«Никто не заслуживает такого количества денег – уж точно не актер»

8 февраля 2015, 12:40

Сегодня, 8 февраля, исполняется 90 лет со дня рождения голливудской легенды Джека Леммона.

Выбранную цитату стоит воспринять с иронией, потому что юбиляр родился в очень обеспеченной семье – его отец был управляющим компании по производству пончиков (уже звучит как киносценарий), а мать – светской львицей по кличке Ноэль. Леммон ходил в частные школы, закончил Гарварди никогда надолго не выпадал из аристократической среды. Во время учебы Джеки старался посещать актерские кружки, где демонстрировал недюжинный талант. После Гарварда был короткий период службы в военном флоте во время Второй мировой войны, а потом сразу Бродвей.

В 1953 году голливудский агент заприметил Леммона на сцене и выдал ему билет в большое кино. Перед этим, правда, еще были 400 ролей на живом телевидении – тот же театр, только в прямом эфире. Актер участвовал в телепостановках Ford Television Theatre, Kraft Television Theatre, Lux Video Theatre и др. Начало кинокарьеры Леммона можно ассоциировать с незаслуженно забытой актрисой 50-х Джуди Холлидей, с которой артист появился в двух картинах – «Это должно случиться с вами» и «Фи». Там Джек не так запомнился, как в своих следующих работах, но проявил киногеничность и предрасположенность к комедийным жанрам. За свою работу в военной комедии «Мистер Робертс» в 1955 году он удостоился Оскара в категории «Актер второго плана».

Целую главу в мемуарах о Джеке Леммоне принято посвящать сотрудничеству с режиссером Билли Уайлдером. Там можно найти несколько страниц воспоминаний о том, как трудно работалось с Мэрилин Монро на съемках комедии «В джазе только девушки», как черно-белая пленка скрашивала дефекты трансгендерного мейкапа и т.п. Но у Леммона с Уайльдером случились и другие кинобомбы, например, «Квартира» и «Нежная Ирма». Еще один кассовый дуэт сложился с Блейком Эдвардсом, снявшим  «Большие гонки», ради которых к Леммону вернулся Тони Кертис, прихватив с собой Натали Вуд. Снимался Леммон и со своими друзьями. Помимо Кертиса, его киноприятелем стал Уолтер Маттэу, с которым у актера целых десять совместных фильмов, включая рейтинговые комедии «Азарт удачи» и «Странная парочка».

Если попытаться подвести актерское развитие Джека Леммона под теорию, то можно сказать, что он всегда играл современных персонажей, выходцев своего времени. Оказываясь в фильме 90-х, он играет не постаревшую звезду 60-х, а человека из 90-х. Его озорные солдаты 50-х и вправду похожи на молодых людей, проходящих службу в послевоенной армии, а не на музейные экспонаты, как в нынешних фильмах. Для тех, кто впервые знакомится с творчеством Леммона, кажется странной его излишняя драматичность в некоторых ролях. Сознание киномана упорно видит в нем комика. Но после изучения наследия Леммона можно с уверенностью сказать, что никто другой не страдал на экране так правдоподобно.

Фи (1954), реж. Марк Робсон

65756776

Романтическая комедия про развод с примирением. Нина и Роберт (Джуди Холлидэй и Джек Леммон) устали друг от друга за восемь лет брака и разошлись кто куда: она уехала к маме, он  отправился ловеласничать вместе с бывшим сослуживцем. Сюжет, конечно, односложный, но все же дает прекрасный повод свести набирающего актерскую форму Д. Леммона с уникальной комикессой 50-х Д. Холлидэй. Да и эпизод с будущей хичкоковской блондинкой Ким Новак в качестве ночной гостьи Роберта делает фильм запоминающимся.

Операция Бешеный шар (1957), реж. Ричард Куайн

56757

Армейский фарс по сценарию Блейка Эдвардса, создавшего киносерию об инспекторе Клузо и розовой пантере. По окончании Второй мировой на юге Франции остается американский военный госпиталь, функционирующий в режиме боевой готовности. Там служит рядовой Хоган (Д. Леммон), большой любитель розыгрышей и вечеринок. Притвориться больным с помощью фальшивого рентгеновского снимка и таким образом завоевать сердце симпатичной медсестры, напугать товарища живым трупом немецкого офицера, попасть под трибунал за неправильное хранение оружия – все это входит в привычный досуг бедового солдата. Но главной миссией Хогана является организация масштабного бала в разбомбленном доме французской интеллигенции. В результате герой совершает вдвойне благородное дело – реставрирует соседям жилье и устраивает коллективное свидание для офицеров и санитарок под аккомпанемент оркестра.  Компанию Леммону составляют, кроме всех прочих,  известные комики Эрни Ковач и Микки Руни.

Колокол, книга и свеча (1958), реж. Ричард Куайн

78686

Магический ромком о жизни красивой и одинокой ведьмы Джиллиан (Ким Новак), в жизни которой появляется седовласый принц Шеп (Джимми Стюарт). Она – наивная и влюбчивая продавщица тотемов, он – скупой на эмоции журналист. Добиться от него взаимности помогает кошачий приворот. Джеку Леммону в этой сказке досталась роль брата Джиллиан Ники, неопытного и хитроватого колдуна, который ради денег соглашается разоблачить необычное происхождение своей семьи. Едва ли не единственный фильм, где можно увидеть актера играющим на бонго в баре для битников. А еще Леммон очень эффектно отключает уличные фонари щелчком пальцев.

Квартира (1960), реж. Билли Уайлдер

f93728634c52

Данный фильм упорно не покидает топ-рейтинги Золотого Голливуда. А как может быть иначе, если хитмейкер Билли Уайлдер снимает мелодраму с Джеком Леммоном и Ширли Маклейн в главных ролях? Хотя выделить здесь стоит, в первую очередь, беспроигрышный сценарий, согласно которому скромняга С.С. Бэкстер (Леммон) сдает  свои непримечательные холостяцкие апартаменты любящим сомнительные развлечения коллегам по страховой фирме, сначала ради денег, а потом и ради повышения, ну или неувольнения. План работает без изъянов, пока в злачной квартирке не появляется миловидная секретарша Фрэн Кьюбелик (Маклейн), которая от несчастной любви к женатому боссу решилась перебрать с таблетками прямо на кровати ничего не подозревающего Бэкстера. В современных условиях такой сюжет вылился бы в дрянную комедию с Линдси Лохан и рейтингом 30% от  Rotten tomatoes.Тогда времена были другие, поэтому все вполне прилично, и выстрелить может только пробка от шампанского.

Дни вина и роз (1962), реж. Блейк Эдвардс

678678678

Первая заметная попытка Д. Леммона полностью выйти из комедийного амплуа. Фильм о любви на фоне алкоголизма с рядом психологически некомфортных для просмотра сцен, опять же по меркам того времени. Офисный сотрудник  Джо Клэй (Джек Леммон) влюбляется в секретаршу Кирстен Аронсон (Ли Ремик) и угощает ее шоколадным ликером, что впоследствии ведет героиню к алкогольной зависимости (неутешительный прогноз для сладкоежек, не правда ли). Хотя драма должна разворачиваться вокруг самого Джо, который теряет работу, доверие близких и прилюдно страдает от белой горячки, объектом зрительского сострадания является красавица Кирстен. Она не только поддается мужу, всячески склоняющему супругу  к вредной привычке, но даже превосходит его по степени  разложения личности. Ремик была органична, а Леммону – отдельное браво за реалистичные вопли и приступы агрессии (особенно удалась в художественном отношении сцена с поиском бутылки в оранжерее), ради которых актер по-настоящему выходил из ума. Если бы не ассистенты на съемочной площадке, ценители кино могли бы преждевременно лишиться хорошего здравомыслящего артиста.

Как пришить свою женушку (1964), реж. Ричард Куайн

687678

Эксцентричная комедия с итальянским привкусом обнаруживает у Леммона талант к рисованию комиксов, точнее у его персонажа Стэнли Форда. Особенно забавно то, что всем его рисункам предшествует акт театрализации на соседнем строительном дворе. Оттого у популярного художника часто случается недопонимание с прессой. А уж комикс про убийство итальянской жены (Вирна Лизи), которая и вправду утомила героя излишней заботливостью, быстрым темпом речи и неожиданной любовью к американским вестернам по ночному ТВ, вызвал столько страшных подозрений, что Стэнли пришлось объясняться в суде. Стоит посмотреть это кино и ради Д. Леммона в роли альфа-самца, и ради европейского секс-символа 60-х  В.  Лизи, с которой мы, к сожалению, недавно попрощались.

Лав (1967), реж. Клайв Доннер

756858

Чудаковатая киноадаптация успешной бродвейской пьесы Luv. Гарри Берлин (Леммон) – отрешенный неудачник, якобы пародия на Раскольникова. Весь фильм он отчаянно пытается покончить с собой, но выбирает слишком банальные и малоэффективные способы, да еще эти приступы паралича в самое неподходящее время. Мильт Менвилль (Питер Фальк) – друг Гарри, легко идущий по жизни оптимист-материалист. Он и с петли снимет и со своей красивой женой (Элейн Мей) познакомит, тоже, кстати, по духу депрессивной. А там глядишь, Гарри влюбится и запоет. В прокате кино провалилось — пьеса, дескать, была сильнее. Вдвойне обидно за Леммона, который ради роли законченного невротика похудел до неузнаваемости с помощью грейпфрутовой диеты (а вы все о МакКонахи говорите).

Спасите тигра (1973), реж. Джон Г.Эвилдсен

76474

За эту вялотекущую драму Леммон удостоился статуэтки Оскар и доказал, что может сыграть среднестатистического мужчину с кризисом среднего возраста. Немаловажной является историческая обстановка вокруг фильма – пост-Вьетнам, крах малого бизнеса, беззаконие. Владелец швейной фабрики Гарри Стоунер пытается спасти свое предприятие и решается на поджог с целью получения страховки – привычная тогда практика. Своими душевными тревогами он делится не с женой, а с молодой любовницей, при которой не стесняется немного поплакать. Не добавляют счастья и галлюцинации в виде мертвых солдат.

Китайский синдром (1979), реж. Джеймс Бриджес

6768786

Фильм-катастрофа от продюсера Майкла Дугласа, где актерская игра мощнее всяких спецэффектов. Снятая по реальным событиям, эта человеческая драма объясняет, почему коррупция гораздо опаснее атомного выброса.  Работающие на центральном телевидении тележурналистка Кимберли (Джейн Фонда) и оператор Ричард (М. Дуглас) пытаются преодолеть все возможные препятствия, чтобы пустить в эфир видеозапись аварии на АТС и интервью инженера Годелла (Джек Леммон), в котором он рассказывает об истинных масштабах происшествия. Герой Леммона – жертва фальсификаций и предательства коллег, которым проще признать его сумасшедшим, чем взбунтоваться против несправедливого начальства.

Гленгарри Глен Росс (1992), реж. Джеймс Фоули

8585

Киноспектакль по пьесе Дэвида Мэмета о буднях сотрудников риэлтерской конторы, борющихся за заветные бумажки с контактами наиболее денежных клиентов. Вступительная речь начальника Блейка (Алек Болдуин) о том, что кофе могут пить только те, кто закрыл дело, а третьим призом в гонке может быть только выбывание из нее, побуждает продавцов земельных участков идти на самые гнусные спекуляции. И вновь здесь отличается герой Леммона, Шелли «Машина» Левин, для которого этот жесткий конкурс является единственным шансом спасти больную дочь и подвести грамотный итог своему посредственному существованию в качестве простого служаки. Несмотря на возраст, Шелли не уступает своим молодым конкурентам и всячески пытается выбить у не обремененного излишней моралью менеджера фирмы Уильямсона (Кевин Спейси) лучших клиентов. Надо сказать, безуспешно, потому что последний просто  уничтожает Левина, приближая его к тюрьме за предыдущие сомнительные деяния. «Ты мне не нравишься, – спокойно изрекает Уильямсон. Известно, что этот фильм побил все рекорды цитируемости среди  предпринимателей и стал венцом фильмографий всех засветившихся там звезд, в том числе Аль Пачино.

Текст: Анастасия Меншутина

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ