Милош Форман: в тени кинематографа

18 февраля 2015, 11:00

Известному голливудскому кинорежиссёру чешского происхождения сегодня исполняется 83 года.

В наши дни все передовые режиссеры, прославившиеся своими проектами, становятся медийными персонами в самом широком смысле этого слова. Их жизни освещаются в прессе, их приемы и авторские почерки ищут в новых проектах, их личная жизнь интересна людям. Однако в 1970-90 годы ситуация немного отличалась от текущего положения вещей, частной жизни кинодеятелей не уделялось столь пристального внимания. Чтобы убедиться в этом, достаточно лишь взглянуть на фотографии со светских мероприятий тех времен и оценить атмосферу и окружение. Сегодняшний именинник, Милош Форман, которому уже 83 года, — один из тех, кому удалось вписать свое имя в историю и при этом скрыть его от глаз общественности и объектива телекамер. Форман как бы остается в тени, что, разумеется, незаслуженно, ведь, ознакомившись со списком его лучших фильмов, мы сможем осознать масштаб его вклада в мировой кинематограф.

«Пролетая над гнездом кукушки», 1975

82cfdd54206f

Милош Форман стал одним из тех режиссеров, что врываются в мир большого кино своим первым крупным проектом, а затем становятся заложниками своей репутации. Разве может что-то повторить триумф его «кукушки»? Форман снял одну из самых проникновенных драм в истории кинематографа, экранизировав довольно сложную книгу Кена Кизи. Масштаб и неповторимость данного фильма делают его подлинной жемчужиной кино, которую в качестве учебного пособия рассматривают на факультетах психологии и социологии. История буйного и непокорного МакМерфи в исполнении Джека Николсона, который имитирует свое помешательство и попадает в психиатрическую лечебницу вместо тюрьмы, привлекает свое внимание поразительным осмыслением реальной жизни, а также демонстрацией широкого спектра характеров и конфликтов. Оказавшись в лечебнице, МакМерфи не может понять, почему пациенты стали безвольными и слабыми личностями, оставившими во внешнем мире свою волю и надежду. Зритель становится свидетелем ярко выраженной борьбы противоположностей – бунтующего против социальных предписаний МакМерфи и властной и жестокосердечной медсестры Рэтчед. Не удивительно, что история маленькой революции, развернувшаяся в миниатюрном подобии нашего мира, получила 5 статуэток «Оскар» — за лучший фильм, за лучшую мужскую и женскую роли, адаптированный сценарий и режиссуру.

«Волосы», 1979

119510ecdf6db8d6573bdcc4656

Спустя 4 года после успеха своей «кукушки», Форман вновь показывает историю непонимания и борьбы против социальных условностей, а также беспощадную машину государства, которая  без разбора манипулирует людьми в своих интересах. На этот раз режиссер обратился к 60-ым годам 20 века и продемонстрировал главные для того времени события американского общества: войну во Вьетнаме и расцвет движения хиппи. И Форман слил воедино два этих течения, показав историю простого парня Клода, «ребенка цветов», которого призывают во Вьетнам. Режиссер вновь показал весь наш мир в миниатюре, продемонстрировав на конкретном примере цену человеческой жизни и человеческих убеждений, а также суровую реальность из американской истории. Чем же оригинален этот фильм? Как минимум тем, что это мюзикл. Две номинации на «Золотой глобус».

«Регтайм», 1981

7867

В «Регтайме» Форман обращается к истории США и помещает своих героев в начало 20 века, вновь разворачивая полотно драм человеческой жизни. На этот раз речь идет о стремлении простого человека, что примечательно, темнокожего, добиться справедливости в сложном переплетении множества человеческих судеб. Форман пытается показать максимально реалистичную картину быта и нравов того времени, и потому очень тщательно подходит к  проработке мельчайший деталей как характеров, так и окружения главных героев. Фильм в каком-то плане стал «неудачником» в отношении кинонаград, поскольку из 8 номинаций на «Оскар» и 7 на «Золотой Глобус» фильм не получил ничего. Самый внимательный зритель может попытаться обнаружить небольшое появление Джека Николсона, который там бородат и к тому же пират.

«Амадей», 1984

original

Казалось бы, Форману уже никогда не удастся повторить успех «Пролетая над гнездом кукушки», но спустя почти 10 лет после выхода знаменитой ленты режиссер вновь выстреливает, выпуская новый шедевр мирового кинематографа. Трехчасовой фильм о Моцарте и Сальери может по праву считаться одним из лучших фильмов в жанре биографии, поскольку так живо изобразить эпоху и персонажей мало кому удается. Форман показывает историю, возможно, самого странного гения в мировой истории через призму восприятия Сальери. История двух одержимостей и двух судеб, стремящихся к одному, но приходящих к разному, побуждает зрителей к рассуждению о природе гениальности и борьбы. Так ли был не прав Сальери, недоумевающий, что столь великий музыкальный дар был отпущен клоуну и шуту? И в полной ли мере Моцарту удалось раскрыть свой талант? Крайне противоречивая и, безусловно, гениальная драма получила 8 статуэток «Оскар» и 4 «Золотых глобуса», накрепко вписав себя в историю кинематографа.

«Вальмон», 1989

67786

Форман вновь берется за экранизацию, правда, на этот раз более сложного в плане художественных решений произведения – романа в письмах Шодерло де Лакло «Опасные связи». Историю Вальмонта, классического донжуанского героя, ищущего в общении с людьми лишь интересные игры и наслаждения, и маркизы де Мертей – дамы из высшего света, забавляющейся манипуляциями и разрушениями человеческих судеб, экранизировали уже неоднократно, ведь эта история интригует читателей с самого момента ее написания. Однако данный фильм не вошел в историю, будучи задавленным прочими экранизациями «Опасных связей»; в фильме нет присущей Форману монументальности, внимания к деталям, даже конфликт выглядит немного вялым. Лента получила лишь номинацию на «Оскар» за лучшие костюмы, но, как известно, этой чести может удостоиться и «Белоснежка: Месть гномов».

«Народ против Ларри Флинта», 1996

1321186465_hnmaor1w

В середине 90-ых Форман выстреливает со своим новым фильмом, который пусть и не получил множества наград, но снискал любовь зрителей. Картина рассказывает о, как не трудно догадаться, Ларри Флинте, который в 70-ые годы основал порножурнал «Hustler», который неожиданно стал крайне популярен, получив статус некого символа эпохи наркотиков, сексуальной революции и новой культуры. Однако не все в обществе были довольны подобной фривольностью и распущенностью нравов, и потому народ решает наказать Ларри Флинта. Помимо прочих достоинств фильма, многим сегодня будет интересно посмотреть на еще молодого Вуди Харельсона в главной роли, с которой он блестяще справился.

Текст: Павел Костюк

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ