Остерегайся «Багрового пика»

15 октября 2015, 15:24

На прошлой неделе Гильермо дель Торо исполнился 51 год, и тогда «365» пересмотрел его лучшие фильмы, чтобы понять особенность его режиссерского мастерства. Сегодня снова есть повод вспомнить дель Торо: в российском прокате выходит долгожданный готический хоррор – «Багровый пик», после просмотра которого понимаешь, почему же в рамках рекламной компании его определили как «самый шедевральный» фильм режиссера.

По сюжету Эдит Кушинг рано лишается матери, и это дает ей уникальную способность видеть призраков. Позже, когда Эдит вырастает и становится привлекательной, но чудной для светского общества девушкой (подумать только: женщина – но пишет не любовные романы, а романы о призраках, возмутительно!), в город приезжает английский баронет Томас Шарп. Эдит влюбляется в Шарпа, узнав в нем такого же мечтателя, как и она сама. Их отношения стремительно развиваются, и после свадьбы супруги уезжают в английское поместье Аррендейл. Все бы хорошо, но особняк разваливается, а у Томаса еще есть ревнивая и холодная сестра Люсиль, с которой Эдит никак не может найти общий язык. Чтобы разгадать все загадки таинственного дома Шарпов, Эдит на помощь приходит ее дар общения с призраками, которые настойчиво хотят её о чем-то предупредить.

Кадр из фильма "Багровый пик"

Кадр из фильма «Багровый пик»

В одном из интервью дель Торо рассказал, что его новая картина возрождает «незаслуженно забытый жанр» — готическую сказку, которую режиссёр любит с детства. Для зрителя подобный жанр интересен в первую очередь тем, что фильмов подобного рода выпускается сравнительно мало. Согласитесь, сейчас про космос фильмов выходит больше, чем про готические особняки. А собственно фильмы ужасов стали чем-то, что призвано щекотать нервы так сильно, чтобы человек потом спать не мог без света и непроизвольно дергался при скрипе двери. Ужасы Гильермо дель Торо в этом смысле уникальны, потому что, по его мысли, страх должен быть красивым. Можно сказать, что готика как стиль идеально подходит этому режиссёру, который умеет показать эстетику мрачного и потустороннего мира. Поэтому его кино не одарит нас нервным тиком, но даст визуально насладиться.

Кадр из фильма "Багровый пик"

Кадр из фильма «Багровый пик»

«Багровый пик» — это настоящее произведение искусства, где каждый кадр может быть полноценной картиной. Визуальная сторона фильма продумана до мелочей: так, особняк Шарпов полностью строился в натуральную величину в Торонто, и красная глина на самом деле вытекала из-под половиц дома у актёров под ногами. Костюмы каждого персонажа идеально вписываются в обстановку, которая символично обыграна. Например, цветовая гамма первой части фильма, где действие происходит в Америке, преимущественно теплых, желто-золотистых оттенков, а вторая часть, где герои уже в Англии, насыщена холодными, темными цветами. Призраки в фильме выглядят и отталкивающе, и завораживающе одновременно: вроде бы, это застигнутые в момент разложения тела, но контур их очертаний так изящно прорисован, что глаз не оторвать.

История Эдит представляется как сюжет книги, которую она, в конце концов, написала. Как и в «Лабиринте фавна», здесь происходит игра со зрителем: на самом ли деле происходят события повествования? Сама Эдит еще в начале фильма говорит о том, что призраки – это метафоры, а вот являются ли они таковыми в доме Шарпов? Исчерпывающе на эти вопросы ответить нельзя, потому как Гильермо дель Торо предлагает окунуться в загадочный мир романа Эдит Кушинг (а точнее, в его собственный) полностью, оставляя простор для дальнейших интерпретаций. Лично я близка к тому, чтобы трактовать эту готическую сказку, как она есть, та или иная визуализированная метафора есть прежде всего идея, а визуальное ее воплощение в данном случае отбрасывать совсем не хочется. Оно, во-первых, очень красиво, а сухой аналитический подход эту красоту разрушит.

Кадр из фильма "Багровый пик"

Кадр из фильма «Багровый пик»

Продолжая разговор о единстве, стоит сказать, что главные герои истории совершенно не делятся на хороших и плохих. Однозначность их характеров и поступков заставила бы всю картину потускнеть. Если говорить о персонажах подробней, то следует отметить то, что дель Торо отдельно работал с каждым актёром, заранее выдавая ему написанную биографию героя. С Томом Хиддлстоном пришлось заняться отдельно, потому как изначально на роль Томаса Шарпа рассматривался Бенедикт Камбербэтч. Но в ходе подготовки фильма Камбербэтч снялся с проекта, и его место занял Хиддлстон. По признанию самого режиссёра, Том Хиддлстон, знакомый нам по персонажу Локи из экранизации комиксов Marvel, сделал своего персонажа более мягким, чем задумывалось. Томас Шарп – это элегантный, умный и противоречивый молодой человек, которому есть, что скрывать. Несмотря на внешнюю закрытость, в нем то и дело прорывается живое, подлинное чувство, и обаянию этого персонажа невозможно не поддаться.

Сестру Томаса, Люсиль, несмотря на однозначно дурные поступки и тягу к крайней жестокости, отрицательным персонажем тоже не назовешь. Она творчески одарена, у нее есть воображение и цепкость ума, но загадочное прошлое сломало её. Роль Люсиль досталась Джессике Честейн, которая может быть знакома зрителю по фильмам «Интерстеллар» и «Марсианин». Сама Честейн об этой роли отзывается с восторгом, говоря о том, что каждый поступок Люсиль продиктован прежде всего любовью.

Кадр из фильма "Багровый пик"

Кадр из фильма «Багровый пик»

Эдит Кушинг, которой предстоит разгадать загадки дома Шарпов, сыграла Миа Васиковска, известная по роли Алисы в фильме Тима Бёртона 2010 года. Эдит – мечтательница, лишенная при этом смелости и решительности. Ее душевная щедрость и теплота во многом сильно влияет на Томаса Шарпа, преображая его. Стоит отметить, что Эдит и сама преображается – из наивной и немного мнительной девушки, к концу фильма героиня готова на всё ради спасения.

Любопытными являются образы насекомых, которые проходят через весь фильм. Эдит ассоциируется с хрупкой бабочкой, попавшей в ловушку, и именно поэтому ее платье в стенах особняка Аррендейл – черно-желтое, как крылья той бабочки, которую съедают муравьи в начале фильма. Люсиль – это олицетворение черного мотылька, лишенного красоты, живущего во мраке и сырости. Мрак и сырость – это родовое поместье, в котором Люсиль живет с рождения и органично в него вписывается в своем обтягивающем темном платье. Сам дом Шарпов кишит насекомыми: целые стены заполнены дрожащими мотыльками, рисунок бабочек на обоях, мухи лежат на туалетном столике. Насекомые, с одной стороны, напрямую связаны с главными героинями, подчеркивая их противоположность, а с другой – обилие насекомых говорит о загадочности того места, в которое попала Эдит.

Кадр из фильма "Багровый пик"

Кадр из фильма «Багровый пик»

Не обошлось в этом фильме дель Торо и без жестокости: хруст костей, звук рвущейся кожи, льющаяся кровь — тут этого достаточно, поэтому за сеанс вздрогнете не один раз. С  другой стороны, должно же как-то объясняться возрастное ограничение 18+?..

«Багровый пик» — однозначно рекомендованная к просмотру картина Гильермо дель Торо. Она может понравиться поклонникам «Лабиринта фавна», потому что здесь, несмотря на иной сюжет и стиль, прослеживаются те же темы и соблюдена та же гармония между красотой и смыслом. Фильм смогут оценить также поклонники наследия готической прозы (от Хораса Уолпола до Эдгара Аллана По) и любители викторианской эпохи. Если же отходить от индивидуальных предпочтений, то «Багровый пик» придется по сердцу всем мечтателям и ценителям хорошего кино.

Текст: Татьяна Швалёва

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ