NICE 2015: день шестой, последний

14 апреля 2015, 15:12

Фестиваль нового итальянского кино N.I.C.E. 2015 подошёл к концу, а кинообозреватель «365» Светлана Иванова подводит его итог.

Как бы печально это не звучало, но – да, это последний день Фестиваля нового итальянского кино. В зале «Иллюзиона» сидят Алессандро Лунарделли и Росселла Де Венуто, которые решили быть с московским NICE до самого конца, в то время как Паоло Дженовезе, Роландо Равелло и Антонио Морабито представляют свои картины в Санкт-Петербурге. Наум Клейман, ставший уже постоянным героем моих обзоров, общается с Вивьяной Дель Бьянко, директором NICE. Наверное, обсуждают следующий NICE 2016. Ловлю себя на мысли: скорее бы.

Организаторы обещали в последний день показать нам две диаметрально разные картины. И, как выяснилось, что-то более диаметральное по настроению представить трудно. Сидишь ты, значит, задумчивый, «грустненький», и тут на экране показывают документальные съемки войны в Сирии. Выстрелы, взрывы бомб, крики ужаса – все настоящее. При этом говорят на арабском. Итальянцы сзади нервничают. Тем временем кадры продолжаются: взрывы, обстрелы жилых районов, разрушенные города… Думаешь об Украине. Думаешь об информационной войне. На экране название фильма: «Граница».

2255

«Граница»

Две сестры, Айя и Фатима, узнают, что муж последней переходит на сторону «Братьев-мусульман» и просит их как можно скорее уехать в Турцию, чтобы избежать преследования правительственного отряда боевиков «Шадиха». Им помогает некий Мухаммед, который нанимает водителя Фарида, чтобы доставить их в Турцию. По дороге Фарид подсаживает в машину Джамиля, который раньше состоял в «Шадихе», а теперь, будучи предателем и перебежчиком, хочет вырваться из Сирии. На первой же остановке Фарид умирает по непонятным причинам. Сестры «покупают» Джамиля, и они уже втроем отправляются к границе. По дороге сестры начинают истерить. Теряют машину, которую угоняют солдаты. Причем солдат, который засек Айю и Фатиму, их не убивает – напротив, отпускает. Они продолжают идти пешком. Постоянные истерики. Ругань. Попытки выяснить прошлое друг друга, как будто от этого им будет легче. Сцена, где эти трое ночью идут с фонарем по дороге и якобы не слышат рокота приближающихся солдатских машин, да еще и светят этим машинам фонарем, в принципе, ставит крест на логике. Дальше можно смотреть по инерции, без особых ожиданий. Хотя девочка, которая «потерялась» на границе, замечательный символ, над которым можно крепко задуматься.

2260

«Граница»

То, что показывает Алессио Кремонини заявлено как «основанный на реальных событиях фильм». Драма. Ни слова на итальянском. Слабые аргументы главных героев в пользу той или иной стороны баррикад. Подлейшие характеры мужчин-героев, которыми режиссер изо всех сил пытается показать всю бесчеловечность войны. Главные героини ведут себя настолько алогично, что хочется взять их за руку и лично отвести к той самой турецкой границе – лишь бы не слушать их вопли. Теоретически ужасающая сцена, где ребенок сидит возле трупов матери и отца, из-за нейтрального повествования потеряла все, чем могла поразить. Очень жаль, что Кремонини не было на NICE – вот к кому вопросов было бы очень много. Выбрав такое отстраненное повествование, он хотел показать, что на войне никто не прав. Убивая своих героев и отправляя их в плен, он считал, что показывает ужасы войны и следует документальной линии фильма. Не дав зрителю катарсиса, который необходим такой теме и который ждешь кадр за кадром, он просто снял фильм.

Второй фильм – «Да здравствует свобода» Роберто Андо – стал настоящим подарком. Эта комедия была многообещающей хотя бы потому, что главную роль в ней исполнил великолепный Тони Сервилло, знакомый нам по оскароносной «Великой красоте». (Кстати, я упоминала, что Паоло Соррентино «вышел» в мировое кино именно с NICE?) Увиденное в «Да здравствует свобода» оказалось гораздо лучше ожиданий, что бывает не так уж часто.

giornalisti

«Да здравствует свобода»

Энрико Оливери – сенатор и невероятно влиятельный оппозиционер. Но выслушивание своих избирателей и выступления перед однопартийцами ему порядком надоели. И он решает сбежать – назло всем, чтобы посмотреть, как они будут без него. Его личный помощник Андреа Боттини пытается выставить отсутствие лидера болезнью. И поиски оппозиционера приводят Андреа к брату Энрико – профессору философии Джованни Эрнани, который оказывается его близнецом. Единственное, Джованни недавно вышел из психиатрической больницы, да и улыбается, в отличие от брата, слишком часто и странно. Пока Андреа ужинает с Джованни, тот успевает дать провокационное интервью от имени Энрико. Дальше – по нарастающей. Встреча с президентом Италии, танго с канцлером из Европы, выступление перед многотысячным митингом оппозиции… Выясняется, что душевнобольной философ, сидящий на сильнодействующих психотропных препаратах, может вселять в людей жажду свободы и перемен лучше всех оппозиционеров Италии вместе взятых. Да что там – лучше президента. А там и выборы недалеко…

viva-la-libert2a

«Да здравствует свобода»

Снятый по роману Роберто Андо «Пустой трон», эта философская сказка с классической подменой персонажей рисует искрометную и ироничную картину политической жизни в Италии. Хотя так и хочется перенести ее на весь мир. Игра «двуликого» Тони Сервилло, как и всего актерского ансамбля, великолепна. Это – та комедия, которую захочешь пересмотреть и один из лучших фильмов всего NICE 2015. Прекрасный – и долгоиграющий – аккорд для завершения Фестиваля нового итальянского кино.

Таким вот ярким, красивым, оригинальным и интересным был NICE 2015. Спасибо, что были с нами!

Текст: Светлана Иванова

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ