В ожидании церемонии вручения кинопремии «Оскар» 22 февраля, каждый из нас пытается предсказать результаты. Фильмов с прошлой премии вышло немало, но только лучшие из них удостоились стать номинантами. На памяти искушенных киноманов наверняка найдутся случаи действительно неожиданных побед. Кто знает, может и в этом году зрителей ждут сюрпризы?
Мало ли кто не гадает: премия существует уже почти век, и за это время академики своим выбором не раз удивляли как кинокритиков, так и любителей. Можно списать это на «они в кино больше смыслят, им виднее», но нельзя не заметить, что, несмотря на свою популярность, в последнее время «Оскар» часто подвергается критике. Как минимум один человек считает фигурки «Оскара» полным мусором: в 2000 году 55 статуэток Оскар были украдены в Лос-Анджелесе, а несколько месяцев спустя 52 из них были найдены в мусорном баке.
Наша «Москва слезам не верит» получила премию в 1979, что стало настоящей неожиданностью во времена обострения холодной войны. Сложно было игнорировать, что его посмотрели 100 млн. человек. Режиссёр-лауреат Владимир Меньшов не скрывал своего отношения к премии: «Есть группа интеллектуалов, берущая на себя право от имени всех судить, что хорошо, а что плохо». «Весь процесс выбора пристрастен и зависим от успеха картины. Аутсайдеры кассовых сборов редко номинируются и никогда не выигрывают», — говорил бывший член киноакадемии, кинокритик Роджер Эберт.
И правда, даже если заплатить каждому академику за его голос, прибыль, полученная от продажи кинобилетов и blue-ray дисков, покроет эти расходы. Популярность лауреатов «Оскар» возрастает до небес. Так было с «Жизнью Пи» с весьма необычным сюжетом на грани артхауса, успех которого специалисты прямо связывают с завоеванием «Оскара». После избрания картины «Артист» лауреатом премии, количество проданных билетов возросло на 41 %. Не обходится и без политики. Так что прежде чем гадать, давайте вспомним о ряде самых неожиданных побед.
1959 год. Лучший режиссер – Винсенте Минелли за фильм «Жижи» вместо Альфреда Хичкока за «Головокружение». Новаторский, смелый, культовый фильм гуру ужасов Альфреда Хичкока не получил ни одной номинации. Вместо него статуэтка досталась «Жижи», шаблонному мюзиклу, который больше никто не вспоминает. Ну а фильм «Головокружение» и по сей день цитируется и является пособием для начинающих режиссёров. Обидно, что Хичкок был номинирован 6 раз, но не получил ни одной статуэтки за режиссуру.
1977 год. Лучший фильм – «Рокки» вместо психологической драмы «Телесеть». История о судьбе боксёра больше понравилась академикам, чем картина, рассказывающая «правду» об Америке, фальшивой демократии, «грязном» телевидении и прочем обыденном.
1990 год. Лучший фильм – «Танцующий с волками» вместо «Славных парней» Мартина Скорсезе. 4-х часовой режиссерский дебют Кевина Костнера собрал 7 статуэток. В том числе и главную. Этот выбор был очень спорным, если учесть, что соперниками у Костнера были «Славные парни» Мартина Скорсезе, а «Перекресток Миллера» братьев Коэнов не попал даже в номинанты.
1995 год. Лучший режиссер – Роберт Земекис за «Форрест Гамп» вместо Квентина Тарантино за «Криминальное чтиво». Обе эти ленты идеальны. Оба режиссёра статуэтку заслужили. У Земекиса был размах, а у Тарантино – оригинальность. Решающим стал человеческий фактор — «Форрест Гамп» был патриотическим фильмом о США.
1999 год. Лучший фильм – «Влюблённый Шекспир» вместо «Спасти рядового Райана» или «Шоу Трумана». Не смотрите «Влюблённого Шекспира», если хотите посмотреть что-то, достойное «Оскара». Он не то что бы плох, но не достаточно хорош для категории «Лучший». В нем слишком много дешёвого юмора и исторических неточностей. «Оскар» определенно должен был достаться фильму «Спасти рядового Райана». Фильм демонстрировал ту сторону войны, которую не принято было показывать до этого в кино; совершил переворот, который поразил всех.
2003 год. Лучший фильм – «Чикаго». В 2003 году все прочили борьбу между фильмом «Пианист» Романа Полански и второй частью саги Питера Джексона – «Властелин колец: Две крепости». В крайнем случае «Бандам Нью-Йорка» Скорсезе. Но выбор в пользу экранизации чисто американского развлечения – мюзикла «Чикаго» – не понял никто.
2006 год. Лучший фильм – «Столкновение» вместо «Горбатой горы». В «Столкновении» рассказывается сложная история о межрасовых конфликтах. Фильм вышел в момент напряжённой этнической обстановки в США, поэтому картина, в которой мирятся афроамериканцы, арабы и мексиканцы, выиграла у «Горбатой горы», ленты о любви двух ковбоев-гомосексуалистов, впрочем, тоже довольно спорной. На данный момент в Соединённых штатах относительно спокойная обстановка среди расовых меньшинств, и многие начинают оспаривать художественные достоинства «Столкновения».
87-ая церемония вручения премии «Оскар» состоится 22 февраля в Лос-Анджелесе. Вести ее будет неподражаемый Нил Патрик-Харрис. Предлагаем вам насладиться зрелищем, но не пенять на выбор академиков. Зритель ценен наличием собственного мнения и восприятия, и мы-то знаем, что чтобы остаться в истории кино, золотым рыцарем обладать необязательно.
Текст: Елена Белова