О кинокомиксах как о новой мифологии 21 века

2 октября 2014, 14:16

Знакомство с античной культурой позволяет многое понять о способе восприятия мира и искусства людьми тысячи лет назад. Житель древней Греции сперва из устной традиции, а затем из произведений Гесиода, Гомера и прочих великих авторов, облекших в художественную форму мифы о богах и героях, узнавал историю развития мира, переходящую из одной легенды в другую. Древние греки благодаря своей культуре знали и верили, что Хаос породил Кроноса, от которого пошли Боги-олимпийцы, а затем возникли первые люди, мифы рассказывали о возникновении народов и городов. От Зевса родился Геракл, в подвигах и деяниях которого нашлось место и для юноши Приама, который восстановит разрушенный Гераклом город – Трою, которую затем в ходе развития общей легенды и великой хронологии будут 9 лет осаждать братья Агамемнон и Менелай и, наконец, на 10 год с помощью Ахиллеса город падет. Ахиллес убьет Гектора, его сын Неоптолем заберет Андромаху, супругу Гектора, к себе в плен, а юноша Эней успеет спастись из Трои и, преодолев множество странствий, доплывет до берегов Италии, где его потомки построят Вечный Город Рим.

Вся эта история, воплощенная и отраженная в сотнях литературных произведений, являет собой основу всей древней культуры, перекликаясь с религией и историей. Вся совокупность этих историй представляется некой мифологической вселенной, которая в некоторых моментах очень близко пересекается с реальностью, что не удивительно, ведь одной из функций этой мифологической вселенной было объяснение недоступных человеческому уму явлений. Вот гроза – то молнии мечет Зевс, Вот повезло на охоте – все благодаря Артемиде, а вот на войне погибло наше войско – Арес благоволил соперникам. И с помощью этой огромной религиозно-мифологической вселенной можно было объяснить и уяснить абсолютно все: от движения космических тел до малейших сомнений внутри самого человека.

Федерико Бароччи "Бегство Энея"

Федерико Бароччи «Бегство Энея»

Вся эта вселенная, существовавшая и разъяснявшая мир и историю, была жива в умах людей с самого зарождения античного мира и до его заката – до возвышения христианства на Земле. Если обратиться к той или иной хронологической дате в данной вымышленной вселенной, то мы увидим там элегантное переплетение десятков персонажей, их историй и родословных. Читая о Троянской войне, мы знаем, что Геракл уже был, а Эней еще не начал свой путь, мы знаем, что Одиссей еще не придумал взять город с помощью коня и долгие поиски Итаки ему еще предстоят. Дети, отцы, сестры, жены, любовники – все в этой вселенной переплетено, все взаимосвязано и все объяснимо. Каждый персонаж этой великой культурно-мифологической вселенной обладал набором личных качеств,  которые знали все и по которым все его судили и воспринимали. Ахиллес всегда и во всех трактовках античных авторов свиреп, непобедим и велик, Одиссей – хитер, Нестор – мудр и так далее.

Что же мы имеем в итоге? Некогда существовала и развивалась в рамках одной культуры великая история, переплетенная с реальным миром, но в то же время предстающая перед нами лишь в художественном воплощении поэтов и писателей. В этой мифологической вселенной существовали свои персонажи, истории которых знали абсолютно все; были канонические сюжеты, а были и новаторские переплетения двух ранее не встречавшихся героев, однако все уходило корнями в глубокую древность, и все это было овеяно религиозной тайной и магическим содержанием. Прошли века, и античность кажется уже невероятно далекой, временем из другой эры, которое никак не относится к настоящему. Однако и сегодня существует некая вселенная, в которой есть герои, своими силами превосходящие всех прочих людей, и пересечения с реальным миром, и сложное переплетение отношений героев, и даже некая попытка объяснить мир с помощью ярких образов, нравоучительных ситуаций и долгих сюжетов, из которых даже самый юный читатель сможет извлечь главные и простейшие истины.

Не вдаваясь в экзистенциальные подробности и анализ всеобщей истории человечества, лишь уясним для себя, что мир изменился благодаря тысячи факторов из миллионов сфер: от глобализации до психологии. Разумеется, бурно развиваться культура мира стала именно оттуда, из античности, и сегодня, беря ту эпоху за образец образцов, мы анализируем наш мир. 23 века назад юноши зачитывались похождениями Ахиллеса под стенами Трои, и на то была причина. На протяжении всей жизни людям нужны идеалы, и чем старше человек становится, тем более глубокими и прозрачными становятся его идеалы, в то время как пора юношества и взросления – время определения идеалов. И лучше всего в этом деле помогают простые характеры, отображающие гиперболизированную доброту, мудрость, хитрость и прочие первичные качества человека, смотря на которые мы определяем свои приоритеты. И после знакомства с подобным юноша решает, на кого он хотел бы быть похожим: на неистового Ахиллеса, властного Агамемнона или мудрого Нестора.

Якоб Йорданс "Одиссей в пещере Полифема"

Якоб Йорданс «Одиссей в пещере Полифема»

Сменились века, пронеслась эра, но люди остались все те же, и им все так же нужны мифы, им все так же нужны образцы, на которые можно равняться, и им все так же нужен выбор между категориями. Как бы нам того ни хотелось этого отрицать, но художественная литература больше не является доминантной областью по формированию неокрепших сознаний. Книги уступили пьедестал вспышкам простейшей информации, кадрам с действиями, быстрому событию, предсказуемой, но ожидаемой развязке, победе действия над мыслью. Огромную роль в формировании сознания молодежи 2010-ых годов играют комиксы, причем большей частью – их растиражированные и разрекламированные по всему миру киновоплощения, которые нескончаемым и качественно настроенным потоком производятся из года в год, формируя и наполняя внутреннюю вселенную.

И вновь мы имеем вымышленный мир, в котором имеются десятки крепко и элегантно переплетенных между собой историй, изредка стекающихся в одну глобальную и важную для дальнейшего развития общего сюжета, а затем вновь уходящих в свои русла. Мы вновь имеем великий спектр персонажей: от самых добродетельных до самых отвратительных, и великое множество наборов психологических характеристик, гиперболизировано выраженных в неких героях. Безусловно, кинокомиксы – культурный феномен, но его феноменальность заключается не в факте его существования и принятия аудиторией, а в плане удивительного культурного новообразования, подобного, выражаясь астрономическими терминами, черной дыре.

Черная дыра мира комиксов сегодня притягивает к себе все: самые крупные бюджеты, самый широкий прокат, самых лучших актеров и, разумеется, самое пристальное внимание аудитории. Когда-нибудь ученые обнаружат настоящую черную дыру в относительно безопасной удаленности от нашей планеты, и тогда встанет вопрос: «Опасна ли она для нас?». В культурологическом плане вопрос можно переиначить следующим образом: «Опасна ли для нас черная дыра комиксов?». Автор данной статьи полагает, что нет, кинокомиксы не несут в себе резко негативных аспектов. Не будем вспоминать Джеймса Холмса, который, вдохновившись Джокером из «Темного рыцаря», устроил массовое убийство на премьере нового фильма о Бэтмене: неокрепшую психику на выход из рамок способно подвинуть любой культурный шедевр, оказывающий сильное впечатление. Холмс мог наслушаться Руджеро Леонкавалло и пойти орудовать ножом, если бы опера доминировала в нашей культуре.

О влиянии невозможно судить объективно в виду обилия вероятностей субъективного восприятия, но можно попытаться объективно оценить, а способны ли комиксы дать хотя бы что-то полезное? Да, могут, ведь примитивные, но действенные и яркие образы, служащие образцами для подражания и отрицания, были действенны всегда.
И если через много лет некто великий скажет, что его в юношестве вдохновляла воля Эрика Леншерра, ум Рида Ричардса, харизма Тони Старка или мудрость Чарльза Ксавьера, то вряд ли кто-то его осудит. Ведь это все уже было, просто нам трудно быстро осознать, что основная сфера влияния сместилась.

В конце концов, комедии мы не оцениваем с точки зрения драмы.

Текст: Павел Костюк

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ