«Новая эра Z»: эволюция зомбижанра

13 октября 2016, 10:57

Что может быть неоднозначнее и в то же время страшнее, чем смешение наивного образа ребенка с сущностью монстра? Этот старый прием, часто встречавшийся зрителям в разного рода ужастиках, использовал в своей работе Колм МакКарти. Нынешняя осень вообще богата фильмами на тему монстров — выходят «Фантастические твари и где они обитают», «Дом странных детей», «Голос монстра» и многие другие ленты. «Новая эра Z», еще один триллер на бессмертную тему зомби-апокалипсиса, пополнил ряды премьер. Но он выделяется среди них тем, что сценарий конца света вовсе не о конце, а о начале новой эры…

Вдохновившись фильмами «28 дней спустя» и «Монстры», британский режиссер Колм МакКарти собрал скромный бюджет в 4 миллиона фунтов стерлингов и решил снять зомби-триллер по книге Майка Кэри. Зрителя, который привык к классическим приемам в историях о зомби, сложно удивить. Как и во всяком зомби-апокалипсисе, мы видим одну и ту же картину: мир охвачен неизлечимым вирусом, который косит людей направо и налево, делая из них вечно голодных животных без намека на сознание или человеческий интеллект.

Кадр из фильма "Новая эра Z"

Кадр из фильма «Новая эра Z»

По классике жанра, те, кто выжил, скучковались и заперлись в лагерях и лабораториях, дрожащими руками пытаясь вывести спасительную вакцину… Стоп. Тут мы ожидаем увидеть главного героя, который мечтает о спасении человечества. Впрочем, такие герои тут тоже есть. Вот только на первом месте в повествовании находится ребенок, девочка по имени Мелани (Сенниа Нануа). И вместо обычного лагеря для спасшихся мы видим некую тюрьму: дети в одиночных камерах, в оранжевых костюмах, вывозятся военными на креслах-каталках… «Жертвы аборта» — так, усмехаясь, солдаты называют их между собой. Наполовину люди, наполовину зомби: кто же они?

Кадр из фильма "Новая эра Z"

Кадр из фильма «Новая эра Z»

Вот всех детишек собрали в одной комнате, привязали им головы, чтобы, поддавшись инстинкту, они никому ничего не оттяпали, и начали учить. Таким вот способом из них делают людей. Конечно, зубрежка периодической таблицы и чтение греческих мифов — далеко не самоцель ученых. Эти дети — просто подопытные, а для доктора Колдвэл (Гленн Клоуз) — единственная надежда на спасение. Все было бы просто, останься все так, но вот мы наблюдаем за дружелюбной и доброй Мелани и ее детской привязанностью к учительнице мисс Джастино (Джемма Артертон)… Быть может, новая эра полулюдей-полузомби уже наступила?

Кадр из фильма "Новая эра Z"

Кадр из фильма «Новая эра Z»

Наблюдая за дальнейшим развитием странных событий, зритель невольно начинает ощущать себя слегка не в своей тарелке. Неожиданно на экране перед ним ставится морально-интеллектуальная дилемма. Вот уж чего не ожидаешь от фильма-страшилки, так это приглашения поразмышлять об альтернативных путях решения головоломки. Доктор предлагает детям разные задачки, и среди своих сверстников лучше всех с ними справляется Мелани. Однажды ей предлагают «крепкий орешек» — задачу о коте Шредингера. Жив он или мертв? Как всем известно, шансы у кота «выжить» 1:1. Но пытливый ум ребенка не знаком с границами взрослого мышления. «Что, если его там нет? Коты же умные!» — восклицает Мелани. Ответ девочки обезоруживает и заставляет задуматься: а что если есть другой выход, другой исход, о котором никто не задумывался? Мелани сама как кот Шредингера — она и не зомби, и не человек, и она не хочет быть в такой же «коробке».

Кадр из фильма "Новая эра Z"

Кадр из фильма «Новая эра Z»

В российском прокате очень любят заниматься творчеством, порой переводя названия «до неузнаваемости». Та же участь постигла и эту картину. В оригинале «Девочка со всеми дарами» превращается в «Новую эру Z». Впрочем, досмотрев до конца, становятся ясны оба названия. Мир в действительности на пороге новой эры, возможно, даже нового витка эволюции. Эволюция же, как известно, мало связана с нашими представлениями о морали. (Может, для людей будущего завтракать мозговыми сосисками или человеческими котлетками будет вполне в пределах морали!)

Кадр из фильма "Новая эра Z"

Кадр из фильма «Новая эра Z»

Оригинальное название фильма отсылает нас к лейтмотиву всей истории — древнегреческий миф о ящике Пандоры. Тут и там мы встречаем образ этого устрашающего божественного дара. Когда-то давно прекрасная, но легкомысленная Пандора открыла волшебный ящик и выпустила на свет всевозможные ужасы. Однако, заглянув внутрь, она обнаружила на дне кое-что еще. Это была надежда. Кто знает, может быть, впитав в себя эту легенду, маленькая Мелани сможет стать новой Пандорой, «Девочкой со всеми дарами», которая увидела надежду на дне коробки. Надежду на то, что кот в коробке жив.

Кадр из фильма "Новая эра Z"

Кадр из фильма «Новая эра Z»

Лента уже успела получить в свой адрес весьма лестные отзывы критиков. Некоторые и вовсе пророчат ей звание одного из лучших фильмов про зомби-апокалипсис. На протяжении всего сеанса зритель находится в напряжении, попытки предугадать ход событий сменяются удивлением от неожиданного исхода. Несмотря на смысловую нагрузку, фильм не отягощен длинными и нудными диалогами. Мистические мелодии, соседство невинного и устрашающего, множество раз крупный профиль Мелани на расплывчатом фоне — все это создает атмосферу страшной сказки, в пору быть рассказанной на фоне расстроенной музыкальной шкатулки. Оттолкнувшись от клише, режиссеру удается создать нечто новое, по большей части оригинальное. Эта история оставляет след в виде непривычных и неоднозначных мыслей в сознании любого человека. Как будто заражает…

 

Текст: Оля Соболева

Сохранить

Сохранить

Сохранить

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ