Взяться за классику это всегда палка о двух концах. С одной стороны, вариант беспроигрышный, проверенный временем, с другой же стороны, небольшая неточность, непопадание в цель или особый взгляд режиссёра даже при добротной работе могут вызвать такую волну критики, что от фильма не останется и камня на камне. В кино тоже все почти как в спорте – выигрывает команда, а проигрывает тренер, в случае провала картины режиссёр пострадает больше других. Так вот, однажды режиссёру Брэду Андерсону попался в руки сценарий, написанный по мотивам одного из рассказов Эдгара Аллана По, про психиатрическую больницу. Брэд прикинул, и решил, что это ему по зубам; забегая вперёд, скажу, что правильно сделал, но сначала о фильме.
На дворе 1899 год, выпускник медицинского училища Эдварт Ньюгейт приезжает в психиатрическую больницу Стоунхерст, в надежде устроиться помощником главного врача и получить клиническую практику. Его с распростёртыми объятьями принимает доктор Силас Лэмб – глава медучреждения. Лэмб проводит экскурсию по больнице для молодого доктора, в ходе которой он знакомится с одной из пациенток – умопомрачительно красивой девушкой Элизой Грэйвз, как выясняется, в клинику её определили из-за агрессии к мужу, который надругался над ней. Эдварда удивляют методы доктора Лэмба – он не назначает транквилизаторы, не изолирует пациентов, не поливает их холодной водой и даже не заставляет насильно питаться умирающих от голода. Идея Лэмба состоит в том, что если поверить в пациента и отнестись к нему по-человечески, в нем просунутся его истинные качества, и он поправится. Гуманист, одним словом. Ночью Ньюгейт слышит странный шум, доносящийся из подвала, любопытство заставляет его спуститься вниз, чтобы выяснить, в чем дело. В казематах лечебницы он обнаруживает истинного главврача доктора Солтома и его подчинённых. Тот рассказал ему, что весь персонал клиники Стоунхерст захвачен сумасшедшими и удерживается в темнице, а власть находится в руках пациентов. Эдвард понимает, что надо что-то менять, но один он в поле не воин, поэтому решает взять Лэмба хитростью. Кроме того, доктор влюбляется в очаровательную, но загадочную Элизу Грэйвз, без помощи которой ему не справиться.
Проецируя сказанное во вступительном абзаце о взаимоотношениях кинематографистов с классикой на фильм «Обитель проклятых», стоит заметить, что драматизма по данному вопросу там высказано чересчур. Эдгар Аллан По, несомненно, является классиком мировой литературы, однако конкретный рассказ, на котором основан сценарий фильма, — едва ли. Это маленькое и никому не известное произведение, которое, слава богу, попало в умелые руки сценариста Джо Ганджеми. Автор сценария не работал над произведением, адаптируя его к картине, а скорее, взяв основную идею Эдгара Аллана По, создал собственное. У фильма есть два основных и весьма важных вопроса, которые сценарист поставил перед зрителем. Первый – может ли милосердие быть слепым и безграничным? Есть ли разумный предел благим намереньям? И второй – можем ли мы быть уверены в безумии других людей и ясности собственного рассудка? Для постановки подобных вопросов и ответов на них в фильме создано два персонажа: доктор Солт в исполнении Майкла Кейна и доктор Лэмб, блестяще исполненный Беном Кингсли. По ходу фильма персонажи в шахматном стиле отстаивают свои позиции, что заставляет зрителя в течение просмотра не раз менять точку зрения и предпочтения. Оригинальный ход сценариста, который не только не даёт заскучать эмоционально, но и предлагает пищу для размышлений философского характера.
Отнести фильм к одному из известных современному кинематографу жанров очень сложно: кроме исторического триллера, в фильм включены элементы мелодрамы, ужасов, комедии и драмы. Кроме того, стоит учесть, что по ходу фильма персонажи становятся совсем не теми, кем были в начале. Подобная чехарда и насыщенность жанров требуют детальной проработки, но стоит заметить, что все линии фильма переплетены в нужной пропорции, и просмотр проходит не только комфортно, но и интригующе.
Отдельно стоит сказать об атмосфере картины. Съёмки проводились в древних постройках готического стиля на территории Болгарии. Режиссёру и оператору отлично удалось передать мрачный дух «средневековой» психиатрической больницы. «Орудий» лечения 19-го века в реквизите съёмочной группы хватило с лихвой. Очень тонкая работа проведена и над эпизодическими персонажами, от яркого безумия которых становится местами не по себе. Больные выглядят крайне харизматично, вроде персонажей сказки о пиратах. Однако стоит отметить, что некий налёт мистики или ужасов совсем не относит фильм к одному из этих жанров. Сюжет отлично разбавлен юмором, любовной историей и детективными штрихами.
Для работы в фильме режиссёр и продюсеры привлекли крайне сильный актёрский состав. По словам самих актёров, их заинтриговал сценарий, так как поработать с материалом о психических расстройствах было очень интересно. Главную женскую роль Элизы Гривз исполнила Кейт Бекинсейл, актриса смогла передать многослойность своего образа, который сочетает аристократическую роскошь, свойственную героине в прошлой жизни, и текущую замкнутость, обусловленную принудительным лечением. Дует с Кейт дополнил Джим Стёрджесс, в роли молодого врача Эдварда Ньюгейта, он и внешне и согласно убеждениям напоминает Шарапова. Как ни странно, его персонаж — не самый яркий в фильме, и меркнет на фоне других, однако роль выпускника Оксфорда, задуманная для него режиссёром, выполнена органична. Отдельным особняком в фильме стоит противостояние Кингсли –Кейн. Актёры столкнулись в сложных психологических ролях и играют на эмоциях зрителя до самого концы. Не стоит дополнительно говорить, что оба великих мастера сыграли здорово. Еще один персонаж, ради которого стоит посмотреть фильм, создан Дэвидом Тьюлисом. Он исполнил роль главного смотрителя больницы, самого сумасшедшего, но, на мой взгляд, очень обаятельного маньяка-убийцу Микки Финна.
Фильм «Обитель проклятых» удался создателям, однако не стоит его относить к рангу культовых или вроде того. Это просто хорошее кино, от которого можно получить удовольствие, но не смотреть его второй раз. Фильм совмещает много жанров, что на сегодняшний день является стандартным коммерческим ходом, призванным расширить аудиторию. Это не грех, лишь бы смотрелось приятно, и он смотрится. Фильм адаптирован на широкую публику и должен понравиться разному зрителю, вне зависимости от жанровых предпочтений.