ММКФ-40: Интервью с режиссером фильма о Вячеславе Полунине

5 мая 2018, 22:55

В рамках Московского международного кинофестиваля мы поговорили с Клайвом Ховардом, одним из авторов документального фильма «И смех, и снег Славы Полунина», показанного на фестивале. Он рассказал нам, почему согласился на это «путешествие», о трудностях во время съемок и что такое fantasy documentary.

«И смех, и снег Славы Полунина» — это документальная картина Клайва Ховарда и Стива Хейзмэна, рассказывающая о зимнем путешествии Вячеслава Полунина и его труппы на Север России, в Архангельск.

В рамках ММКФ прошла ваша мировая премьера. Вы смотрели фильм вместе со зрителями. Какие впечатления?

Это было грандиозно. Не каждый день можно получить такой опыт. Испытываешь невероятные ощущения, когда видишь свой фильм на экране и смотришь его вместе со зрителями. Можно повернуться и увидеть все эти улыбающиеся и смеющиеся лица, особенно когда они смеются во время правильных моментов. Было очень классно.

Перед премьерой вы ожидали чего-то конкретного от зрителей?

На самом деле, не особо. Конечно, я ожидал, что люди поймут историю, сам фильм. Это такие вещи, о которых ты всегда беспокоишься во время своего первого показа. Наше кино очень аккуратное и спокойное, никакой отсебятины, крутых шуток, никаких сцен с погонями, там нет ничего того типичного, что обычно линейно выстраивает фильм в повествовательном плане. Оно отражает самые важные моменты, все в нем становится единым целым. По хронометражу фильм также небольшой. На показе мы надеялись, что зрители увидят правду, и, вроде как, у нас это получилось.

кадр со съёмок фильма «И смех и снег Славы Полунина»

Вы представляли на ММКФ картину о «Снежном шоу» российского актера, режиссера и клоуна Вячеслава Полунина. Почему вы решили снять этот фильм?

На самом деле, я никогда не слышал о «Снежном шоу» Полунина, но где-то в 2011 году мой друг поучаствовал в представлении с таким названием. В общем, в первый день шоу я пришел без камеры и был поражен увиденным. Я все время провел за кулисами, и все происходящее на сцене и в зале для меня было какими-то инопланетным и неизвестным. На следующий день я притащил камеру и начал снимать. После пяти дней таких вот съемок у меня стало очень много материала, который что-то значил и куда-то вел, но я не знал куда.
Каким-то образом Слава это увидел и нашел меня на одной из вечеринок. Там он подсел ко мне и начал показывать невероятные фотографии. На вопрос, не фестиваль ли на них, он ответил: «Нет. Нет. Это моя жизнь». На фотографиях была куча людей в белом или все внезапно в красном и на лодке. Все это поразило меня до глубины души, и я был заворожен. Слава живет во Франции, недалеко от Парижа на мельнице. После этих фотографий я сразу же захотел все эти места заснять на камеру. Именно тогда я понял, что мне нужен Стив Хейзмэн, который всегда может найти сюжет и центр в истории. Так и началось наше путешествие.
Поначалу мы снимали только само шоу в Лондоне, потом жизнь Славы и его фестиваль во Франции. Мы не переставали думать насколько этот человек талантлив, и что мы обязаны снять кино о нем, поэтому мы искали углы, как лучше обратиться к его истории. И тут Слава говорит, что собирается отправиться на поезде со «Снежным шоу» в Архангельск. Я и Стив сразу воскликнули: «Вот оно! Мы должны быть на этом поезде».

С какими трудностями вы столкнулись во время съемок?

Мы были в поисках чего-то иного, не хотели снимать просто документальный фильм. Также было важно показать, что мы чувствовали во время нашего путешествия, потому что именно эти чувства являются олицетворением всего этого. Но еще мы хотели показать что-то новое для поклонников «Снежного шоу»: взгляд из-за кулис, как шоу строят каждый раз и всю эту химию между артистами. По итогу у нас было очень много материала, так как весь процесс съемок был богат многочисленными историями, поэтому было очень сложно что-то вырезать и найти самое важное. Сначала у нас получился очень драматичный фильм, потому что мы со Стивом любим темную сторону. И «Снежное шоу» начинается с момента, когда клоун вешается. Это невероятно. Мы показали Славе наш фильм, и он сказал нам такую вещь: «У «Снежного шоу» есть две стороны — темная и светлая. У вас не хватает той яркой светлой стороны». Нам предстояло много работы, чтобы избавиться от лишней «темной стороны». Основные проблемы заключались как раз в необходимости найти ту самую субстанцию, которая бы все это закрепила в одно целое.

Какой был самый запоминающийся момент во время вашего путешествия?

Наверное, самый запоминающий момент был, когда мы снимали всех в снегу. Часть нашей съемочной группы была одета в зеленые костюмы и практически в одно нижнее белье. Мы отправили их прогуляться по замерзшему льду и засняли, как они пересекают лед и дрожат от холода *смеется*.

кадр со съёмок фильма «И смех и снег Славы Полунина»

Как вы решились на такое путешествие без определенного бюджета?

Это был огромный риск. Но мы поняли, что обязаны это сделать. Сначала мы нашли деньги на поезд, потом Слава помог нам с жильем, билеты в Россию также стоили дешево. Это было какое-то чудо. Мы старались экономить там, где могли. Позже мы обратились к краудфайдингу («добровольное финансирование» прим. редакции), нам действительно это помогло и бюджет начал расти. Но например, Джимми Хейзмэн, наш монтажер, помогал нам за просто так. Было много людей, кто так делал. Это действительно дорогого стоило, ведь это время.

Вы работали над фильмом около пяти лет. Не было мысли бросить эту затею?

Нет, никогда, как бы смешно это ни звучало. Во время Q&A-сессии на ММКФ я сказал, что люблю этот фильм. И каждый раз, когда я его пересматриваю, он приносит одну только радость. Это невероятно, сколько смотрю и всё те же эмоции. Надеюсь, что каждый испытывает то же самое. Стэнли Туччи, режиссер фильма «Последний портрет» о художнике Джакометти , однажды сказал: «Ты не заканчиваешь фильм, ты его бросаешь». И это так и есть, потому что можно бесконечно что-то добавлять и переделывать, но в конце надо найти момент, когда стоит просто остановиться.

У Полунина в шоу было невероятное взаимодействие со зрителями, и это, в принципе, естественно для любого театрального представления. В вашем фильме также есть взаимодействие с аудиторией, что нетипично для документального кино. Такое чувство, что ты находишься именно с ними, с артистами в поезде и т.д. Как так получилось?

На самом деле, это была одна из самых трудных задач, поставленных во время съемок. По этой же причине мы и хотели снять этот фильм. Все-таки это не просто документальный фильм. Мы пытались делать то, что делает «Снежное шоу». Мы знали, что в этом шоу есть что-то особенное, поэтому стали снимать фильм. «Как это можно сделать? Как это происходит? О чем это?» — эти вопросы были олицетворением нашего путешествия. Поэтому мы проводили очень много времени, наблюдая за тем, как это работает. Во время тестового показа, где зрители ничего толком не знали о Полунине и его шоу, выходили ошеломленные с бегающими глазами и искали нас, чтобы узнать, что же с ними произошло. Они были заинтересованы. Думаю, у нас получилось поймать этот момент.

кадр со съёмок фильма «И смех и снег Славы Полунина»

Почему ваш фильм почти полностью черно-белый?

«Снежное шоу» очень сложное и красивое в плане цветовых гамм. Стив объяснял это так, что именно черно-белая колористика помогает объединить фантастический мир шоу и реальный, чтобы было сложно определить, где реальность, а где нет. Другая причина — облегчение восприятия фильма, ведь в нем  происходит очень много всего. Когда Стив только предложил это, я был против. Но когда мы стали смотреть, что из этого выходит, мы поняли, что в фильме больше красок, чем это было изначально.

Как думаете, должно быть больше вот таких междисциплинарных фильмов?

На самом деле, невозможно предсказать, какие фильмы будут выходить в будущем. Красота именно в этом. Сейчас у всех смартфоны, и с их помощью можно сделать столько восхитительных вещей, поскольку цель всего этого — рассказывать истории. Вы спросили, будет ли много таких фильмов, как наш, — я надеюсь. Но еще я надеюсь, что будет много других фильмов, о которых я даже подумать не мог. Например, фильм «Между рядами» (реж. Томас Шубер, Германия, 2018 год) меня очень поразил, даже несмотря на затянутость. Удивительное кино.

В фильме говорится, что между логикой и радостью Клоун всегда выбирает радость. А что вы выбираете лично для себя в жизни?

Я бы не смог жить без творчества, если честно. Но самое главное в нашей жизни — маленькие крохотные вещи, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Это не создание фильма или поход на премьеру — совершенно не эти вещи. Для меня это крохотные реакции и ответы, когда говорят «спасибо». Просто маленькие моменты, которые встречаешь в течение дня. Я бы выбрал это.

Беседовала: Ася Заболоцкая

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТСЯ