Новое британское кино сегодня. Итоги пятнадцатого фестиваля Нового британского кино в Москве

17 ноября 2014, 14:37

Весь фестиваль можно назвать целой книгой об истории Великобритании, выборочной, конечно же. Поделена она будет на несколько глав: «О СВОБОДЕ И ПОИСКЕ СВОЕГО МЕСТА В МИРЕ» , «О МУЗЫКЕ И САМОВЫРАЖЕНИИ», «О ЖИВОПИСИ И ФОТОГРАФИИ», «О ЛИТЕРАТУРЕ И ТЕАТРЕ» , а фильмы в ней — параграфы, так ретроспектива  Майка Ли  поможет лучше узнать об обществе 90-х годов в Великобритании, а его новая картина «Уильям Тернер» познакомит с культурой начала 19-го века через биографию известного художника эпохи романтизма Уильяма Тернера. Кинолента «Гордость» Мэтью Уорчеса расскажет о 80-х и тех событиях, которые так же актуальны и сейчас, с помощью своего азиатского повествования, Хонг Кхау поведает об удивительной истории, где господствуют только одни чувства, в фильме «Ритмично напевая», а экранизация мюзикла «В Лейте светит солнце» Декстера Флетчера покажет совершенно другую Шотландию нынешнего века: светлую, яркую, эмоциональную и музыкальную благодаря песням The Proclaimers. Фильм «Невидимая женщина», режиссером которого выступил Рэйф Файнс, поделится вольным рассказом о нескольких годах жизни писателя Чарльза Диккенса, а авторский фильм «Тебя (нас) меня» соединит в себе элементы триллера и мелодрамы, которая по всем своим параметрам должна была превратиться в лав-стори, но не все так просто.  365 предлагает рассмотреть несколько картин, которые особо отличились во время этого фестиваля.

«Невидимая женщина», Рэйф Файнс, Великобритания, 2012

U

Новая картина известного британского актера театра и кино Рэйфа Файнса входит в рубрику «О литературе и театре». Его интерпретация  таинственной любви Чарльза Диккенса (Рэйф Файнс) к молодой и ничем не выдающейся актрисе (Фелисити Джонс) по праву может встать в один ряд с другими костюмированными британскими сериалами и фильмами («Север и юг», «Эмма», «Гордость и предубеждение»).

Детальная имитация 19-го века, эпохи перехода романтизма в реализм, чуть ли не сразу становится на первый план, стесняя сам сюжет картины. Действительно, сама история выглядит слишком сладкой, однако эмоционально-обогащенной актерской игрой, чего стоит сцена, где жена Диккенса узнает о разводе из газеты.  Добавляя ирреальные элементы в мизансцену, разделяя время на прошлое и настоящее, режиссер выстраивает причинно-следственные связи, чтобы монтажно рассказать зрителю внутреннее состояние главной героини.  Лирические отступления отображаются в постоянных прогулках героини по пляжу в одиночестве, разрушает типичный прием склеивания кадров, где субъект объясняет объект.  Картине также чужды серые тона и бледность лиц, кинолента выглядит яркой, как комната озаряется после розжига камина. Обилие бархатных деталей в интерьере сцен, окрашенных в теплые бордовые и алые цвета, дарят картине именно тот слегка мистический оттенок, который так схож с настроением поздних романтиков 19-го века.  Рэйф Файнс позволяет сопровождать картинку струнным инструментам (композитор Илан Эшкери), которые, в особенности во время лирических отступлений, эмоционально драматизируют момент.

Однако вторая картина, где в режиссерском кресле увидел себя британский актер, выглядит менее удачной, чем предыдущая. Хотим напомнить, что в 2011 году Рэйф Файнс снял киноленту «Кориолан», по мотивам трагедии Шекспира, где так же сыграл главную роль. Картина успела поучаствовать в основном конкурсе Берлинского кинофестиваля, а также сам режиссер лично представил фильм в Москве. Но если продолжать о новой картине британского кинематографиста, то «Невидимая женщина» выглядит поиском самого себя в режиссерской карьере. За всей пеленой грима, костюмов и деталей исчезает сам сюжет, а точнее, он становится простым, в итоге рисуя обычную историю любви, оставляя за собой номинацию на Оскар «Лучший художник по костюмам».

«В Лейте светит солнце», Декстер Флетчер, 2013, Великобритания

Sunshine-on-Leith-2314297

Дебютировав в 2011 году со своим фильмом «Дикий Билл» про мужчину, вышедшего из тюрьмы, которому приходится доказывать, что он способен быть хорошим отцом для своих сыновей, его картину сразу номинировали как «лучший дебют» на премию «BAFTA». И самой любопытной новостью стало, что следующая кинолента будет абсолютно противоположной по жанру и идеям.

Как и перемена в карьере Декстера Флетчера в рамках жанровой тематики, так и на самом фестивале «Нового британского кино» в Москве, мюзикл-мелодрама идет в разрез со всеми стереотипами социальных проблем, о которых любят рассказывать Кен Лоуч и Майк Ли в своих фильмах. Тем более дебютная картина Флетчера была так же драматична  и социально обоснована, как киноленты классиков. Воспитавшись на романах Ирвина Уэлша (известного шотландского писателя) и навсегда влюбленных в картину британского постановщика Дэнни Бойла «На игле» или же вдохновившись «Грязью» Джона С. Бейрда в прошлом году (киноленту показывали на фестивале «Новое британское кино» 2013), увидят в «В Лейте светит солнце» совсем иную Шотландию: светлую, мягкую, эмоциональную и до краев музыкальную. Экранизация мюзикла по песням The Proclaimers, которая известна многим по своей взрывной песней «I’m gonna be (500 miles)». Два друга Дейви ( Джордж Маккей) и Элли (Кевин Гатри) возвращаются домой из Афганистана в надеждах начать новую жизнь или продолжить старую. Невероятные мечты, надежды, вселенные во всех главных героев фильма, дарят на 100 минут такое же настроение и зрителям благодаря песням шотландских рокеров The Proclaimers, окончивших все в хэппи-энде своей жизнерадостной композицией.

Кинолента выглядит абсолютно выдуманной, наивной, но светлой и необходимой, даже вся драма, потихоньку и неожиданно оказывающаяся среди главных персонажей, сразу же решается через песни и танцы, выпуская героев в город и показывая все достопримечательности Эдинбурга, старой архитектуры и улиц. Акцентируя все поведение героев и направляя их к одному лишь выводу: любить, быть честным и не сдаваться. И заканчивается картина словами песни:

«But I would walk 500 miles
And I would walk 500 more
Just to be the man who walks a thousand miles
To fall down at your door”

«Тебя (нас) меня», Макс Собол, 2014, Великобритания

k

Возвращаясь в реальность, авторская дебютная работа Макса Собола  рассказывает историю о молодом маньяке-убийце Эдварде и суициднице-неудачницы Вивиан. Они встретились случайно, при определенных обстоятельствах, потому что так решила судьба. Вивиан узнает, кто такой Эдвард, и в надеждах, что он поможет ей в ее проблемах, просит убить ее, но вместо этого он в нее влюбляется.

Ручная съемка, холодная английская погода, окрашенный в бесцветные тона Лондон и безумная абсурдная история становятся главной карточкой первого фильма Собола. Отказываясь экспериментировать с цветокоррекцией, уделяя внимание совсем безжизненным краскам, режиссер одевает героев лишь в яркие вещи.  «Тебя (нас) меня» выглядит сильно приближенной к современности и даже несколько метафоричной книгой, которую нужно читать между строк. Макс Собол показывает совсем еще неопытными глазами молодежь 21-го века, начиная с внешнего вида, заканчивая внутренним миром, которые так и живут с мыслью, либо тебя, либо меня, либо нас. Однако вся драма и необходимая безысходность реальности затмеваются, так как в первую очередь кино художественное. В доказательство этому нужно обратить внимание на четкие элементы триллеровского сюжета, необходимых для такой кровавой истории, в которую пускает своего первого зрителя постановщик, и красивой концовки, связанной все с тем же вечным чувством – любовью.

«Ритмично напевая», Хонг Кхау, 2014, Великобритания

Lilting-DI

Самая «небританская» работа в программе фестиваля была снята  камбоджийским режиссером Хонгом Кхау, участвовавшим в проекте «Film London Microwawe», задачей которого было создание условий, в которых  известные режиссеры помогли начинающим.

«Ритмично напевая» раскрывает перед зрителем драму, окружающую нескольких людей. Единственный сын умирает в автокатастрофе, мать (Пеи-Пеи Ченг), которая так и не смогла приспособиться к британской культуре, оставаясь верной своему восточному духу, остается одна в доме престарелых среди незнакомых ей людей. Он – единственная любовь и друг (Бен Уишоу) ее сына, только она не знает, какие отношения связывали их, но пытается адаптироваться к этому миру, оказываясь в поисках смысла для продолжения жизни. Премьера фильма состоялась на фестивале «Сандэнс» в 2014 году, по итогам картина получила приз за лучшую операторскую работу в программе «Мировое кино». Кинолента Хонг Кхау напоминает азиатские работы таких режиссеров как Вонг Кар-Вай и в особенности Ким Ки Дука, например «Весна, лето, осень, зима… и снова весна». Легкое и натянутое, как струна скрипки, повествование, без отрицаний собственных традиций, искренности чувств – к этому склонен камбоджийский британец. Туманность цветовых оттенков картины, пастельные тона, напоминающие цветение сакуры в дождливую японскую весеннюю погоду, украшают эмоциональную неопределенность главных персонажей киноленты.

Его герои переживают большую трагедию: так, молодой человек пытается наладить отношения с матерью покойного возлюбленного, быть ближе к нему и показать, что, несмотря на различие культур и встречных препятствий, она не одна, пока каждый не может расстаться с тенью прошлого.

«Гордость», Мэттью Уорчес, Великобритания, 2014

Показанная на Каннском кинофестивале в 2014 году, удостоенная там же квир-пальмы, новая картина после 15 лет затишья Мэттью Уорчеса по праву может считаться одной из лучших британских картин уходящего года и претендовать на место среди главных номинаций BAFTA. После выхода дебютной картины «Симпатико» (1999) британский режиссер был занят театральными постановками, но одна реальная история заставила изменить своей повседневной деятельности. В «Гордости» повествуется о временах правления Тэтчер, само действие фильма разворачивается в 1984-м году во время шахтерских забастовок.

Молодой, отзывчивый и энергичный парень, Марк Эштон (Бен Шнетцер), по совместительству гей, готовящийся к очередному гей-прайду (акция, задачей которой является демонстрация существования в обществе ЛГБТ и поддержка толерантного отношения к ним, защита прав человека и гражданского равноправия для всех людей вне зависимости от сексуальной ориентации и гендерной идентичности), останавливает свой взгляд на заголовках газет и главных новостях по телевизору о политике Тэтчер и ее отношении к шахтерам. Найдя сходства их положения со своим, он призывает своих друзей помочь и собирает деньги. Однако после создания организации «Лесбиянки и геи поддерживают шахтеров», никто не хочет брать их деньги, они в отчаянии звонят в первый выбранный мелкий шахтерский городишко в Южном Уэльсе. Отсюда начинается дружба, которая попала в историю.

Безумная и абсолютно абсурдная идея, которая на самом деле существовала: Мэттью Уорчес вдохновился реальными событиями вокруг создания кампании Л.Г.П.Ш. и перенес это на экран.Забастовка шахтеров в 80-е годы – одна из вечных тем для британского кинематографа, например «Дело-труба» или «Мужской стриптиз» — отличное изображение последствий проигрыша рабочих. И картина «Гордость» встает в один ряд с этими работами.Только это не то изображение небезупречной действительности, поглощенная тоской и проигрышным состояния через оттенки серых будней. Картина Уорчеса так и затягивает в эпоху 80-х, но не потерявших надежду, а не перестающих бороться с настоящим. Яркая палитра красок среди обычных лондонских улиц, пабов, гей-баров или известного до сих пор существующего магазина «Gay’s word», одежды и красивых пейзажных сцен Южного Уэльса в осеннюю и зимнюю погоду.С первых же сцен музыка не оставляет картинку, начинается все с британского инди, впускающего в далекие 80-е, меняя его на синти-поп и брит-поп, который в кульминации фильма неожиданно сдает позиции и начинает звучать гимн горнорабочих «Bread and Roses» в исполнении хора, имитируя моментное и живое исполнение в фильме.  С помощью таких перемен в музыкальной части картины режиссер показывает само настроение киноленты, акцентируя на определенных моментах, улучшая синхронизацию визуального ряда со звуковым.

То же самое происходит с самим основным жанром фильма. Картина обогащена юмором и сарказмом, но и драмой, перемешанной с трагедией. Почти каждый персонаж носит в себе минорную нотку, но даже это не способно сбить основной боевой и энергичный ритм картины. Как будто драма в «Гордости» имеет право на свое существование, но оно не победит тех желаний жить и бороться, в которые погружаются герои. Кино по всем своим параметрам британское, со своим юмором, насмешками, ландшафтами, музыкой и идеей, оно стирает стереотипы о безжизненных улицах Лондона и грустных лицах жителей конца двадцатого века, оставляя на своем пути один драйв.

«Уильям Тернер», Майк Ли, Великобритания, 2014

turner big-2026

Майк Ли занимает одно из важнейших мест в прошедшем фестивале, помимо самой ретроспективы классика, новая картина режиссера является одним из ключевых событий «Нового британского кино». Премьера состоялась на Каннском кинофестивале этого года, где исполнитель главной роли , Тимоти Сполл, постоянный актер в картинах Майка Ли, забрал приз за лучшие актерские способности. «Уильям Тернер» — художественный биографический фильм о художнике времен романтизма 19-го века Уильяме Тернере. Это первая проба режиссера показать другую эпоху, ведь ранее он работал исключительно со сценариями, где в основе лежит настоящее время. Эта картина является квинтэссенцией всех работ Майка Ли: здесь представлен совершенно другой классик, но также не изменявший своему стилю.

Любитель обыденных и рутинных представлений жизни, Майк Ли использует такие же приемы, что и в «Все или ничего» и других своих работах. Несмотря на различие эпох, все равно чувствуется та же тяжесть серости современного 21-го века, который даже спустя 14 лет не может найти себя после окончания 20-го.  Но живописные работы Тернера и природа, окружающие известного художника, именно то тепло и надежда, которые делают простую и грязную жизнь красочной, как романтические картины Тернера, выходили у него в теплых тонах. Всю картину так и преследует цвет уходящего солнца, окрашивая сцены в закатное время, периодически снимая гуляющего по английским природным окрестностям персонажа Тимоти Сполла, который по-своему выглядит ужасно безобразно, но настолько обаятельно и талантливо, что непонятные междометия, слова и кряхтения делают образ глубоким и живым.

Остается сделать вывод, на основе последней картины Майка Ли, что британское кино уходящего года исключила всю серость в оттенках повествования, даже повседневность стала похожа на что-то яркое, колющее в сердце, но абсолютно не безжизненное, раскрашенное в яркие краски, как бури Мистера Тернера.

Текст: Анастасия Заболоцкая

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ