Могут ли машины мыслить?

2 февраля 2015, 13:00

Рецензия на художественный фильм «Игра в имитацию»

    Байопик (фильм-биография) – очень опасный жанр в кино. Создавая художественное произведение про какого-либо известного человека рискуешь нарваться на «праведный гнев» его поклонников. Другая опасность – провалиться в прокате, так как биографические киноленты обычно не пользуются популярностью у зрителей. Режиссеру фильма «Игра в имитацию» Мортену Тильдуму («Охотники за головами») удалось избежать краха, мировые кассовые сборы уже превысили бюджет картины в восемь раз. Кинолента взяла главный приз на МКФ в Торонто, включена в список десяти лучших фильмов 2014 года, а также поборется за Оскар в восьми номинациях. Однако поклонники выдающегося британского  математика Алана Тьюринга навряд ли будут в восторге после просмотра «Игры в имитацию», которая выйдет в российском прокате на этой неделе. Создатели фильма пожертвовали документальной достоверностью, чтобы сделать историю о жизни известного криптографа более увлекательной. Бенедикт Камбербэтч, известный по сериалу «Шерлок», сыграл в байопике главную роль. Несмотря на некоторые визуальные сходства с Тьюрингом, актер предстает в фильме замкнутым интровертом-ботаником, хотя многие современники ученого считали его веселым и открытым человеком. Постоянно переключаясь между определенными фрагментами из жизни взрослого, молодого и юного Тьюринга, авторы картины упускают множество деталей. Такая избранная фокусировка смахивает на спекуляцию, однако это не значит, что создатели не имеют права на собственную художественную интерпретацию.

The-Imitation-Game-04

В основу сценария положена книга Эндрю Ходжеса «Алан Тьюринг: Энигма» (1992). Но название фильм получил благодаря знаменитой статье британского криптографа «Могут ли машины мыслить?» (Computing Machinery and Intelligence), в которой ученый предлагает модель теста-игры, названной в дальнейшем «Тест Тьюринга». Суть игры в том, что человеку, изолированному в отдельной комнате, необходимо с помощью наводящих вопросов отгадать пол двух участников игры, расположенных за стеной.  Игра усложняется тем, что первый игрок (А) должен ввести в заблуждение вопрошающего, а второму (B) выгоднее говорить правду. Тьюринг задает вопрос: «Что произойдет, если в этой игре вместо А будет участвовать машина?». Очевидно, что в этом случае человек, задающий вопросы будет ошибаться реже. В фильме режиссер поместил на место игроков А и В самого Тьюринга, а вопросы ему задает полицейский, который расследует ограбление в доме ученого. По сути, главный герой спрашивает сам себя: «Кто я, машина или человек?». Необычный вопрос не лишен основания, так как весь фильм персонаж Камбербэтча сталкивается с этой дилеммой, выбирая между логикой машины и человеческими эмоциями. Ученый даже называет свое изобретение человеческим именем Кристофер, в честь друга детства (хотя это также является художественным вымыслом – в реальности машина называется «Bombe»).

87979

Сюжет кинокартины строится вокруг работы Тьюринга над взломом кода шифровальной машины «Энигма» во времена Второй мировой войны. Шифровальные устройства типа «Энигма» были основным способом передачи закодированных сообщений в среде немецких войск, поэтому их расшифровка позволила бы британцам и другим противникам Гитлера выиграть войну. Тьюринга пригласили в Блетчли-парк для работы над расшифровкой «Энигмы» с командой ведущих ученых. Там он сооружает машину «Bombe», ставшую в дальнейшем прообразом компьютера. Во время работы в Блетчли-парк криптограф знакомится с Джоан Кларк (Кира Найтли). Девушка настолько поразила своим умом Тьюринга, что он делает ей предложение, однако не сможет жениться в силу своей гомосексуальности. Несмотря на то, что Джоан не особо волнует ориентация Тьюринга, этот аспект становится одной из главных конфликтных линий в «Игре в имитацию». Дело в том, что с 1885 года в Великобритании действовала «Поправка Лабушера», согласно которой мужчины, обвиненные в «грубой непристойности», приговаривались к двум годам тюрьмы или к химической кастрации. По данной поправке в 1895 году был осужден Оскар Уайльд, которого приговорили к двум годам каторжных работ. В 1952 году по ней же осудили Алана Тьюринга. Ученый не хотел сидеть в тюрьме длительный срок, поскольку переживал за свои научные исследования, и поэтому согласился на химическую кастрацию. Принудительное «лечение» вызвало тяжелую депрессию у Тьюринга, и через два года он покончил жизнь самоубийством, отравившись цианидом. В 2009 году Алан Тьюринг был признан «одной из самых известных жертв гомофобии в Великобритании», а в 2013 году королева Елизавета II официально помиловала ученого за выдающиеся заслуги. Около 50 лет операция «Hut 8» по расшифровке Энигмы, которой руководил Тьюринг, была засекречена, поэтому не удивительно, что реабилитация ученого произошла так поздно. Кстати, на днях Бенедикт Камбербэтч вместе со Стивеном Фрайем подписали открытое письмо британскому правительству с просьбой помиловать около 50 тысяч человек, осужденных в ХХ веке по «Поправке Лабушера».

47

Сюжетный упор на неприятие заслуг великого ученого гомофобным государством вряд ли понравится среднестатистическому русскому зрителю. Так же как и попытка показать огромный вклад Великобритании в победе над фашизмом (мы до сих пор одержимы идеей, что русские спасли весь мир, забывая про огромное значение союзников). Удивительно вообще, что этот фильм был допущен к показу в России, учитывая недавно принятые законы. Тем не менее «Игра в имитацию», безусловно, достойный и качественный фильм, где в роли супермена по старой доброй английской традиции выступает энергичный чудаковатый интеллектуал, со своими странностями и шармом. Алан Тьюринг стал для меня таким же мифическим персонажем как Доктор Кто или Шерлок Холмс, но в отличие от последних он реально спас несколько тысяч жизней и пожертвовал собой ради науки.

Текст: Евгений Белов

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ