«Неоновый демон»: реквием по красоте

30 июля 2016, 10:30

Новая лента датчанина Николаса Виндинга Рефна — дежурно спорный фильм нонконформиста мира кино, одна из самых смелых премьер года, не влезающая в узкие рамки формата «Нравится/Не нравится».

Поскольку в мире есть мало вещей страшнее канала Fashion TV, можно сказать, что Николас Виндинг Рефн выбрал по-настоящему бронебойный инструмент для причинения максимума неудобств дорогому зрителю. Понять возмущение отдельных любителей кинематографа можно: не каждому по душе, когда над ним издеваются, а порой (точнее, почти всегда) именно это и происходит в «Неоновом демоне». Можно, но все-таки не хочется: странно, если бы в фильме Рефна было по-другому.

Кадр из фильма "Неоновый демон"

Кадр из фильма «Неоновый демон»

Сюжет здесь достаточно условен: красивая девушка, которая знает о том, что она красивая, но при этом не раздражает зрителя, пытается сделать себе карьеру модели. Нескольким ее конкуренткам все это очень сильно не нравится, и сразу понятно, что ничего хорошего для главной героини ожидать не стоит.

Какое-то время картина выглядит то ли как ремейк фильма «Глянец», то ли как клип группы Chvrches, и смотреть на это все почти нет сил. Если бы «Неоновый демон» действительно с обличительным пафосом критиковал индустрию моды, это был бы, пожалуй, худший фильм на свете. Благо, если Виндинг Рефн и сходит с ума (что вряд ли), то как-то последовательно и правильно. Очень по-садистски он по полчаса показывает вечно растерянную Эль Фаннинг,  затем демонстрирует примерно миллиард лифчиков, гепарда и Кристину Хендрикс (просто чтобы была). Каждые три минуты кто-то монотонно говорит героине Фаннинг, что она красивая, а она раз за разом опускает глаза и говорит «спасибо» – стоит ли говорить, что уже через полчаса ты весь этот кошмар реально ненавидишь.

Кадр из фильма "Неоновый демон"

Кадр из фильма «Неоновый демон»

Все это время Рефн мучительно пытается понять, как красота меняет мир, и приходит к неутешительному выводу: никак. Там, где секс равняется насилию, и в каждом темном коридоре есть по одному Киану Ривзу с ножом наперевес, красота становится смутным сном о чем-то большем. С одной стороны, никто не может смириться с тем, что прекрасное является вещью в себе, с другой – найти ему хоть какое-нибудь практическое применение, кроме нелепых и пустых, люди тоже не в состоянии. Решить этот ребус не удается и счастливой обладательнице пресловутой красоты: после сотого модного показа неминуемо всплывет вопрос, что делать дальше, но прыгать в пустой бассейн героине Эль Фаниннг все-таки не хочется.

Кадр из фильма "Неоновый демон"

Кадр из фильма «Неоновый демон»

Умение увидеть красоту режиссер вовсе ставит с талантом потребителя оценить хорошую кофемолку в супермаркете или со способностью маньяка выбрать из сотен потенциальных жертв одну. Стремление завладеть чем-то светлым Рефна попросту смешит: что потом с ним делать — непонятно, тем более что в чужих руках это светлое моментально превращается в какую-то гадость.

Проходится он и по романтическим идеалам: неплохой, в общем-то, парень Дин говорит о том, что красота – не главное, и режиссер принимает сторону своей героини, вмиг ставшую стервой. В контексте фильма слова Дина – очевидная ложь, никак не помогающая при самоопределении «какой ты вид еды или секса». Само собой, начинающая модель машет своему поклоннику ручкой: ты лицемерный и скучный, пока!

Кадр из фильма "Неоновый демон"

Кадр из фильма «Неоновый демон»

Холодный, отчужденный мир «Неонового демона» — это пространство, в котором отсутствие красоты легко компенсируется ее подделками (хотя, по сути, это то ли некрофилия, то ли каннибализм), а никто даже не замечает. На первый план выходит навык поглощения (тут Рефн позволяет себе мрачно усмехнуться) и переваривания прекрасного. В конце фильма датчанин просто-напросто разводит руками: красивые люди – это хорошо, но все-таки больше ценятся железные нервы и хорошее пищеварение.

О3658

Текст: Митя Мотин

Сохранить

Сохранить

Сохранить

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ