О кино и стереотипах

24 февраля 2015, 11:00

Пока русские пьют водку, сомалийцы играют в «пиратов Индийского океана», а японцы строят роботов, злобные арабы на пару с не менее злобными северокорейцами конструируют ядерную бомбу. Человечество под угрозой. Кто спасет всех? Только простые американские парни. Нет, это не описание нового американского боевика (хотя похоже на «Интервью») – это сложившиеся у нас стереотипы об определенных нациях.

С тех самых пор, как кинематограф утвердился в роли информационного источника, его волей-неволей используют в качестве распространителя стереотипов. Однако в этой статье мы рассмотрим не всем известные голливудские стереотипы о самоварах на МКС и молящихся на портрет Ким Чен Ына северокорейцах, а те стереотипы, которые кинематограф стран выработал у зрителя, выпустив свои фильмы в широкий прокат.

«Расёмон»

«Расёмон»

Начнем наш обзор с Японии. Мировую известность японский кинематограф получил только начиная с фильма «Расёмон» Акиры Куросавы в 1950 году. Куросава впервые показал всему миру, как много для японцев значит собственная честь, и как они готовы ее защищать, а также вывел в мировое кино философию японских самураев, затем посвятив этому ленты «Семь самураев» и «Телохранитель».

Потом заинтересовавшиеся Японией зрители открыли для себя режиссера Микио Нарусэ и фильм «Стон Горы». Здесь зрителями был сделан вывод о тесной связи их быта с народными традициями и даже природой и ландшафтом Японии, о некоторой холодности японцев и об их чувстве долга: если муж не любит свою жену, та, будучи принятой в семью, не может открыто обсуждать вопросы измены и тем более прекословить мужу или его родителям, а последние должны вмешаться в ситуацию только тогда, когда сочтут нужным.

Еще одним потрясшим весь мир фильм стала «Годзилла» 1954 года режиссера Исиро Хонда: это был один из первых японских ужастиков и один из первых фильмов, который в жанре фантастики интерпретировал ядерную катастрофу в городах Хиросима и Нагасаки. Японцы в «Годзилле» (и в последующих фильмах о монстре-мутанте), в свою очередь, демонстрируют растущую мощь своих научных кадров (вплоть до Робогодзиллы) и преданность родной стране.

«Годзилла»

«Годзилла»

Тонкость японского духа и в то же время его непоколебимую силу, способность к бунту в истинно японском стиле и сильнейшим порывам чувств показали миру фильмы «Голый остров» (1960), «Женщина в песках» (1963), «Эрос + убийство» (1969) и сильнейший фильм «Черный дождь» (1988) – все они в дальнейшем оказали ощутимое влияние на японский и мировой кинематограф и именно им мы обязаны сложившемуся и прижившемуся у нас образу японцев. Однако нельзя забывать про якудзу: японская мафия вошла в мировой обиход не только благодаря японо-американскому фильму «Якудза» 1974 года, но и стала известна благодаря череде громких криминальных дел международного масштаба в 70 – 80-х годах.

С Францией у нас ассоциируются чувственные драмы о любви или сложных жизненных ситуациях, или же легкие французские комедии. Отсюда сложный образ француза: это и человек, который легко может вскружить своей любовью чью угодно голову, и неунывающий простак, способный найти выход из любой ситуации, и серьезный, даже холодный человек, которому необходимо преодолеть определенные жизненные трудности после серьезной потери. Так как французский кинематограф – один из старейших в мире, стереотип о французе как таковом очень многогранен психологически. Если японцы отличаются от европейцев внешне, и стереотипное восприятие так или иначе срабатывает, то для того, чтобы дать зрителю понять, что перед ним француз, продюсеры обычно пририсовывают к нему «аксессуар»: багет, берет, Эйфелеву башню и т.д. (это и помогает американским актерам играть французов, вплоть до исторических персонажей).

«Самурай»

«Самурай»

Однако, возвращаясь к образу французов в мировом кинематографе, начнем со стереотипа героя-любовника. Ален Делон, Жан-Поль Бельмондо, Жан Маре, Жан-Луи Третиньян и позже, в конце 70-х, Жан Рено показали французских мужчин как красивых, страстных (и в то же время холодных), несколько замкнутых и гордых. Соответственно, фильмы с их участием: «Красавица и чудовище» (1946), «На последнем дыхании» (1960), «Самурай» (1967), «Ночь у Мод» (1969) дали зрителям стереотип о непростой, но сильной и по-французски красивой любви. А фильм «Самурай» с Аленом Делоном стал еще и «дедушкой» французских криминальных драм «Профессионал» и «Леон» и множественных американских ремейков. Француженки – а это Катрин Денёв, Софи Марсо, Анук Эме, Жанна Моро, Бриджит Бордо и др. – своими ролями и внешними данными смогли убедить весь мир, что во Франции живут самые красивые и самые сексуальные женщины, причем этот стереотип так или иначе держится до сих пор.

Образ француза как смешного и недалекого простака пришел из комедий. Фильмы «Каникулы господина Юло» (1953), «Фантомас» (1964 и другие фильмы), «Высокий блондин в черном ботинке» (1972), «Вальсирующие» (1974), «Невезучие» (1981) и актеры Жак Тати, Луи де Фюнес, Жерар Депардье (хотя он и прекрасный драматический актер), Пьер Ришар не только ввели в моду так называемый «французский юмор», где на фоне легких, смешных диалогов герои попадают в передряги из-за собственной же неуклюжести и невезучести, а эти качества, в свою очередь, превратились в стереотип. Веселый вариант «французской любви» вошел в кинематограф с фильма «Дети райка» (1945) – история «наблюдаемой со стороны» любви также в дальнейшем переосмысливалась и по-новому воплощалась в фильмах со всего света.

«Невезучие»

«Невезучие»

Интересно, что помимо красоты француженок существует еще стереотип об их упрямстве и воле. Он пришел не только из истории всех возможных революций во Франции, в которых женщины активно участвовали и которые являются национальной гордостью французов (что отражено в их гимне). Для мира стереотип о силе духа француженок большей частью пришел из жизнеописания Жанны Д’Арк, причем первый фильм о национальной героине был снят еще в 1929 году – «Страсти Жанны Д’Арк», и в дальнейшем был переснят не один десяток раз, считая и американизированную версию Люка Бессона с Милой Йовович. Также стоит отметить фильм «Мушетт» (1967), который также утвердил мирового зрителя в мнении о силе характера даже самой юной француженки.

Что касается стереотипа о Париже как о самом красивом городе Земли, то одним из первых фильмов, который дал миру этот стереотип, был фильм «Красный шар» Альбера Ламориса.

А знаменитый «кулинарный» стереотип о Франции тоже отчасти «выпечен» в кинематографе – например, одними из первых фильмов с кулинарной линией были фильмы «Ресторан господина Септима» (1966) и «Крылышко или ножка» (1976) с тем же Луи де Фюнесом.

А теперь о родном. Стереотипы о России относительно молодые, они культивируются с начала 1990-х годов, вплоть до сегодняшнего дня в режиме «онлайн». А вот стереотипы об СССР – это уже ветераны общественного мнения, и их активно используют для соотнесения образа Российской Федерации с СССР.

Рассматривая СССР, надо сразу отметить, что «большой выход» советского кино на мировую арену состоялся после Великой Отечественной войны (или Второй Мировой – как угодно). Снятые до этого фильмы, как правило, утверждали коммунистический уклад и даже личные драмы героев обычно были связаны с революциями, трудовыми подвигами новоиспеченных граждан Советов и т.д. Особенно интересно отметить, что множество фильмов об утверждении коммунистического духа было снято… на нынешней Украине. Известные тогда фильмы «Старое и новое» (1929), «Арсенал», «Весной», «Энтузиазм: Симфония Донбасса» (1930), «Хлеб» — все они подарили миру стереотип о советском народе как о сплоченном коммунистической идеей строе будущего.

«Энтузиазм: Симфония Донбасса»

«Энтузиазм: Симфония Донбасса»

Однако из-за железного занавеса и достаточно жесткой внутренней и внешней политики СССР кинопропаганда воспринималась слабо: не видя и не слыша в информационных выпусках и газетах подтверждения, да и не видя невыездных советских режиссеров, зритель верил скорее внутренней пропаганде своих стран, которая рисовала СССР, в связи с усилением угрозы Третьего Рейха, как союзника. Правда, без фанатизма: такого далекого красного «союзничка», который просто существует и у которого есть идея единства наций в противовес идее одной великой нации.

Во время Второй Мировой войны и после нее фильмы об участии в войне СССР хлынули в мировой кинематограф. Началось это, строго говоря, в 1942 году, когда советско-американский фильм «Разгром фашистских войск под Москвой» взял… «Оскар»! (Как лучший документальный фильм. Правда, американцы его здорово видоизменили для показа на своей территории: «Москва наносит ответный удар» стало эдаким доку-фикшн блокбастером.) Следующим фильмом, утвердившим для советских граждан амплуа великих патриотов, стал «Сталинград» (1943). После его просмотра Уильям Черчилль отправил товарищу Сталину письмо со словами:

«Вчера вечером я видел фильм «Сталинград». Он прямо-таки грандиозен и произведет самое волнующее впечатление на наш народ».

Тогда же стали появляться фильмы о русских летчиках, революционерах, сражениях и великих военных деятелях (например, «Радуга», «Чкалов», «Крейсер «Варяг», «Адмирал Нахимов» и др.), которые, будучи сыграны в жесткой, сильной манере ввели в мировой кинематограф образ сильного, жесткого, верного своей стране и народу патриота. Особенно стоит отметить вклад Михаила Ромма («Человек №217», программный пропагандистский документальный фильм «Обыкновенный фашизм» и др.). Водочный стереотип пришел к зрителю уже после войны, когда вернувшиеся в США и Великобританию союзники стали снимать свои фильмы о Второй Мировой: запомнившийся русский горячительный напиток нашел свое место и привил своеобразный стереотип. С фильма «Машенька» 1942 года зрители стали узнавать и красоту русских женщин, которые, однако, не вступали в конкуренцию с француженками – у них была своя, особенная красота и своя особенная судьба, в которой так или иначе фигурировала война. Получившие всемирную известность фильмы «Баллада о солдате» (1959) и «Летят журавли» (1957) оказали большое влияние на молодых режиссеров 60-х и даже подрастающее поколение – например, о значении фильма «Летят журавли» говорит в своей короткометражке «Cinéma de Boulevard» Клод Лелуш («У каждого свое кино»).

«Летят журавли»

«Летят журавли»

Однако остальные фильмы СССР, добравшиеся до западного зрителя, проходили сквозь призму пропаганды холодной войны между СССР и США, назревшей на фоне укрепления авторитета СССР после Второй Мировой. Так как экономика США уже тогда начала связываться в тугой узел с экономикой Европы, формирование стереотипа у западного зрителя шло преимущественно через СМИ (вспомним тот же ажиотаж вокруг диссидентов, который горячо разгорелся в США и гораздо тише – в Европе). Кинематограф как средство формирования стереотипов отошел на второстепенную роль, т.к. в советской киношколе очевидна высокая художественная ценность фильмов. Тем не менее, фильмы «Война и мир» (1969), «Братья Карамазовы» (1970), «Чайковский» (1972), «…А зори здесь тихие» (1973), «Дерсу Узала» (1976), «Белый Бим Черное ухо» (1979), «Москва слезам не верит» (1981), «Частная жизнь» (1983), «Военно-полевой роман» (1985) – до сих пор считаются одними из лучших фильмов XX века и получили на кинофестивалях престижные, в том числе «Оскаровские», награды.

Текст: Светлана Иванова

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ