Настоящее черно-белого

23 августа 2014, 14:50

Долгожданная премьера фильма Родригеса и Миллера «Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убивать» состоялась 21 августа в российском кинопрокате. Первая часть картины вызвала настоящий ажиотаж не только у поклонников комиксов, но и у любителей нео-нуара. С большим удовольствием пересмотрев всей редакцией оба фильма, мы задались вопросом о роли черно-белого кино в современном кинематографе, а Николай Гросицкий постарался на него ответить.

Все киноведы и киноманы привыкли делить историю кинематографа на 4 основных этапа. Немое черно-белое кино, звуковое черно-белое кино, цветное кино и кино в формате 3D. Пока это все основные этапы видоизменения кинематографа. Вполне возможно, в скором времени мы будем добавлять и другие цифры к букве «D». Не за горами 17D формат и 47D. Но пока давайте говорить о том, что уже свершилось. Итак, перед нами четыре основных периода существования кино. Все было бы слишком просто, если бы они шли линейно, один за другим. Дело в том, что на заре мирового кинематографа у режиссеров особо не было выбора: снимать картины на черно-белую пленку или на цветную. Только немногие гениальные творцы и реформаторы были готовы закрашивать флаг броненосца вручную. Остальные все снимали исходя из технических возможностей. Но самое интересное: это рассмотреть случаи, когда режиссер сознательно выбирает черно-белую пленку для реализации своего замысла, хотя может снять фильм и на цветную. Вот о таких случаях и хочется поговорить.

В первую очередь следует вспомнить направление «нуар» и его производные. «Поздний нуар», «нео-нуар», «пост-нуар»и пародии на «нуар». Интересно, что цветное полнометражное кино появилось в середине 30-ых годов, а уже в 40-ых начали снимать первые картины в стиле «нуар». Самыми характерными чертами этого направления являются нудные диалоги, ночные съемки, брутальные герои, которые в итоге погибают, лживые женщины и полное смешение антагониста и протагониста: обычно эти две функции исполняет один персонаж. Очень важны мужские шляпы, дождь и панорама города. Однако, учитывая, что жанру чуть менее ста лет, то глупо предполагать, что все фильмы делаются по одному шаблону.

Болгарский фильм «Дзифт» 2008 года является ярчайшим представителем нео-нуара. Фильм описывает события, которые произошли за одну ночь с парнем по кличке «Моль». Он выходит из тюрьмы, в которой провел 15 лет по ложному обвинению. Теперь он должен найти бриллиант, ради которого он все это время терпел тюремную жизнь. Он совсем чужой в этом изменившемся и умчавшемся вперед мире. Но «Моль» стремится к своей цели, как мотылек к огню. Оператор снимал картину на три типа камер: действие, которое происходит в шестидесятых, снято на 35 мм; сцены, которые происходят до тюрьмы — на 16 мм, а видения главного персонажа — на 8 мм.

Дзифт

Кадр из фильма «Дзифт»

Еще один удивительный пример нуара, в котором нет почти ничего из вышеназванного направления, — это Фильм Джима Джармуша «Мертвец». Никаких мегаполисов, широкоугольных камер, лживых красоток в чулках и тому подобным. Но, несмотря на это, фильм снят по всем законам жанра. Джим Джармуш использовал монохромную пленку во многих своих фильмах, однако в этом случае он нашел кинопленку с теми оттенками чёрно-белых тонов, которые были ему нужны именно для съемок «Мертвеца». Философский вестерн в стиле «нуар» покоряет зрителей своей атмосферой и тягучим ритмом жизни. Несмотря на то, что все в фильме носятся с револьверами и все время друг друга догоняют, более гармоничного и успокаивающего фильма сложно найти в американском кинематографе за последние 20 лет.

Следующий знаковый черно-белый фильм не имеет никакого отношения к нуару. Зато имеет прямое отношение к Джиму Джармушу. Съемки картины «Кофе и сигареты» режиссер окончил в 2003 году, а начал — на 13 лет ранее. Все это время в голове Джармуша роились мысли, зарисовки, образы, локации и обрывки диалогов. В итоге, все эти компоненты сценария настолько выкристаллизовывались, что фильму не понадобилось единства пространства и времени. Однако все новеллы объединены цветовой монохромной гаммой и двумя атрибутами. Не сложно догадаться какими. В данном случае лаконичность при выборе цветов компенсируется гениальными диалогами и харизматичными персонажами. Отличный фильм, что и говорить.

Кадр из фильма «Кофе и сигареты»

Стивен Спилберг всегда снимает кино-махины. Масштабные и трогательные эпопеи. На съемках «Списка Шиндлера» было запрещено использовать зеленую одежду и предметы, поскольку этот цвет плохо смотрится на черно-белой пленке. Однако полностью монохромным этот фильм назвать нельзя. На фоне тысяч и тысяч голодных и изможденных евреев периодически появляется девочка в грязном розовом пальтишке. Сложно сопереживать сразу целой нации, а конкретному замученному ребенку — легко. Не очень хитрый прием, но очень действенный. Это не единственный случай, когда в черно-белом фильме расставляются акценты с помощью цветных кадров. В фильме «Плезантвиль» режиссер Гэри Росс очень удачно совместил цветные кадры с черно-белыми эпизодами. От этого эффекта фильм приобрел особенный магнитизм и ретро-обаяние. Если «Плезантвиль» можно назвать романтической комедией с элементами мелодрамы, то картина «Эд Вуд» — это черная комедия. И в прямом смысле, и в переносном. Стилизация под кино 50-ых годов, причем не лучшего качества, рассказывает историю самого отвратительного режиссера всех времен и народов (до выхода российской картины «Кавказская пленница!» Максима Воронкова). Особое обаяние картине придают монохромная гамма, беззубый Джонни Депп и режиссура Тима Бертона. Сложно представить, как выглядел бы этот фильм в цвете, зато сейчас он выглядит лучше некуда.

Список Шиндлера

Кадр из фильма «Список Шиндлера»

В 2011 году Мишель Хазанавичус снял еще одну черно-белую стилизацию под старый Голливуд. Из-за излишней четкости и отсутствия «зерна» на современной черно-белой пленке фильм «Артист» снимали на цветную пленку и применяли специальные фильтры, чтобы сделать черный и белый более насыщенными или нежными в зависимости от задачи. Фильм  получил пять премий «Оскар» в номинациях: лучший фильм, лучшая мужская роль, лучший режиссер, лучшие костюмы и лучший саундтрек. Не уверен, что это кино войдет в историю, и его будут приводить в пример подрастающим поколениям, но выбор киноакадемии уважать стоит.

Европейские кинематографисты также не редко обращаются к монохромному изображению. С разницей в 6 лет во Франции вышли две практически одинаковые картины — «Девушка на мосту» и «Ангел А». Романтические мелодрамы с явным уклоном в сторону драмы. Герой и героиня, оба одинаково несчастны, но каждый по-своему. Игры между жизнью и смертью, мосты Парижа, случайно зародившаяся любовь… Патрис Леконт и Люк Бессон сняли очень типологичные фильмы для французского кинематографа начала XXI века. Именно чувство ностальгии определяет появление черно-белой пленки, отсутствие клипового монтажа и бешеной динамики в сюжете. Это очень легкий арт-хаус с ароматом апероля шприц и треклятых устриц.

Настоящий арт-хаус пахнет покрепче, чем коктейль и легкая закуска. В лучшем случае спиртом, а в худшем — бензином или просто тленом. Русский арт-хаус вырос из фильмов, которые запрещали в советское время. Именно Тарковский, Герман, Иоселиане, Муратова, Параджанов и многие другие создали нынешних Хлебникова, Буслова, Вырыпаева, Звягинцева и Попогребского. И если Андрей Тарковский доказал свое умение работать со светом в дипломной работе «Каток и скрипка», а уже потом снял самый великий черно-белый фильм о художнике, то Алексей Герман всегда предпочитал работать в черно-белых тонах.

В Америке в 1977 году молодой режиссер Дэвид Линч снял совершенно удивительное черно-белое кино «Голова-ластик». Впервые выбор пленки играл не столько эстетическую роль, сколько психотропную. Фильм-наркотик, фильм-убийца, фильм-экстаз — так называли картину критики. Это новое слово в мировом кинематографе. Максимум эффекта при минимальных затратах.

Кадр из фильма "Голова-ластик"

Кадр из фильма «Голова-ластик»

Мэтр европейского «авторского кино» Микаэль Ханеке снял в 2009 году картину «Белая лента». Это была сложная психологическая драма, главными героями которой были  дети священника, подозреваемые в садизме и насилии над мальчиком с ограниченными возможностями. Когда фильм был снят и смонтирован, режиссер взял и перевел весь материал в черно-белую гамму. И сразу появилась резкость, аскетичность, исторический контекст, и ушла излишняя театральность. Фильм стал жестче, грубее, а также получил «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. Не зря режиссер променял широкие возможности цвета на лаконичность теней.

Кадр из фильма "Белая лента"

Кадр из фильма «Белая лента»

Можно долго перечислять замечательные и не очень фильмы, снятые в черно-белом формате, однако пора подвести некоторые итоги. Можно сказать, что монохромная пленка, как выразительное средство, уходит в прошлое. Ничего с этим не поделаешь. Большинство будет снимать цветные фильмы. Но, самое время задуматься, а так ли нам надо черно-белое кино в мейнстриме? Может оставить привилегию снимать в ч/б только редким мастерам? Пусть изредка радуют нас немного мрачным и устаревшим кино, как черно-белые сны после долгой прогулки по дождливому городу.

Текст: Николай Гросицкий

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ