Что может быть неоднозначнее и в то же время страшнее, чем смешение наивного образа ребенка с сущностью монстра? Этот старый прием, часто встречавшийся зрителям в разного рода ужастиках, использовал в своей работе Колм МакКарти. Нынешняя осень вообще богата фильмами на тему монстров — выходят «Фантастические твари и где они обитают», «Дом странных детей», «Голос монстра» и многие другие ленты. «Новая эра Z», еще один триллер на бессмертную тему зомби-апокалипсиса, пополнил ряды премьер. Но он выделяется среди них тем, что сценарий конца света вовсе не о конце, а о начале новой эры…
Вдохновившись фильмами «28 дней спустя» и «Монстры», британский режиссер Колм МакКарти собрал скромный бюджет в 4 миллиона фунтов стерлингов и решил снять зомби-триллер по книге Майка Кэри. Зрителя, который привык к классическим приемам в историях о зомби, сложно удивить. Как и во всяком зомби-апокалипсисе, мы видим одну и ту же картину: мир охвачен неизлечимым вирусом, который косит людей направо и налево, делая из них вечно голодных животных без намека на сознание или человеческий интеллект.

Кадр из фильма «Новая эра Z»
По классике жанра, те, кто выжил, скучковались и заперлись в лагерях и лабораториях, дрожащими руками пытаясь вывести спасительную вакцину… Стоп. Тут мы ожидаем увидеть главного героя, который мечтает о спасении человечества. Впрочем, такие герои тут тоже есть. Вот только на первом месте в повествовании находится ребенок, девочка по имени Мелани (Сенниа Нануа). И вместо обычного лагеря для спасшихся мы видим некую тюрьму: дети в одиночных камерах, в оранжевых костюмах, вывозятся военными на креслах-каталках… «Жертвы аборта» — так, усмехаясь, солдаты называют их между собой. Наполовину люди, наполовину зомби: кто же они?

Кадр из фильма «Новая эра Z»
Вот всех детишек собрали в одной комнате, привязали им головы, чтобы, поддавшись инстинкту, они никому ничего не оттяпали, и начали учить. Таким вот способом из них делают людей. Конечно, зубрежка периодической таблицы и чтение греческих мифов — далеко не самоцель ученых. Эти дети — просто подопытные, а для доктора Колдвэл (Гленн Клоуз) — единственная надежда на спасение. Все было бы просто, останься все так, но вот мы наблюдаем за дружелюбной и доброй Мелани и ее детской привязанностью к учительнице мисс Джастино (Джемма Артертон)… Быть может, новая эра полулюдей-полузомби уже наступила?

Кадр из фильма «Новая эра Z»
Наблюдая за дальнейшим развитием странных событий, зритель невольно начинает ощущать себя слегка не в своей тарелке. Неожиданно на экране перед ним ставится морально-интеллектуальная дилемма. Вот уж чего не ожидаешь от фильма-страшилки, так это приглашения поразмышлять об альтернативных путях решения головоломки. Доктор предлагает детям разные задачки, и среди своих сверстников лучше всех с ними справляется Мелани. Однажды ей предлагают «крепкий орешек» — задачу о коте Шредингера. Жив он или мертв? Как всем известно, шансы у кота «выжить» 1:1. Но пытливый ум ребенка не знаком с границами взрослого мышления. «Что, если его там нет? Коты же умные!» — восклицает Мелани. Ответ девочки обезоруживает и заставляет задуматься: а что если есть другой выход, другой исход, о котором никто не задумывался? Мелани сама как кот Шредингера — она и не зомби, и не человек, и она не хочет быть в такой же «коробке».

Кадр из фильма «Новая эра Z»
В российском прокате очень любят заниматься творчеством, порой переводя названия «до неузнаваемости». Та же участь постигла и эту картину. В оригинале «Девочка со всеми дарами» превращается в «Новую эру Z». Впрочем, досмотрев до конца, становятся ясны оба названия. Мир в действительности на пороге новой эры, возможно, даже нового витка эволюции. Эволюция же, как известно, мало связана с нашими представлениями о морали. (Может, для людей будущего завтракать мозговыми сосисками или человеческими котлетками будет вполне в пределах морали!)

Кадр из фильма «Новая эра Z»
Оригинальное название фильма отсылает нас к лейтмотиву всей истории — древнегреческий миф о ящике Пандоры. Тут и там мы встречаем образ этого устрашающего божественного дара. Когда-то давно прекрасная, но легкомысленная Пандора открыла волшебный ящик и выпустила на свет всевозможные ужасы. Однако, заглянув внутрь, она обнаружила на дне кое-что еще. Это была надежда. Кто знает, может быть, впитав в себя эту легенду, маленькая Мелани сможет стать новой Пандорой, «Девочкой со всеми дарами», которая увидела надежду на дне коробки. Надежду на то, что кот в коробке жив.

Кадр из фильма «Новая эра Z»
Лента уже успела получить в свой адрес весьма лестные отзывы критиков. Некоторые и вовсе пророчат ей звание одного из лучших фильмов про зомби-апокалипсис. На протяжении всего сеанса зритель находится в напряжении, попытки предугадать ход событий сменяются удивлением от неожиданного исхода. Несмотря на смысловую нагрузку, фильм не отягощен длинными и нудными диалогами. Мистические мелодии, соседство невинного и устрашающего, множество раз крупный профиль Мелани на расплывчатом фоне — все это создает атмосферу страшной сказки, в пору быть рассказанной на фоне расстроенной музыкальной шкатулки. Оттолкнувшись от клише, режиссеру удается создать нечто новое, по большей части оригинальное. Эта история оставляет след в виде непривычных и неоднозначных мыслей в сознании любого человека. Как будто заражает…
Текст: Оля Соболева
Сохранить
Сохранить
Сохранить