Третий фильм известного сценариста Александра Миндадзе, который в советское время тесно работал с легендой советского кино Вадимом Абдрашитовым и получил звание «мастера слова» в кинодраматургии. Сценарии Миндадзе сами по себе композиционно выстроены и не перестают удивлять сюжетными поворотами. Это третий фильм Миндадзе, где он выступает и как автор сценария, и как режиссер.
Кадр из фильма «Милый Ханс, дорогой Петр»
Предпремьерные описания фильма не соответствовали действительности. Да, по вине немецкого инженера Ханса произошел взрыв на стекловаренном заводе, а свидетелем всего этого был Петр. Таким образом, они оказались связаны, но этот фильм не рассказывает об их ненависти, перерастающей в дружбу. Картина повествует о переживаниях самого немецкого инженера. Конечно, к этому причастен Петр, но исключительно для окраса внутреннего состояния главного героя.
Интеллектуальная картина, после показа которой критики разделились на поклонников и ненавистников, причем с «пакетами» аргументов с обеих сторон. Два часа фильма невозможно воспринимать буквально; отсутствуют какие-либо подсказки, которые должны помочь в разъяснении происходящего на экране. Не удается зацепиться за нить повествования; кинолента похожа на бесконечный поток сознания, изображающий внутреннее состояние немецкого инженера Ханса.
Кадр из фильма «Милый Ханс, дорогой Петр»
Картина подходит к концу через череду длинных планов. Возможно, даже сам Тарковский позавидовал бы четко продуманным мизансценам, которые оставляют зрителя с полноценным образом происходящего. Финал ставит долгожданную «точку», но зритель все еще остается в «потоке».
«Милый Ханс, дорогой Петр» предстает законченным произведением искусства. Сомнения по картине, этот неотъемлемый атрибут критики, улетучиваются за эти последние пару минут фильма.
После фильма «Орда» Андрей Прошкин снова на ММКФ, и снова он стремится получить приз за свою фантастическую комедию «Орлеан».
В картине рассказывается о небольшом, расположенном почти в глуши, городке Орлеан. Появление странного человека, экзекутора по профессии, сильно влияет на жителей города. Теперь уже у необычной красотки-парикмахерши Лидки, хирурга Рудольфа и местного следователя Неволина жизнь кардинально изменится: у каждого есть свои «скелеты в шкафу», а экзекутор пришел их разоблачать.
Кадр из фильма «Орлеан»
Из-за формы повествования кинолента выглядит как слаженный аттракцион, но вот назвать фильм массовым язык не повернется. Скорее, это арт-мейнстримовская картина, которая совмещает в себе несколько жанровых специфик: посмеяться, погрустить и испугаться можно в любой момент. Это ставит новую работу Прошкина в выигрышное положение.
Режиссер отвечает на серьезные вопросы морали через абсурдность, что является характерным и излюбленным способом повествования для британского кинематографа. Но больше всего радует, что уважаемые актеры российского экрана предстают в другом амплуа и делают совершенно немыслимые вещи под предводительством Юрия Арабова, который написал сценарий к фильму.
«Орлеан» – своеобразное развлекательное кино, но фестивального плана, которое по-своему отвечает на вечные проблемы бытия.
Мехрдад Гафарзаде долгое время работал критиком в иранских газетах, специализируясь по части современной литературы и кино. Как режиссер он начинал со сценариев, создал около шести ТВ-шоу, затем снимал документальные фильмы, а в 2011 году он снял свой первый художественный фильм «Получатель». Теперь же на ММКФ он представил свою вторую полнометражную картину «Море и летающая рыба».
Кадр из фильма «Море и летающая рыба»
Кинолента повествует о молодом глухонемом юноше Эсхане, посаженном в исправительную колонию для несовершеннолетних преступников. Ему тяжело контактировать с миром из-за инвалидности, и потому он придумал свой вид общения – посредством рисунков. После визита матери, Эсхан узнает, что его отец насильно хочет выдать замуж его сестру, и очень переживает из-за этого.
Кадр из фильма «Море и летающая рыба»
Контрастная и красочная работа для серого иранского мира. Все начинается с черных угольков, а заканчивается голубыми, белыми красками, на фоне которых он разбрасывает красные пятна, изображающие рыб. Несмотря на заявленную драму и гипертрофированную «чувствительность» изображения, кинолента выглядит светлой, доброй и придающей надежды. Минус остается только за актерами, которые не смогли полностью справиться с поставленными задачами, почему кинолента местами выглядит фальшиво в самом своем плохом смысле.
Невероятная история о том, как искусство и творчество сплачивает совершенно пропащих людей.
Испанский кинематограф славится своею откровенностью повествования. Каким бы фантастическим фильм ни был, в нем фигурируют аспекты реальной жизни, добавляя больше драматических ноток.
Это вторая дебютная работа, представленная в конкурсе ММКФ, и испанский режиссер Сое Берриатуа, как можно тщательней, пытался рассказать о жизни нескольких испанских подростков, которые считают себя изгоями в этом мире.
Кадр из фильма «Герои зла»
Трое школьников, озлобленных на весь мир, сначала просто воруют вещи в магазине. Потом они осознают, что насилие можно использовать против мира, который они так ненавидят, и создают организацию «Герои зла». Вот только не герои они вовсе.
Кадр из фильма «Герои зла»
Совершенно лишенная каких-либо чувств и логики в повествовании картина. Создается впечатление, что режиссер просто играет со зрителями, потому что поведение главных персонажей совершенно далеко от реальности. Возможно, из-за идеи показать все грехи нынешней молодежи, Берриатуа пытался «впихнуть» как можно больше оных в один сценарий и всячески его расширить. Только это у него не получилось. Фильму невозможно верить, как и самим героям.
Йорн Доннер, один из самых почитаемых режиссеров Финляндии, представил свою «театральную» картину на ММКФ.
Фильм представляет собой большой рассказ об известной женщине, которая стояла во главе дизайнерской компании «Маримекко» — Арми Ратиа. Один из театров решается поставить пьесу о ее жизни. Постановка охватывает отрезок с 1949 по 1968 годов жизни Арми. Актеры, режиссеры и сценаристы воссоздают жизнь этой женщины с нуля, «оживляя» ее.
Кадр из фильма «Арми жива!»
Композиционно киноленту можно назвать «рассказом в рассказе» или же «театром в театре». Зритель видит жизнь Арми только на театральной сцене, поэтому задействованы самые бюджетные декорации. Это не биографический художественный фильм об известной личности, это театральная пьеса о значимой персоне. Но даже в этих формулировках не все так просто.
Кадр из фильма «Арми жива!»
Помимо самой Арми, мы видим режиссера пьесы, актрису главной роли, как они пытаются понять и прочувствовать героиню, предоставляя возможность самому зрителю проанализировать ее персону и создать собственный образ главы дизайнерского дома.
Режиссер поначалу предстает рассказчиком и ведет зрителей за собой, но потом, при полном контакте с залом, посредством театрального повествования, аудитория сама следует за сюжетом фильма.
Японка Мипо О, выступая на пресс-конференции, призналась, что очень рада приглашению на ММКФ и счастлива представить свой фильм зрителям. По ее словам, она не думала, что приедет в Москву, потому что три недели назад у нее родился ребенок, и поначалу ей казалось невозможным сразу отправиться на фестиваль в Россию.
Кадр из фильма «Будь паинькой»
Кинолента представляет собой несколько частных историй, который только символически пересекаются между собой, но имеют одну общую и глобальную тему – издевательство над детьми и домашнее насилие. С этой проблемой сталкивается молодой учитель начальной школы. Совсем с другой стороны показана эта тема у матери трехлетней дочки, которая, в свою очередь, не представляет, как можно не бить ребенка за проделки. Другую же сторону приобретает история, раскрываясь в рамках общения одиноко живущей старушки и ребенка-инвалида: женщина получает удовольствие от их встреч и совсем не замечает его «особенностей».
Кадр из фильма «Будь паинькой»
Как бы трудно ни было показать выбранные аспекты взаимоотношении «взрослый-ребенок» с разных сторон, у Мипо О получилось это слаженно и компактно, а также, что самое главное, чувственно и не фальшиво. Ее фильм – типичная работа фестивального кино, но она ближе к публике, чем другие работы конкурсной программы. На первый план режиссер выносит серьезную и вечную проблему, но не пытается раскрыть ее через всю призму реального мира. Мипо О делает это художественно, мягко, используя киноязык, не отрицая своей легкой японской стилистики, показывая по возможности «вежливую» сторону культуры своего народа.
«Будь паинькой» — единственная картина, после просмотра которой остается светлое чувство. Именно это и обещал продюсер Хидэки Хосино, когда представлял вместе с Мипо О фильм на сцене.