Победитель 72-го Венецианского кинофестиваля Лоренцо Вигас
Главный приз кинофестиваля, «Золотого льва», получил венесуэльский режиссер Лоренцо Вигас за лучший фильм года «Издалека» (другие варианты перевода — «Оттуда», «Извне»). Фильм изначально не считался фаворитом кинофестиваля. Это история Армандо, обеспеченного мужчины средних лет, который имеет странную тягу к тому, чтобы смотреть на обнаженные тела подростков. Однажды он встречает 17-летнего Элдера, лидера молодежной банды, и эта встреча меняет жизни обоих.
«Издалека» — лишь второй фильм Вигаса, и первый — полнометражный. Награду Вигасу вручил глава кинофестиваля, обладатель премии «Оскар» за фильм «Гравитация», мексиканский режиссер Альфонсо Куарон и президент смотра Паоло Баратта.
Кадр из фильма «Франкофония»
На главный приз кинофестиваля номинировалась 21 картина, при этом среди них была и работа российского режиссёра Александра Сокурова «Франкофония», также считавшаяся одним из претендентов на «Золотого льва». Но главного приза «Франкофония» так и не получила, зато была удостоена награды кинокритиков Европы и Средиземноморья Fedeora. «Фильм Сокурова — сложное кино, исследующее тему европейской культуры в привлекательной, хотя порой противоречивой поэтической манере», — обосновали свое решение критики. Картина рассказывает о том, как во время немецкой оккупации Парижа директор Лувра Жак Жожар спасал шедевры главного французского музея. Сокуров рассказал, что поначалу дирекция Лувра «с некоторой настороженностью» отнеслась к идее его фильма: она «показалась им несколько странноватой — показать Лувр во времена Второй мировой войны или, точнее, его спасение. Потом, наверное, сделали скидку, что все художники являются большими оригиналами и после небольшого раздумья позволили».
«Серебряного льва» за лучшую режиссуру получил аргентинец Пабло Траперо за фильм «Клан», основанный на реальных событиях. Он рассказывает историю о богатой аргентинской семье Пуччио, члены которой в 1980-х годах похищали соседей ради выкупа и совершали жестокие убийства ради денег.
Третья по значимости награда, Гран-При жюри, отошла Чарли Кауфману и Дюку Джонсону за кукольный мультфильм «Аномализа», повествующий о любви писателя Майкла и его поклонницы Лизы. По счастливой иронии судьбы, Лиза, одна из многочисленных поклонниц, встреченных Майклом в отеле, признается, что читала его книгу со словарем и тогда впервые узнала смысл слова «аномалия». Ее зовут Лиза, и Майкл в ответ ей каламбурит: «Аномализа». Лиза смущенно хихикает, она польщена. А Майкл начинает понимать, что совершенно случайно нашел женщину своей жизни. Вот такой, чуть пародийный, автопортрет в кино.
Жюри также отметило французского актера Фабриса Лукини за работу в фильме «Горностай» Кристиана Венсана. Он был удостоен «Кубка Вольпи» за лучшую мужскую роль. Аналогичная награда за лучшую женскую роль была вручена итальянке Валерии Голино, сыгравшей в картине Джузеппе М. Гаудино «Ради тебя».
Кадр из фильма «Горностай»
Картина Кристиана Венсана «Горностай» также получила награду за лучший сценарий.
Приза Марчелло Мастроянни за лучший актерский дебют был удостоен Авраам Атаах, сыгравший в картине «Безродные звери» режиссера Кэри Фукунага.
Кроме того, приз Луиджи Ди Лаурентиса за лучший дебют получила картина Брэли Корбета «Детство хозяина». Корбет также был назвал лучшим режиссером в секции «Горизонты», отвечающей за всевозможные эксперименты и поиск нового киноязыка.
В специальной конкурсной программе Venezia Classici, где демонстрируются отреставрированные версии старых фильмов, лучшим был назван фильм 1975 года итальянского режиссера Пьера Паоло Пазолини «Сало, или 120 дней Содома», который является вольной экранизацией романа «120 дней Содома» Маркиза де Сада.
Кадр из фильма «Девушка из Дании»
Приз Венецианского кинофестиваля «Голубой Лев» (Queer Lion), который является специальной наградой кинофестиваля, вручаемой с 2007 года лучшим фильмам, посвященным теме гомосексуальности и квир-культуры, получила транс-драма «Девушка из Дании» режиссера Тома Хупера. Жюри кинофестиваля отметило картину за «честное изображение темы гендерных ролей в браке и великолепную работу кинематографистов, которая поможет донести эту важную проблему до широкой аудитории«.
Режиссером картины выступил оскароносный Том Хупер, известный по картине «Король говорит». В основе «Девушки из Дании» лежит реальная история — это жизнь датского художника Эйнара Вегенера, который большую часть жизни прожил мужчиной, а потом, несколько раз попозировав для жены в женских одеждах, открыл в себе «женщину» и стал называться Лили Эльбе. Речь идет о транссексуале, который одним из первых в истории прибег к операции по перемене пола еще в конце 1930-х годов.
Текст: Анастасия Разина