На пресс-конференции режиссер фильма, Ивайло Христов, сказал, что темы смены поколений и отвергнутой молодежи – это актуальные в настоящее время вопросы для длительной беседы или, даже, дискуссии. Также режиссер признался, что переживает за будущее современного поколения, и потому, собственно, снял этот фильм.
В основу фильма «Лузеры» положена сугубо частная история. Четверо школьников – Елена, Коко, Пацо и Гошо – живут в провинциальном городке и считают себя настоящими неудачниками. Коко влюблен в Елену, а она, мечтая стать певицей, интересуется исключительно гастролями известной рок-группы. Впрочем, приезда рок-звезд ждет не только Елена, но и весь город: концерт открывает городу череду любовных романов, разочарований и запутанных взаимоотношений.
Кадр из фильма «Лузеры»
Ивайло Христов мастерски выстраивает свою камерную школьную историю. Он не изменяет своей стилистике, только перенаправляет свою картинку в черно-белый мир, добавляя четкую контрастность, не «раскрашивая» углы. Этим приемом режиссер показывает, какого цвета окружение главных героев.
Христов чувствует некоторую ответственность за современную молодежь. По его словам, постоянные сообщения в СМИ, что «кто-то там в какой-то школе ударил учителя», заставляют переживать его самого. В своей картине он намекает, что подобное положение дел нельзя оставлять просто так: надо что-то делать.
Режут слух слова маленькой девочки 11 лет, что она не любит веселится, потому что такой родилась. Христов не вселяет никакой надежды на светлое будущее: даже ребенок, уверен он, не может выдержать этого серого мира.
Кадр из фильма «Лузеры»
Однако режиссер не хочет долго вдаваться в глубокую драму и завершает фильм весьма символической концовкой. Таким образом, картина выглядит намного светлее реальности, даже если бы Христов сделал ее в натуральных, не утрированных, «цветах».
Схожая по композиции драма «Урок» Кристины Грозевой и Петера Вылчанова идет в рамках программы «100 лет Болгарскому кино» на ММКФ в этом году.
За все три конкурсных дня фестиваля не было ни одной дебютной работы, и «Дорога» ливанского режиссера Раны Салем стала первой такой картиной.
Молодая пара Рана и Гай живут в современном Бейруте. Рана решает уйти с работы и теперь не уверена в том, что хочет делать дальше. Ее муж – человек более целеустремленный. Он возделывает землю, которая и дает ему средства к существованию. А еще он независимый видеохудожник, создающий живые перформансы. Отгородившись от реальности, потеряв чувство времени и пространства, Рана погрузилась в воспоминания и мечты. Гай решает, что им надо отправиться в путешествие. Удалившись от города, они оказались среди девственной природы и покинутых селений. Путешествие вызывает в памяти картины прошлого, и, в конце концов, их путь приводит их к дому в горах, где прошло детство Гая.
Кадр из фильма «Дорога»
Режиссер оставляет фильм без любых подсказок, не создает никаких диалогов: главные герои просто молчат. Со зрителем же говорит только оператор, «подсказывая» главные точки сюжета из-за «занавеса» экрана.
Интересна сама идея неизведанной ливанской молодежи, их отношение к искусству, любви, как они развлекаются в клубах, где играет сплошной пост-панк – а потом, ни с того, ни с сего, резко бросают все и уезжают, куда глаза глядят.
Кадр из фильма «Дорога»
Из-за нехватки диалогов, общей недосказанности ситуации, необоснованной игры эмоциями – а точнее ее недостаточности – фильм смотрится пустым. Возможно, Рана Салем вдохновлялась китайским и корейским кинематографом, где любят разговаривать символами и метафорами, но у ливанского режиссера подобного кино не получилось.
Дебютная «Дорога» – голая «картина», без красок, без контура и точек, абсолютно без «одежды». Несмотря на это, видеоряд может опьянить зрителя сам по себе.