наиболее успешному представителю низкобюджетных триллеров про нападение акул.

Кадр из фильма "Отмель"

Кадр из фильма «Отмель»

Завязка фильма предполагает, что дальнейшие события будут развиваться без каких-либо «лирических отступлений», придерживаясь четко установленных жанром правил. Однако на определенном этапе сюжета происходит небольшая композиционная инверсия, которая несет за собой как положительные, так и отрицательные оттенки. Как ни странно, «Отмель» лишь пытается казаться триллером на выживание. На деле же – это чистой воды психологическая драма о преодолении своих внутренних страхов, лежащих глубоко в недрах подсознания. Акула здесь олицетворяет те жизненные проблемы, которые свалились на хрупкие плечи главной героини. Девушка не видит смысла в своем существовании, потеря матери сильно сказалась на ее психике. И только страх перед смертью помогает Нэнси понять, что за жизнь стоит бороться. Главное – не отступать, никогда и ни перед чем! Параллельно с этим на экране разворачивается самая настоящая битва титанов, которой позавидовали бы даже герои «Моби Дика». Фильм снят достаточно зрелищно (слоу-моушн и перекушенные напополам человеческие тела прилагаются) и при хорошем расположении духа в нем можно разглядеть черты, присущие блокбастеру.

Кадр из фильма "Отмель"

Кадр из фильма «Отмель»

Собственно, именно в этом и кроется заслуга постановщика картины Хауме Кольет-Серры, решившего абстрагироваться от шаблонных боевиков с Лиамом Нисоном и поработать над созданием столь специфического по своей жанровой эссенции проекта. Режиссеру удалось преобразить рядовой акулий-ужастик, придав ему увлекательное повествование и насыщенный визуальный ряд. Найдется в «Отмели» и парочка особенно жестоких сцен, способных вызвать мурашки по телу. Шокировать, скорее всего, они не шокируют, но аппетит наверняка отобьют. Не будем забывать, что прежде Кольет-Серре уже приходилось иметь дело с триллерами, среди которых ремейк «Дома восковых фигур» (2005) и «Дитя тьмы» (2009).

Кадр из фильма "Отмель"

Кадр из фильма «Отмель»

Не бывает худа без добра и добра без худа. Драматургический подход «Отмели» оставляет желать лучшего: все происходящее с Нэнси в пределах лагуны выстреливает с переменным успехом. Сценарий выстроен таким образом, что при переходе от одного важного драматического момента фильма к другому теряется связующая их нить повествования. В особенности это касается «семейной» драм-линии (конфликт отцов и детей и т.п.), ввинченной в основной сюжет от балды. Что говорится, с миру по нитке. Желание создателей охватить «все и сразу» вылилось в невыразительный и бесчувственный финал, и, как это часто бывает, отведенного фильму хронометража в 90 минут оказалось попросту недостаточно.

Кадр из фильма "Отмель"

Кадр из фильма «Отмель»

Вне всякого сомнения, одной из главных причин, по которым стоит увидеть «Отмель», является исполнительница роли Нэнси – Блейк Лайвли. Да-да, та самая, что приходится женой всеми любимому Райану «Дэдпулу» Рейнольдсу. Будто бы сошедшая со страниц популярного американского журнала Sports Illustrated, который освещает моделей в купальниках, 28-летняя актриса не стесняется демонстрировать свои выдающиеся… актерские данные! Сексапильность Лайвли не знает границ, но кто бы мог подумать, что в «Отмели» ей удастся выдать, пожалуй, свой лучший перформанс со времен нашумевшего «Города воров» (2010) Бена Аффлека. Театр одного актера сделал свое дело: звезда сериала «Сплетница» (2007-2012) предстала перед зрителями в абсолютно нетипичном для нее амплуа.

Кадр из фильма "Отмель"

Кадр из фильма «Отмель»

Не отнять у «Отмели» и впечатляющих пейзажей, которые всегда вовремя попадали в объектив кинокамеры небезызвестного испанского оператора Флавио Мартинеса Лабиано («Временная петля»), когда тот не был занят съемками полураздетой Блейк Лайвли. Не последнюю роль сыграл и саундтрек, написанный двукратным номинантом на премию «Оскар» Марко Белтрами («Повелитель бури»). Музыка поддерживала царившее по ту сторону экрана напряжение, не переставая нагнетать атмосферу и тем самым повышая уровень саспенса.

Приятно осознавать, что «Отмель» не опускается до уровня отбитого хоррор-трэша вроде каких-нибудь «Пираний 3D» (2010), радуя красивыми натурными съемками и находчивыми визуальными решениями. Да, фильм не всегда решителен, когда дело касается сюжетных откровений, но как баллада о жизни и смерти – справляется вполне на ура. Не говоря уже о Блейк Лайвли в купальнике на первом плане. Подобное сочетание несочетаемого позволяет отнести «Отмель» к тому редкому числу крепких триллеров про акул, которыми нынче не так уж часто кормит зрителей Голливуд.

О3656

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Текст: Влад Горбачёв

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ