Премьера фильма состоялась на Берлинском кинофестивале в прошлом году и получила смешанные отзывы критиков. После картин «Американец» (2009) и «Самый опасный человек» (2014) Корбейн снова концентрируется на биографическом повествовании, сюжете, основанном на реальной истории.
В центре фильма взаимоотношения пытающегося свести концы с концами фотографа Денниса Стока и никому пока еще неизвестного актера Джеймса Дина. Это небольшое путешествие станет началом крепкой дружбы.
У Антона Корбейна две страсти – фотография и музыка. После того, как режиссер оставил фотографию на короткий срок и приступил к съемкам «Контроля» (2007), он признался в любви к музыке. На этот раз, снимая «Лайф», Корбейн делится своими чувствами и мыслями о фотографии, которая открыла для него мир искусства.
Деннис Сток в исполнении Роберта Паттисона становится героем-резонером. Естественно, режиссер, который так давно не брал в руки фотокамеру и не уезжал в далекие места, чтобы поснимать музыкантов или кого-то еще, скучает по этому виду деятельности. Поэтому Деннис Сток выглядит таким же неугомонным, готовым все бросить, уехать за образом и спать на чемоданах или где еще попадется, как это делал сам Корбейн во время туров U2 или Depeche Mode. Однако американский фотограф живет в 50-х годах и пытается раскрыть талант неизвестного меланхоличного актера, который не очень ему хочет в этом помогать.
«Я сделаю из тебя звезду» — с такими мыслями Деннис Сток предлагает Джеймсу Дину не постановочный фотосет после просмотра фильма с его участием. Сам актер слегка ухмыляется и что-то мямлит, что больше похоже на слова «не знаю», чем «да» и «нет». Так и начинаются отношения между с виду ленивым Дином и с горящими глазами от идеи Стоком.
В картине два главных героя, но один уступает другому. Как бы ни хотелось в фильме увидеть очередной «Контроль», все равно его невозможно разглядеть. Из-за деления главной роли на две Корбейн упускает психологизм характеров и взаимоотношений героев. Все действия происходят через разговоры и видоискатель фотоаппарата, через линзу и пойманный фокус. Корбейн идет по маршруту Стокка, когда тот все-таки уговорил Дина на несколько фотоснимков. Так он следует за ним по улицам Нью-Йорка, а потом и в родные края актера – в Индиану. Режиссер старается запечатлеть псевдодокументальным образом все маршруты таких знаковых персонажей в мировой культуре. Но его недостигаемый образ в голове – это Деннис Сток, у которого, в свою очередь, в мыслях один Джеймс Дин.
У Роберта Паттисона, как и у Дэйна ДеХаана, в карьере случились колоссальные перемены. Оба успели поработать во франшизах — таких как «Сумерки» Кэтрин Хардвик и «Новый Человек-паук» Марка Уэбба, снялись также в камерных фестивальных драмах, как «Звездная карта» Дэвида Кроненберга и «Убей своих любимых» Джона Крокидаса. По-другому же они выглядят в «Лайфе» у Антона Корбейна. Переживая историю полувековой давности, еще полностью не рассказанную хроникально, они играют на камеру так же, как Стокк в 50-х годах предлагал Дину не постановочную фотосессию.
Там больше разговорах о фотографиях, об издательстве Magnum и всей красоте работы фрилансера-фотографа, который нашел свою музу, но личные проблемы, финансовые неразберихи, скверный характер не позволяют развить свои идеи и талант. Кинематограф и актерская среда идут фоном, слегка только напоминая о себе. Стокк и Дин плюют на все и отправляются в другой штат, домой к молодому актеру. Фотограф налегке, следуя за образом, разочаровывается в нем, но потом находит что-то иное в человеке, с которым он так сблизился за эти дни и понимает, что это история достойна журнала Life.
Джеймс Дин стал звездой больше не из-за фильмов, не из-за роли бунтаря со смешанными чувствами и тяжелым детством, не из-за образа молодого человека в белой футболке и джинсах. Как и обещал, Деннис Стокк сделал из него звезду — икону протеста всему голливудскому, он показал простого парня, который настолько скучает по дому, что ему все равно, в каком тоне разговаривать с директором Warner Bros. Парень в черном пальто и с сигаретой, кто ты на самом деле?
“We must get home again”, — говорит Дин в исполнении Дэхаана, читая стихотворение американского поэта Джеймса Уиткомба Райли. Что значит для актера дом? Лос-Анджелес, Индиана или те детские игры с мамой? Корбейн отвечает по-своему, делая стихотворение лейтмотивом всего фильма. Но как быть Стокку, где его место? У фотографов нет дома, они везде, по всему миру. Но они точно знают, кто с ними всегда будет рядом – фотокамера.
Антон Корбейн поет песню фотографии, своим прожитым годам среди красного цвета, проявителя и всех остальных химикатов. Он не говорит «Прощай» — наоборот, скорее всего, намекает, что пора снова вернуться к своему родному делу. Вернуться домой.
«Режиссер Антон Корбейн предлагает зрителю взглянуть на Джеймса Дина как на предмет, а точнее, как на любопытный объект для съемки – таким его видит фотограф Деннис Сток. Молодой актер только начинает свой путь: «К востоку от рая» готовят к премьере, близятся съемки «Бунтаря без причины»…
Не могу не отметить отличную игру Дейна ДеХаана и Роберта Паттинсона – их персонажи получились противоречивыми, грустными, ищущими, сомневающимися и, может, поэтому такими живыми.
На такое кино непременно стоит идти, чтобы на пару часов погрузиться в прошлое и задуматься о собственном настоящем. Фильм рассказывает не только о пути к славе, но и об истинных ценностях, которые есть у каждого из нас, какую бы дорогу в жизни мы не выбрали».
Сара Мишель Карташова, студентка
Текст: Ася Заболоцкая