Пожалуй, именно здесь Хоффман появился в более-менее заметной роли. Он играет запоминающегося, аристократичного и важного ученика дорого университета, по совместительству – друга главного героя, влипшего в большие неприятности со своим директором и получившего в качестве работы присмотр за отставным и незрячим полковником в исполнении Аль Пачино, забравшего весь фильм.
Под руководством Стивена Спилберга, Ян де Бонт снял зрелищное и, не оправдав шикарные спецэффекты, довольно мрачное, скучное и непоследовательное кино. Единственное, что изредка оживляет нависшую в двухчасовом хронометраже скуку – экспрессивный и сверхактивный герой Хоффмана. Генерирующиеся на ходу смешные и не очень шутки хоть как-то заполняют нагромождённую де Бонтом пустоту.
Главную роль в жизни Хоффмана сыграл Пол Томас Андерсон – именно он «приютил» его в «Роковую восьмерку» и приглашал во все свои фильмы, кроме «Нефти». «Ночи в стиле буги» — второй и наиболее точно обрисовывающий стиль Андерсона трехчасовой автобиографичный эпик о порно-индустрии. Филипу отведена небольшая роль гомосексуалиста-оператора, мелькающего от момента к моменту, но, как бы банально это не звучало, те секундные появления Хоффмана в кадре запоминаются не меньше блистающего Дирка Дигглера в исполнении Марка Уолберга.
Притча братьев Коэнов о вреде денег и многом другом – очередное их самодостаточное творение, не заслуживающее критики, просто потому, что это бессмысленно. Философия Чувака приелась к общественности настолько сильно, что некоторые киноманы вовсю исповедуют «дудаизм». Хоффман появляется, опять же, в эпизодах, но в фактурном и важном для истории образе.
Удивительное режиссерское отклонение Джоэла Шумахера с актёрскими гигантами во главе. Роберт де Ниро играет парализованного мужика, когда как Хоффман перевоплощается в бесстыдного трансвестита. Как уже можно догадаться, абсолютно разные, они находят общий язык и приходят к взаимной гармонии через когда-то не затеявшуюся дружбу. Талант де Ниро обсуждать нет смысла, а вот Хоффман, переодетый в женскую одежду и раскрашенный косметикой, может удостоиться особой похвалы: у него дар.
Не фильм, а фотография, сделанная Кэмероном Кроу во время путешествия во времени. Дань режиссера эпохе рок-музыки и сопутствующему миру разврата подарила Хоффману яркого персонажа – плывущего по течению журналиста и радио-ведущего на рок волне. Манерный и, словно отведавший всевозможные запретные плоды, он подкидывает юному мальчишке советы, впору годящиеся для людей лет на двадцать старше. Его не волнует ровным счётом ничего. Конечно, зачем, когда есть секс, наркотики и рок-н-ролл?
Байопик о Трумэне Капоте – величайшем американском писателе с крупным культурным наследием. Нетрудно догадаться, что главную роль отвели именно Хоффману, ссылаясь на его неземную одарённость и способность сыграть кого угодно. Филип удостоился премии «Оскар» за «Лучшую мужскую роль» и окончательно укрепил за собой звание самого важного актёра двадцать первого века.
Удивительно, но все фильмы этой франшизы разнятся в стиле и оформлении. Для Джей Джей Абрамса третья «Миссия» стала большим дебютом и проложила дорогу к «Звёздному пути». Особое внимание сосредоточено на динамике и злодее во плоти Хоффмана: сурового и неузнаваемого. Если первые две «Миссии» отдавали юмором и даже абсурдом (маски-шоу, например), то в триквеле реализм усиливается и Итан Хант оказывается под давлением героя Филипа: хладнокровного, смирного, беспощадного стратега, в чьем словаре нет слов «человеческая» и «жизнь».
«Мастер» ставит точку в обсуждении таланта Филипа окончательно. Дальше двигаться банально некуда. Актёр, в дуэте с пленительным Хоакином Фениксом, превосходит сам себя и на экране творится что-то не поддающееся объяснению. Сверхъестественная сила, не иначе. Хоффман играет Бога, Феникс – человека. Их диалоговая борьба выходит за рамки человеческого сознания. Пол Томас Андерсон признался, что сам не до конца понял свое произведение. И вы обдумывайте «Мастера» как хотите. Главное – смотрите.
Вечная щетина, взъерошенные, неаккуратные волосы, добрый взгляд – таким Филип Сеймур Хоффман запомнится зрителям навек. Смерть артистов «первого сорта» обычно шокирует и принуждает задуматься о следующем кинематографическом этапе, напрочь лишенного каких бы то ни было шансов на духовное существование. Знаменитости – тоже люди. Пороки есть у всех. Хоффман всю свою сознательную карьеру нуждался в поддержке. Он пытался, но нет. Мастер ушёл.